Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:32, реферат
История аудита начинается в глубокой древности, и это не оборот речи. Уже в Древнем Востоке можно наблюдать зачатки систематизированного контроля над бухгалтерской деятельностью, и во многих странах история возникновения аудита схожа: древние египтяне, китайцы и шумеры уже тогда следили за деятельностью чиновников. В Китае во времена династии Чжоу (1122 – 256 гг. до н.э.) государственная система обладала стройным бюджетом и аудитом всех правительственных департаментов. Но только в Древней Греции и Риме аудит (как, впрочем, и многое другое) приобрел более различимые очертания. В 5 в. До н.э. в Афинах народное Собрание контролировало доходы и расходы государства, а в Римской республике государственные финансы находились под контролем Сената и штатом аудиторов. Именно здесь появляются специальные контролирующие органы, обязанностью которых стало следить за правильностью ведения учетных документов. Квесторы, как именовались "сотрудники" таких служб, отправляли свои отчеты в Рим для слушания.
История развития аудита в России и за рубежом
История аудита начинается в глубокой древности, и это не оборот речи. Уже в Древнем Востоке можно наблюдать зачатки систематизированного контроля над бухгалтерской деятельностью, и во многих странах история возникновения аудита схожа: древние египтяне, китайцы и шумеры уже тогда следили за деятельностью чиновников. В Китае во времена династии Чжоу (1122 – 256 гг. до н.э.) государственная система обладала стройным бюджетом и аудитом всех правительственных департаментов. Но только в Древней Греции и Риме аудит (как, впрочем, и многое другое) приобрел более различимые очертания. В 5 в. До н.э. в Афинах народное Собрание контролировало доходы и расходы государства, а в Римской республике государственные финансы находились под контролем Сената и штатом аудиторов. Именно здесь появляются специальные контролирующие органы, обязанностью которых стало следить за правильностью ведения учетных документов. Квесторы, как именовались "сотрудники" таких служб, отправляли свои отчеты в Рим для слушания.
Слушать – вот корень (в буквальном и переносном смыслах) аудиторской деятельности. Именно это латинское слово станет в будущем именем целой отрасли консалтинговой деятельности.
Англоязычная история возникновения аудита связана с архивом Казначейства Англии и Шотландии 1130 г. В 1200-х г. Лондонское Сити подвергалось аудиту, а в начале 14 века среди выборных должностных лиц появились аудиторы.
Возникновение аудита связано
Акционеры хотели быть уверены в том,
что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией,
полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для
проверки правильности финанс
В мировой практике выделяют
несколько этапов развития аудита:
1-й этап. Исторически обусловленное возникновение
аудита. Существует несколько точек зрения
относительно точной даты возникновения
аудита. По одному из мнений, впервые бухгалтеры-аудиторы
появились в Великобритании в середине
XIX в. (Закон о британских компаниях 1862
г. предписывал обязательную аудиторскую
проверку один раз в год), затем во Франции
(1867) принят закон об обязательной проверке
балансов акционерных компаний особыми
ревизорами, которых называли «комиссарами
по счетам». Аудит возник и в других наиболее
развитых капиталистических странах в
условиях концентрации производства и
капитала и создания АО. В условиях увеличения
масштаба производства произошло разделение
между управляющими и инвесторами. Собственник
(инвестор) все реже непосредственно занимался
производственными и финансовыми вопросами,
поручая это менеджерам. Объективно возникает
необходимость независимой проверки учета
и отчетности, составленной наемными менеджерами,
и выражения мнения о ее достоверности,
а также оценки финансового состояния
предприятия. Такое мнение и мог высказать
аудитор. При этом целью проведения проверок
становится не выявление и исправление
ошибок и искажений (как было до этого),
а оценка действительного финансового
состояния предприятия и реального размера
его прибегли.
2-й этап. Появление выборочного аудита. На рубеже
Х1Х-ХХвв. в мире наблюдается бурный экономический
рост. Создаются транснациональные корпорации
и объединения предприятий. Бизнес начинает
диверсифицироваться и сегментироваться
по функциональному и географическому
признакам. Капитализм вступил в монополистическую
стадию. В истории бухгалтерского учета
этот период знаменателен тем, что в 1904
г. появился консолидированный баланс.
В связи с резко возросшим объемом информации
аудиторы не могли уже проверять учет
и отчетность сплошным порядком, что привело
к возникновению выборочного аудита, а
также формированию учения о системе внутреннего
контроля и необходимости ее оценки в
ходе проведения аудита. Американский
аудит отделяется и начинает развиваться
независимо от внешнего мира.
3-йэтап. Начало нормативного регулирования
аудиторской деятельности. Заметным толчком
развитию аудита послужил мировой экономический
кризис 1929-1933 гг., когда массовое банкротство
предприятий потребовало ужесточения
порядка проверки, обеспечения независимости
проверок и самих аудиторов. В связи с
этим в Германии уже в 1931 г. было принято
постановление правительства об обязательной
аудиторской проверке бухгалтерских отчетов
предприятий с регламентацией самого
процесса проведения проверки. В США в
1934 г. была создана Комиссия по ценным
бумагам и биржевым операциям, которая
принялась за нормативное регулирование
бухгалтерского учета и отчетности американских
компаний. С тех пор годовые отчеты акционерных
обществ, акции которых котировались на
бирже, обязательно должны были быть заверены
бухгалтером-аудитором или аудиторской
фирмой.
4-йэтап. Возникновение первых профессиональных
аудиторских объединений, дальнейшее
развитие аудита, учения о системе внутреннего
контроля. В 1942 г. во Франции была создана
Палата бухгалтеров-экспертов и аттестованных
бухгалтеров. В 1945 г. деятельность Палаты
была регламентирована правительственным
декретом. Палата стала находиться под
опекой министра экономики и финансов.
В 1940-х гг. четко формулируется и закрепляется нормативными документами цель аудиторской деятельности - выражение мнения о достоверности представленной финансовой отчетности (которая остается неизменной по сегодняшний день). Стали разрабатываться национальные стандарты аудиторской деятельности.
С 1950-х гг. аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок и искажений незначительна, а сама финансовая отчетность достоверна. Резко возрастает значение услуг, сопутствующих аудиту, в первую очередь - консалтинговой деятельности.
Формируются два основных направления
регулирования аудита (по степени воздействия
государства): в США и Великобритании -
относительная самостоятельность аудиторских
организаций, которые сами создают профессиональные
объединения; последние готовят аудиторов,
присваивают им соответствующую квалификацию
и осуществляют контроль за их работой;
в странах Западной Европы - аудит жестко
регламентируется правительством.
5-й этап. Возникновение Международного комитета
по аудиторской практике (International Auditing
Practices Committee) в рамках Международной федерации
бухгалтеров (International Federation of Acountants), разработка
Международных стандартов аудита. В начале
1970-х гг. под эгидой Международной федерации
бухгалтеров (далее - МФБ) началась разработка
Международных аудиторских стандартов.
Как известно, МФБ - некоммерческая, негосударственная,
неполитическая международная организация
профессиональных бухгалтеров (в России
уполномоченным органом, регулирующим
бухгалтерский учет и разработку стандартов
аудиторской деятельности на уровне всего
государства, считается правительственный
орган - Министерство финансов). К настоящему
времени МФБ включает 153 представителя
из 113 стран мира. Основная цель МФБ состоит
в развитии профессии, повышении ее качества
с учетом общественных интересов. МФБ
действует посредством своих комитетов.
К 1998 г. Международные стандарты аудита (далее - МСА) стали использоваться в качестве национальных в 34 странах и еще в 35 странах они применяются без значительных изменений. В качестве примеров таких стран можно назвать Нидерланды, Францию, Германию, Швейцарию, Великобританию, Югославию, Болгарию, Чешскую республику и Турцию.
Стандарты постоянно дорабатываются с учетом практики их применения, развития самого аудита. Процесс совершенствования МСА носит постоянный динамический характер.
Реакцией на события, происшедшие на рубеже XX - XXI вв. на мировом рынке оказания аудиторских услуг, стало внедрение новых (и доработка прежних) Международных стандартов аудита.
В частности, существенно пересмотрены положения МСА № 500 «Аудиторское доказательство» («Audit Evidence»). В дополнение к «традиционным» видам аудиторских доказательств (тесты контроля и процедуры проверки по существу) появились еще и процедуры, направленные на оценку рисков (Risk assessment procedures). Предполагается, что с их помощью аудитор должен в определенной степени достичь понимания деятельности аудируемого лица, а также среду, в которой оно функционирует, систему внутреннего контроля с тем, чтобы оценить уровень риска наличия существенных искажений в финансовой отчетности.
Зарубежным и российским исследователям еще предстоит работа по изучению, анализу, комментированию и практическому внедрению положений новых аудиторских стандартов.
Во всех развитых странах лицам, желающим
приобрести профессию бухгалтера-аудитора,
предстоят долгие годы учебы и практической
деятельности, а также многочисленные экзамены. Пре
Рассматривая историю возникновения аудита в России, необходимо отметить, что в царской России указанный институт финансово-экономического контроля не был широко развит, хотя само слово «аудит» в России появилось еще во времена Петра Великого и означало - «слушающий». Институт проверяющих был первоначально введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров. В 1888, 1907-1912 и 1929-1930 гг. были предприняты попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторами. В России их называли присяжными бухгалтерами, но признания и широкого распространения они не получили, хотя ревизоры существовали всегда. Однако между аудитором и ревизором, как мы уже выяснили, есть разница.
В советской России вместо аудита получил развитие институт ревизии, поскольку в условиях командно-административной системы управления необходим был контроль, направленный на поиск упущений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, выявление и наказание виновных. Аудит, в его собственном смысле, был не нужен. В то же время необходимо отметить заслуги советских исследователей теории и практики проведения ревизий, поскольку именно они разработали в значительной степени методическую основу и инструментарий контрольных мероприятий, которые используются по настоящее время в ходе аудиторских проверок.
Изменения в нашей стране произошли только в 1990-х гг. в связи с упразднением министерств, ведомств, государственного управления во многих областях. Вместе с ведомствами упразднили и ведомственный контроль, соответствующие им контрольно-ревизионные органы. Объективно проявилась необходимость организации альтернативного контроля, поскольку в рыночной экономике влияние государства ограничено. Стихийно стали появляться первые аудиторские фирмы, в первую очередь, специализирующиеся на аудите отчетности совместных предприятий (для иностранных инвесторов), налоговом аудите. В этот период вообще не было никаких законодательных и нормативных документов по аудиту, стандартов аудиторской деятельности. В ситуации 100%-ного отсутствия нормативного регулирования вышли Указ Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (от 22 декабря 1993 г. № 2263) и утвержденные им «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», которые впервые определили нормативную базу осуществления в России аудита как независимого вневедомственного финансового контроля.
В 2001 г. вышел Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Это первый законодательно оформленный документ, определяющий проведение аудита в России, учитывающий отечественную практику деятельности аудиторских фирм в течение первых 15 лет. Необходимо отметить, что закон разработан на основе международных положений.
Существующие на сегодняшний день отечественные правила (стандарты) аудиторской деятельности одобрены Комиссией по аудиторской деятельности, которая была организована и действовала при Президенте РФ. В настоящее время Комиссия упразднена.
До разработки и утверждения правительством новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 6 февраля 2002 г. № 80 на территории России будут применяться одобренные Комиссией по аудиторской деятельности стандарты. Существующие российские стандарты аудиторской деятельности в свое время были разработаны на основе международных и поэтому очень близки к ним по содержанию.
На мой взгляд, российские стандарты аудита в будущем должны разрабатываться исключительно в соответствии с МСА, а существующие - в необходимых случаях - пройти стадию доработки с целью их приведения в соответствие международным требованиям, поскольку применение специфических стандартов может оказаться серьезным препятствием для российских предприятий, составляющих финансовую отчетность для зарубежных партнеров и инвесторов.
Информация о работе История развития аудита в России и за рубежом