История бухучета древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:58, реферат

Описание работы

Совершенно уникальный опыт хранит история бухгалтерского учета Древнего Египта.
Появление такого государства как Египет, достигшего совершенно грандиозных успехов и оставившего потомкам одно из непревзойденных чудес — потрясающие пирамиды — стало возможным только благодаря четкой и хорошо налаженной системе бухгалтерского учета, опиравшегося на надежные носители данных.

Файлы: 1 файл

история бухгалтерского учета Древнего Египта.docx

— 30.19 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

"УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ"

Институт  экономики и управления

Кафедра "Финансов и учета"

 
  
  
  
  
  
РЕФЕРАТ

 

На тему

 

" Бухгалтерский учет в Древнем Египте ".

 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. ОБ-080115-21                                                           Н. Д. Бирюкова

 

 

 

Проверил:                                                                                 

К.э.н., доцент                                                                                   Т. А. Ильина                                                                                          

 

 

 

 

 

                                                               Ижевск, 2013

              Бухгалтерский учет в Древнем Египте.

Совершенно уникальный опыт хранит история бухгалтерского учета  Древнего Египта.

Появление такого государства как Египет, достигшего совершенно грандиозных успехов и оставившего потомкам одно из непревзойденных чудес — потрясающие пирамиды — стало возможным только благодаря четкой и хорошо налаженной системе бухгалтерского учета, опиравшегося на надежные носители данных.

История учета в древнем  Египте началась с того, что несколько тысяч лет назад, в долине Нила, люди научились делать папирус. К этому времени - юности мира - восходят и истоки письменного учета. Регистрация фактов хозяйственной жизни велась тогда на свитках папируса (свободных листах). Длина свитков составляла 4-5 м, высота 18-24 см. Записи делались черной и красной тушью для эстетики. Например, год писали черной, а месяц и день - красной, частные числа - черной, итоги - красной и т. п. На свитках, прежде всего, составляли инвентари. По столбцам приводили наименования различных ценностей, а по строчкам - дни, по которым отмечалось количественное их движение.

Основным учетным приемом  стала инвентаризация.

При I и II династиях (3400-2980 гг. до н.э.) каждые два года проводилась  инвентаризация всего движимого  и недвижимого имущества страны. Это объяснялось тем, что право  собственности на землю и прочее имущество в Египте принадлежало правящему царю — фараону. От его  имени и велся учет.

Так называемое “исчисление  имущества”, то есть инвентаризация ценностей  фараона считалось в Египте столь  важным делом, что годы правления  царей датировались именно по времени  их проведения. Чем больше проведено  инвентаризаций — тем мудрее правитель  Египта, тем счастливее его народ.

Занимались этим важнейшим  государственным делом писцы.

Египет был полностью  централизованным хозяйством. От имени  владыки-фараона им и управляли  писцы. Именно они и составляли мощную иерархию власти, власти бюрократической. Не зря говорили, что число писцов в Империи равно числу звезд  на небе. Однако среди чиновников писцов особо не уважали. Это были, как  сказал Т. Манн, “... вялые души, только и готовые записывать своими тростинками  все, что прикажут, они вообще не думали, что могли быть рождены для власти и обобщения, для чего они именно поэтому и не были рождены”. (Иосиф и его братья. М.: ИХЛ, 1968, том 2-ой, стр. 97)

Начальник — старший чиновник, часто презирал чиновника младшего — писца.

Вот как Томас Манн описывает  “инструктаж”, проводимый одним чиновником другого чиновника-исполнителя.

Он говорит: возьми “... письменные принадлежности — листы, тростинки и тушь — и, пользуясь человеческим письмом, составь перечень имеющихся у нас товаров по их разновидностям — смол, мазей, ножей, ложек, тростей, светильников, а также обуви, светильного масла и цветного стекла. Наименования напишешь черной тушью, а вес и количество — красной, только без ошибок и клякс...” (том 1-ый, стр. 628).

Однако презрение коллег – бюрократов было обусловлено, прежде всего, завистью к официальному статусу  писцов, а их официальное признание  было колоссальным. Писец стал настолько  значительной фигурой в государстве, что был приравнен к носителю царского опахала — лицу неприкосновенному. И главные писцы Египта стали  наравне с носителями стандартов участвовать в торжественной  церемонии выхода фараона.

Такие почести воздавались  писцам не случайно. Чтобы вести  бухгалтерский учет наш коллега  должен был овладеть искусством письма и счета, запомнить огромное число  знаков, а затем умело применять  их сложные комбинации. В этом нелегком деле древнеегипетским писцам покровительствовал их бог — бог мудрости, счета  и письма - Тот. Его жена Маат была богиней истины и порядка. В те времена покровители учета знали на ком жениться.

Возможности Тота были весьма разнообразны. Но прежде всего это был бог письменности. Любопытно, что древнеегипетские бухгалтеры называли его писцом божьей книги, изрекшим сущее и создавшим то, чего не было. Отсюда следует очень важный вывод, определяющий психологию бухгалтерского учета и со временем ставший основой важнейшего бухгалтерского принципа – принципа обязательного документирования фактов хозяйственной жизни – «записанное в бухгалтерских книгах и есть существующее». Для бухгалтера существует лишь то, что зафиксировано в первичных документах и отражено в учетных регистрах – в то время эти понятия были тождественны. Записанное есть существующее — эта фраза означает рождение в экономической жизни идеального мира — мира бухгалтерских данных, бухгалтерской информации, существующего совершенно обособленно от мира реальной хозяйственной жизни.

Бухгалтерские данные с этого  момента становятся реальным инструментом деятельности хозяйственника.

“Список, опись ценностей, надо полагать, соответствует действительности, так что он не только живописен, но и полезен. Приятно видеть столь  исправный и четкий перечень своих  товаров, где так единообразно обозначены разнородные вещи. Товар бывает смолистый  и жирный, но купец не касается его  руками, а орудует им в его письменном выражении. Вещи находятся там, но в  то же время они и здесь, причем здесь они чисты и обозримы. Такой список похож на духовную плоть  вещей, имеющуюся у них наряду с осязаемой плотью” (там же, том 1-ый, стр. 629).

Однако эта иллюзия  надежности бухгалтерских данных породила возникновение старейшего бухгалтерского парадокса, заключающегося в том, что  учетная информация практически  никогда не соответствует реальному  положению дел в хозяйстве.

Позднее, уже в новое  время эта проблема примет чисто  методологический характер. Пока она  существовала в виде фактов естественно  присущих каждому хозяйству —  естественной убыли, результатов воровства  и порчи.

Точности учета были призваны способствовать неустанные молитвы  писцов богу Тоту.

“Тот, владыка правды, глава  книг — звучала молитва — да даст искусство в писании, способность  в иероглифах. О, Тот, приди и руководи мною — взывал к своему богу писец  — сделай меня искусным в твоей  должности. Прекрасна твоя должность; она лучше всех ... да воскликнет толпа  людей: “Велико то, что творит Тот!” Они идут с детьми, чтобы приложить к ним печать твоей должности прекрасной, о мощный защитник. Радуется исправляющий ее”.

Из слов молитвы видно, что наши древнеегипетские коллеги  очень любили свою работу. Их оптимизм имел материальную основу.

Лишь писцу — говорили молодому бухгалтеру, вступающему в  свои обязанности, — выпадает великая  честь: он не платит налоги. На нее нет  обложения. Да знаешь ты об этом.

Значение писцов в Среднем  царстве возросло до такой степени, что они с презрением смотрели на всех остальных тружеников, занятых  тяжелой физической работой. С величайшим самодовольством писцы заявляли, что они считают работы всего  населения Египта, освобождены от побоев и защищены от тяжкого труда, в то время как все другие нагружены  как ослы.

Сохранились поучения отцов  и учителей молодым людям, вступающим в школу писцов. В них доказывается, что хотя корень учения горек, но плоды  его сладки и при этом в самых  черных красках описываются трудности  и превратности всех профессий, за исключением  профессии писца, которая оказывается  самой наилучшей на свете. “Нет писца  — говорится в одном из таких  поучений, — лишенного пропитания от достояния царского дома. Должность  писца — великая должность, письменный прибор его и свиток папируса его  доставляют ему блага и богатство”. Недаром благодарят бога его отец и мать — он направлен на путь жизни.

Привилегированное положение  писцов стимулировало развитие бухгалтерского учета. Шло время, и люди, занимавшиеся учетом, осознали, что инвентаризация только констатирует факты состояния, в то время как более важную роль в хозяйственной жизни играют факты-действия и факты-события.

Действия — это обычные  факты, которые характеризуют хозяйственные  процессы, например, сбор урожая. События  — это незапланированные и  неконтролируемые факты, например, падеж  скота, воровство. При всех обстоятельствах  учет действий и событий был важнее учета состояний, ибо учет изменений  — это всегда причина (динамика), а учет состояний, — только следствие (статика) хозяйственной жизни.

Цель текущего учета заключалась, прежде всего, в проверке достоверности  фактов получений и выдач: серебра, хлеба, пива и т. д. Факт хозяйственной  жизни оформлялся тремя лицами - один отмечал на папирусе число ценностей, намеченных к отпуску, второй проставлял рядом фактический отпуск (сначала  отмечал, а потом отпускал) и, наконец, третий сравнивал числа и делал  отметки о выявленных отклонениях, проводя продольную черту на проверенных документах.

Ценности со склада могли  быть отпущены только при наличии  на документе резолюции уполномоченного  лица: “подлежит выдаче”. “Заведующий  складом” регистрировал отпуск и  подкладывал оправдательные документы. Появившееся в Египте правило - сначала  зафиксируй отпуск ценностей в первичном  документе, а потом выдавай их - дошло, как известно, и до наших  дней. Наиболее строго сегодня оно  применяется при оформлении кассовых операций. “Кладовщики” по окончании  дня должны были составить отчет, в котором отражали движение ценностей  по плательщикам и получателям, а  внутри этой первичной группировки - по наименованиям ценностей. Отчет  подытоживался. Если он состоял из нескольких листов, то подсчитывалась каждая страница отдельно и отчет в целом. Ежедневно  составляли сводку данных по складу и по “управлению складами”. Однако все эти сводки хотя и выполнялись ежедневно, содержали уже группировку по наименованию ценностей. Так родился дошедший до нас товарный отчет. Он то и подлежал проверке третьим лицом.

Существенным моментом материального  учета было ежедневное выведение  остатков. Это было возможным в  связи с относительно небольшими объемами хозяйственной деятельности.

Необходимость привлечения  к оформлению факта хозяйственной  жизни трех чиновников-исполнителей: 1) распоряжающегося ценностями; 2) заведующего  этими ценностями (зав. складом); и 3) контролера, была связана с глубоким недоверием к людям, их наклонностям и интересам. Предполагалось, что  в этом случае, чтобы что-то сокрыть  и украсть три человека должны вступить в сговор. Однако, как справедливо  считали древние египтяне, такой  сговор если и возможен, то не на долго. Каждый человек может украсть, ибо он страдает от собственной алчности, но эта же алчность порождает и зависть к успехам других людей. Следовательно, несколько человек всегда могут украсть и расхитить имущество, но никогда не смогут разделить украденное. Рано или поздно, кто-то непременно сочтет себя обиженным и обделенным. Этот-то человек и сделает донос. В результате государственная собственность будет спасена. И, в сущности, не столько тогда, когда будет сделан донос, а в самом начале возникновения факта хозяйственной жизни, из-за боязни возможности доноса. Ибо, полагали наши предки, страх, в частности, страх доноса и страшных наказаний, лучший залог честности и порядочности. Этот очень сомнительный подход с точки зрения абсолютной нравственности, тем не менее обеспечивал достаточную прочность хозяйству страны на протяжении почти 4 000 лет.

Материальный учет предполагал  и регистрацию сметных назначений. Действительно, при VI династии мы встречаем  в учете смету и видим, что  регистрация фактов хозяйственной  жизни позволяла контролировать выполнение сметных назначений. Это  подтверждается документами, относящимися к 2500-2400 гг. до н.э.

Слияние элементов материального  учета и сметы можно наблюдать  в таблице норм выдачи продуктов  питания на месяц лицам, строившим  в скале колодец.

 

 

                  Нормы выдачи зерна строителям колодца (в харах)

 

Число работников

Сорт 1

Сорт 2

Начальник отряда

1

2

5,5

Писец

1

2

5,5

Вольнонаемный рабочий

17

1,5

4,0

Раб

2

0,5

1,5

Стражник

1

1,25

3,25

Служанка

1

1,5

1,5

Привратник

1

0,5

1,0

Врач

1

0,25

-

Весь фонд

25

34,0

87,75

1 хар = 95,7 л


 

Приведенные данные любопытны не только в бухгалтерском отношении (на 25 человек предусмотрен 1 писец - ставка равна ставке начальника), но и в  социальном смысле: раб получал меньше 1/3 заработка вольнонаемного, а стражник, карауливший двух рабов, имел больше, чем эти рабы вместе. Женский труд оплачивался ниже, чем мужской. Интересно  отметить, что работало 19 человек, а  обслуживало их 6.

О ходе работ начальник представлял  ежедневный письменный отчет. Прием  работ и контроль за их ходом выполнялся специальными комиссиями. Если отчет признавался неудовлетворительным, писца, в целях повышения квалификации, избивали.

Документы часто составляли в двух или трех экземплярах, а записи разделяли  на черновые и беловые.

Рассматривая учет в Египте, вернее то немногое, что мы о нем знаем, необходимо отметить, что именно здесь, в долине Нила, зародилась зеркальная натуралистическая концепция учета - как можно точнее описать движение ценностей в хозяйстве. Удалась ли эта задача древнеегипетским коллегам? На этот счет существуют разные мнения. Одни (А. Шарфф), рассматривая ошибки писцов, полагали, что они - следствие низкого уровня учета, другие (А.М. Галаган, Д.А. Смирнов) видели в этих ошибках акт сознательной фальсификации и, наконец, третьи (Ж. Дюмикин, Ж. Пиренн, Н.С. Помазков) считали, что речь вообще идет о случайных ошибках, да и то эти ошибки не столько ошибки древнеегипетских бухгалтеров, сколько неумение наших специалистов читать иероглифы.

Информация о работе История бухучета древнего Египта