Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:09, реферат
Традиционной для тех времен была так называемая практика «прослушивания» бухгалтеров. Стремясь получать по возможности большую прибыль, собственники, которые нанимали управленцев, назначали контролеров, к обязанностям которых входило выслушивать подотчетных лиц. Так осуществлялся контроль на частном уровне. На государственном же создавались специальные органы (учетные управления), которые контролировали сбор налогов и государственные затраты.
История аудита началась в XIV веке, когда учетные книги стали фигурировать в качестве вещественного доказательства в суде. С XVI века во многих странах был введен правовой контроль учетных книг и стал использоваться термин «аудитор» для обозначения людей, которые занимаются проверкой учетных записей.
При проведении проверки качества аудиторской деятельности во Франции применяются два подхода. В соответствии с "горизонтальным" подходом проверяются все профессиональные аудиторы и все виды аудиторских заданий. "Вертикальный" подход предусматривает аудиторские проверки общественно значимых компаний; одновременно осуществляется проверка применяемых аудиторами процедур.
Контроль качества аудита (надзор, представление отчетности, инспектирование) осуществляется на национальном или региональном уровне. При этом действия Высшего совета аудиторов координируются с действиями региональных институтов, которые отвечают за следующие мероприятия в течение того же периода:
- проверку качества
других обязательных
- проверку правильности
применения процедур и
- организацию "горизонтальной"
проверки других
Кроме того, на национальном уровне действуют комитет, занимающийся ведением списка лиц, допущенных к выполнению аудиторских обязанностей, дисциплинарная палата и контрольные органы, осуществляющие надзор над деятельностью Высшего совета. На региональном уровне создаются департаментские советы, департаментские дисциплинарные палаты и органы контроля за деятельностью департаментских советов. Следует отметить, что в состав контрольных органов входят правительственные комиссары, назначаемые Министерством экономики и финансов.
Усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности проявилось еще и в том, что был создан совет по финансовой безопасности в составе 12 человек:
- три представителя Министерства юстиции, один - Министерства экономики и финансов, один - президент фондовой биржи, один - профессор университета, три аудитора, в том числе два - с опытом аудита госкомпаний, три специалиста в сфере образовательной деятельности. Такой надзорный орган решает все проблемные вопросы, возникающие в развитии аудита, в отношениях между аудиторами и собственниками, а также осуществляет дисциплинарную функцию вплоть до отзыва лицензий.
Таким образом, систему контроля аудиторской деятельности можно охарактеризовать как довольно строгую и четкую именно со стороны государства. Французская модель, в частности, включает:
- определение целей
и задач профессиональной
- разработку общих
положений, норм и правил
- создание региональных отделений;
- постановку задач в деятельности региональных и национальных советов с их полномочиями, комитетов и рабочих групп;
- определение источников финансирования;
- установление регламента страхования.
В международных профессиональных объединениях существуют системы внешнего контроля качества. Специальные контролеры регулярно отслеживают работу аудиторов. Проверку проводят, как правило, по окончании аудита. Международный опыт свидетельствует, что внешний контроль качества повышает дисциплину среди членов объединений.
Во Франции контролер должен иметь не менее трех лет практического опыта и обладать знаниями на уровне руководителя компании. На национальном и региональном уровнях проводят многодневные семинары повышения квалификации. Во Франции большое внимание уделяют и соблюдению профессиональной тайны. Так, проверяющий должен принять обязательство не использовать полученную информацию.
Финансирование проверок качества услуг аудитора должно осуществлять саморегулируемое объединение за счет членских взносов. Рассчитывать их следует пропорционально размеру фирмы. При определении оплаты труда контролера, необходимо учитывать его затраты на проверку. Разумеется, они будут разными в зависимости от региона. Потоки средств, которые идут на оплату проверки, должны контролироваться профессиональными объединениями и государственными структурами. Это снизит коррумпированность аудиторов.
Например, в Великобритании
аудиторские организации
Очень интересен опыт Национальной компании комиссаров по счетам Франции, объединяющей всех аудиторов страны. Через эту организацию в законодательство Франции внесено много важных и принципиальных положений.
Профессиональные объединения определяют стоимость одного часа проверки предприятия в зависимости от его вида деятельности, формы собственности и т.д., государство же по структуре и программе ревизии устанавливает ее минимальную продолжительность по каждой группе организаций. Перемножив один показатель на другой можно узнать стоимость проверки
В российском аудите только зарождается система контроля качества аудита, однако необходимость ее организации давно назрела. Думаю, что профессиональная саморегулируемая организация ИПБ России с нашей помощью – аудиторов, контролеров качества, сможет наладить эту систему с целью функционирования цивилизованного аудиторского рынка.
Система регулирования бухгалтерского учета и аудита во Франции существенно отличается от англосаксонской модели.
Фундаментом системы учета и аудита во Франции служит Коммерческий кодекс (Code de Commerce), законодательно закрепляющий необходимость ведения бухгалтерского учета и представления отчетности. Ключевым звеном этой системы является Национальный бухгалтерский кодекс (National Accounting Code, более известен как Plan comptable general). Этот основополагающий документ содержит более 400 страниц и включает единый план счетов бухгалтерского учета. Кодекс во Франции выполняет те же функции, что стандарты в Великобритании, его задачи тесно связаны с задачами национальной статистики и налогообложения. Разработка этого документа и необходимых методологических указаний к нему была возложена на созданный в 1947 г. при Министерстве финансов Франции Национальный совет по бухгалтерскому учету (Conseil national de la comptabilite - CNC), имевший статус правительственного агентства.
.
Все действующие во Франции нормы профессиональной деятельности аудиторов созданы на базе международных стандартов аудита, которые разрабатываются Международным комитетом по аудиторской практике, Международной федерацией бухгалтеров с учетом национальной специфики и существующей практики.
Аудиторскую деятельность во Франции могут осуществлять только лица, которые имеют диплом эксперта-бухгалтера или свидетельство комиссара по счетам и которые обязательно внесены в Реестр, причем не менее 75% уставного капитала аудиторской фирмы должно принадлежать внесенным в Реестр контролерам-ревизорам. Для срав-
нения: в Великобритании эта часть должна составлять не менее 65%, в Германии – 100%.
Каждый
контролер по счетам во
Примечательно и то, что контроль за соблюдением этических норм осуществляется с момента возникновения профессии комиссара. Правовыми источниками профессиональной этики являются Закон от 24 июля 1966 г. и Декрет от 12 августа 1969 г., профессиональным – Кодекс профессиональной этики, нормы и комментарии, касающиеся профессионального поведения, которые постоянно дополняются, совершенствуются, актуализируются.
Также следует отметить, что при осуществлении профессиональной деятельности комиссарам по счетам разрешается использовать только собственное, настоящее имя, запрещается поиск клиентов путем предложений или присвоения комиссионных и других привилегий, а также запрещается любая форма рекламы: публикации на листах или
циркулярах, в прессе, использование третьими лицами имени комиссара по счетам в рекламных и коммерческих целях.
В Кодексе подробно описываются правила взаимоотношений комиссаров по счетам и аудиторских фирм с региональными и профессиональными компаниями, отношения с профессиональными организациями и коллегами, правила профессиональной подготовки, правила независимости, способы выполнения миссии, отношения с третьими лицами и т. п.
В случае нарушения этических норм и правил виновное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до исключения из Реестра комиссара по счетам.
В настоящее время согласно действующему во Франции законодательству обязательному аудиту подлежит финансовая отчетность акционерных обществ, банков, страховых компаний, других коммерческих предприятий в виде разных обществ (те, которые превышают определенный уровень по своим размерам), а также организаций, к
числу которых принадлежат пенсионные учреждения, спортивные ассоциации, кассы взаимопомощи, ассоциации, которые ведут экономическую деятельность, государственные промышленные предприятия и предприятия других отраслей, сельскохозяйственные кооперативы, которые имеют более 500 тысяч франков оборотного капитала, малые предприятия с численностью персонала более 100 лиц.
Комиссар
по счетам выбирается на
В любом случае
запрещается составление и
Как
положительный факт можно
граждения.
Аудитор не имеет права работать, если находится в родственных отношениях с руководством или администраторами фирм, которые подлежат контролю. Законодательство Франции, как и многих других стран Запада, имеет достаточно четкие правила относительно сохранения аудиторами профессиональной тайны. Общее правило состоит в том, что комиссар не имеет права сообщать информацию о фирме, которая им контролируется, любым лицам, даже связанным с данной фирмой контрактом. Однако в отдельных случаях делаются исключения. В частности, закон освобождает комиссара от соблюдения профессиональной тайны относительно Учетной палаты, органов криминальной и дисциплинарной юриспруденции, комиссии по биржевым операциям, общих собраний акционеров.