История развития аудита и международных стандартов аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 12:14, реферат

Описание работы

Целью аудита, в самом общем понимании, является формирование определенного мнения аудитора относительно проверяемой бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего рода посредническую функцию: устанавливая объективность финансовой информации, он предотвращает столкновение интересов поставщика и пользователя информации. Целью данной работы является изучение исторических этапов развития аудита и международных стандартов аудита.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные этапы развития аудита и системы международных стандартов аудита
Глава 2. Отечественная история развития аудиторской деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

история развития аудита.docx

— 45.66 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный 

университет кино и телевидения»

Институт экономики и управления

 

 

Кафедра информационного менеджмента и бухгалтерского учета

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Международные стандарты аудита»

 

на тему: «История развития аудита и международных стандартов аудита».

 

 

 

      

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 946 гр.,

Павлова А.Н.

   
 

Руководитель:

Старший преподаватель

Сажина С.Б.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2013 г.

 

Содержание

 

Введение 

3

   

Глава 1. Основные этапы развития аудита и системы международных стандартов аудита

 

5

   

Глава 2. Отечественная история развития аудиторской деятельности

11

Заключение 

16

   

Список литературы

17

   
   
   
   
   

 

Введение

 

 

Аудит (в  разных переводах это слово означает «он слышит», слушающий») имеет достаточно большую историю.

Потребность в услугах аудитора возникла в  связи с обособлением интересов  тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства  как потребителя информации о  результатах деятельности предприятий.

Независимое подтверждение информации о результатах  деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству  для принятия решений в области  экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным  органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности  интересующей их финансовой отчетности.

Вместе  с тем аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной  деятельности экономического субъекта.

Аудит как  элемент рыночных отношений получил  признание практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг  являются юридические и физические лица, заинтересованные в достоверности  финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них имеет экономический  смысл в плане снижения предпринимательского риска.  Целью аудита, в самом общем понимании, является формирование определенного мнения аудитора относительно проверяемой бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего рода посредническую функцию: устанавливая объективность финансовой информации, он предотвращает столкновение интересов поставщика и пользователя информации.            Целью данной работы является изучение исторических этапов развития аудита и международных стандартов аудита.

 

Глава 1. Основные этапы  развития аудита и системы Международных стандартов аудита

 

Считается, что контроль существует с незапамятных времен, в то время  как аудит в современном его  представлении появился сравнительно недавно (около 200 лет назад), стандарты  аудита — еще позднее (около 100 лет).  В мировой практике выделяют несколько этапов развития аудита. Первый этап. Исторически обусловленное возникновение аудита. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия [2]. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.  Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. Затем во Франции (1867г.) принят закон об обязательной проверке балансов акционерных компаний особыми ревизорами, которых называли «комиссарами по счетам». Целью проведения проверок является оценка действительного финансового состояния предприятия и реального размера его прибыли.            Второй этап. Появление выборочного аудита.     На рубеже XIX-XX веков в мире наблюдается бурный экономический рост. Создаются транснациональные корпорации и объединения предприятий. Бизнес начинает диверсифицироваться и сегментироваться по функциональному и географическому признакам. Капитализм вступил в монополистическую стадию. В истории бухгалтерского учета этот период знаменателен тем, что в 1904 г. появился консолидированный баланс. В связи с резко возросшим объемом информации аудиторы не могли уже проверять учет и отчетность сплошным порядком, что привело к возникновению выборочного аудита, а также формированию учения о системе внутреннего контроля и необходимости ее оценки в ходе проведения аудита. Американский аудит отделяется и начинает развиваться независимо от внешнего мира.           Третий этап. Начало нормативного регулирования аудиторской деятельности.            Заметным толчком развитию аудита послужил мировой экономический кризис 1929-1933 гг., когда массовое банкротство предприятий потребовало ужесточения порядка проверки, обеспечения независимости проверок и самих аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 г. было принято постановление правительства об обязательной аудиторской проверке бухгалтерских отчетов предприятий с регламентацией самого процесса проведения проверки. В США в 1934 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, которая принялась за нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.   Четвертый этап. Возникновение первых профессиональных аудиторских объединений, дальнейшее развитие аудита, учения о системе внутреннего контроля.           В 1940-х гг. четко формулируется и закрепляется нормативными документами цель аудиторской деятельности — выражение мнения о достоверности представленной финансовой отчетности. Стали разрабатываться национальные стандарты аудиторской деятельности.  В 1942 г. во Франции была создана Палата бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров. В 1945 г. деятельность Палаты была регламентирована правительственным декретом. Палата стала находиться под опекой министра экономики и финансов.      С 1950-х гг. аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок и искажений незначительна, а сама финансовая отчетность достоверна. Резко возрастает значение услуг, сопутствующих аудиту, в первую очередь — консалтинговой деятельности. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно - ориентированного.    Формируются два основных направления регулирования аудита (по степени воздействия государства):         - в США и Великобритании — относительная самостоятельность аудиторских организаций, которые сами создают профессиональные объединения; последние готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и осуществляют контроль за их работой;

- в странах Западной Европы  — аудит жестко регламентируется  правительством.          Пятый этап. Возникновение Международного комитета по аудиторской практике (International Auditing  Practices Committee) в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants), разработка Международных стандартов аудита.    В начале 1970-х гг. под эгидой Международной федерации бухгалтеров (далее — МФБ) началась разработка Международных аудиторских стандартов. Как известно, МФБ — некоммерческая, негосударственная, неполитическая международная организация профессиональных бухгалтеров (в России уполномоченным органом, регулирующим бухгалтерский учет и разработку стандартов аудиторской деятельности на уровне всего государства, считается правительственный орган — Министерство финансов).             На 15 ноября 2012 г. МФБ состоит из 173 членов и ассоциированных членов в 129 странах [5]. Основная цель МФБ состоит в развитии профессии, повышении ее качества с учетом общественных интересов. МФБ действует посредством своих комитетов.         Международный комитет по аудиторской практике (далее — МКАП) является постоянно действующим комитетом Совета МФБ. МКАП был основан в 1977 г. для совершенствования качества и унификации порядка проведения аудита во всем мире. Эта задача им реализуется путем выпуска Международных стандартов аудита (International Standards on Auditing) и Международных положений по аудиторской практике (International Auditing Practice Statements). Последние не относятся к нормативным документам, в них содержатся разъяснения положений, отраженных в самих стандартах, а также необходимые комментарии.         В настоящее время комитет имеет название Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (англ. International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB)) — независимый орган, разрабатывающий стандарты аудита, обзорных проверок и других заданий, позволяющих контролировать и гарантировать качество аудиторской деятельности во всём мире. Комитет создан по инициативе Международной федерации бухгалтеров для унификации положений аудита разных стран.    Международные стандарты аудита (МСА) (англ. International Standards on Auditing (ISA)) — международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности. Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации. На основе международных стандартов в Российской Федерации разработана часть Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, регламентирующих аудиторскую деятельность на её территории [4].  Цель разработки стандартов состоит в обеспечении единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире (независимо от масштаба и степени прибыльности деятельности предприятия, его организационно-правовой формы). При этом признается необходимым, что с учетом национальной специфики в границах каждой страны должно осуществляться локальное регулирование международных нормативов (в форме национальных нормативов или положений, издаваемых законодательными или профессиональными органами).    К 1998 г. Международные стандарты аудита (далее — МСА) стали использоваться в качестве национальных в 34 странах и еще в 35 странах они применяются без значительных изменений. В качестве примеров таких стран можно назвать Нидерланды, Францию, Германию, Швейцарию, Великобританию, Югословию, Болгарию, Чешскую республику и Турцию. Стандарты постоянно дорабатываются с учетом практики их применения, развития самого аудита. Процесс совершенствования МСА носит постоянный динамический характер.     Зарубежным и российским исследователям еще предстоит работа по изучению, анализу, комментированию и практическому внедрению положений новых аудиторских стандартов.

 

Глава 2. Отечественная история развития аудита

 

Первый этап развития аудита. Начало современного этапа развития аудита в России было напрямую связано с переходом на рыночные методы ведения хозяйства. 26 мая 1988 года Верховный Совет СССР принял Закон «О кооперации в СССР», статья 10 которого определяла принципы деятельности кооперативов, статья 32 - организацию учета, отчетности и контроля, проведение внутренних ревизий, а также контроль со стороны финансовых органов. Согласно этому Закону сразу стали появляться экономические субъекты, однако возникла проблема, связанная с тем, что органов налогового контроля как таковых не было, создаваемые экономические субъекты не являлись государственной собственностью. Кроме того, рыночные реформы привели к активизации внешнеэкономической деятельности новых экономических субъектов, появлению совместных предприятий и возникла необходимость в соответствующих структурах, которые бы осуществляли консультационные услуги, а также ревизионную деятельность. Поскольку ревизионные службы присутствовали в каждом министерстве и ведомстве, из работников этих служб пытались создать контрольно-ревизионные группы, действующие по принципу хозрасчета, кроме того, появились кооперативы, специализирующиеся на оказании консультационных услуг, в основном состоящие также из бывших работников ревизионных органов. Однако деятельность этих организаций была незначительна, что во многом объясняется отсутствием нормативной и правовой базы.

Важным  шагом в деле становления аудита можно назвать создание акционерного общества «Инаудит». Необходимость его создания была вызвана бурным ростом внешнеэкономической активности, а также созданием совместных предприятий. 13 января 1987 г. в целях дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества с капиталистическими и развивающимися странами Совет Министров СССР принял постановление «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран» (№ 49). Раздел V «Контроль деятельности совместных предприятий» данного документа содержит:

«46. Проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности совместных предприятий  осуществляется за плату советской  хозрасчетной организацией».

Для проведения таких проверок необходимы были квалифицированные  специалисты, владеющие иностранными языками, знаниями западных стандартов бухгалтерского учета и налогообложения. 8 сентября 1987 г. было принято специальное  постановление «О создании советской  аудиторской организации», которым  было образовано АО «Инаудит» на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР.

АО «Инаудит» имел в своей структуре 10 отделов, которые оказывали услуги действующим в СССР и за границей предприятиям. Нельзя не отметить тот факт, что в 1991 г. «Инаудит» также, как и многие предприятия был приватизирован, совладельцами стали физические лица, многие специалисты ушли из «Инаудита» и создали собственные фирмы, которые существуют сейчас.

Несмотря  на то, что формально «Инаудит» являлся акционерным обществом, по своей сути он остался государственной структурой, крупнейшими акционерами было государство в лице своих министров. Однако, иностранные инвесторы требовали заключения аудиторских фирм относительно деятельности совместных предприятий. Поскольку рыночная ниша аудиторских услуг была практически свободна, западные аудиторские фирмы устремили свои усилия на этот рынок. Первой была одна из крупнейших - «Эрнст энд Янг», создавшая в январе 1990 г. «Эрнст энд Янг Внешаудит». В дальнейшем, все крупнейшие аудиторские фирмы проникли на рынок аудиторских услуг.

Второй этап развития аудита. Второй этап развития аудита в нашей стране неразрывно связан с процессом экономических преобразований, развитием предпринимательской деятельности, начавшейся бурно и активно во всех отраслях экономики. Активизировался и процесс создания аудиторских организаций. Благодаря вступлению в силу таких законодательных актов, которые оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности (Закон «О собственности в СССР» (№ 1305-1 от 06.03.90), Закон «О предприятиях в СССР» от 4.06.1990 (№ 1529-1), а также Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 № 445-1, определявший правовые, экономические и социальные основы создания предприятий на территории РСФСР), стали появляться различные аудиторские фирмы.

Постепенно  шел процесс формирования рынка  аудиторских услуг. В то же время  появляются и общественные организации, объединяющие бухгалтеров-аудиторов, в частности, Ассоциация бухгалтеров  и аудиторов СССР, которая в  дальнейшем была преобразована в  Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов.

Третий этап развития аудита. Третий этап развития аудита в России начался тогда, когда государство, аудиторская общественность, заинтересованные пользователи услуг аудита наконец, поняли, что столь важная и общественно-значимая деятельность должна регламентироваться как на государственном уровне, так и на уровне морально-этическом.

Первый  вклад в дело регламентации аудита внес Центробанк - 6 февраля 1991 г. утверждено «Положение об аудиторской деятельности в банках».

Свой  вклад в дело развития аудита внес и Госкомитет РФ по управлению государственным  имуществом. Распоряжение № 2078-р от 30.11.93 «Об организации обучения и  аттестации аудиторов для чековых инвестиционных фондов» определял организации, получающие права проведения обучения, экзаменов и выдачи сертификатов для аудиторов чековых инвестиционных фондов, форму сертификата. При этом в числе организаций, допущенных к проведению обучения входил Московский региональный союз консультантов и аудиторов.

Информация о работе История развития аудита и международных стандартов аудита