История возникновения и развития бухгалтерского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Бухгалтерское дело неразрывно связано с бухгалтерским учетом, так как является его составной частью. В свою очередь возникновение и развитие бухгалтерского учета является составной частью истории человеческого общества. Современная наука в настоящее время не может дать однозначный ответ, когда появился бухгалтерский учет. Во многом это объясняется скудностью сохранившихся источников — учетных документов, использовавшихся нашими предками.
Потребность в учете, контроле и руководстве хозяйственными процессами возникла на самых ранних ступенях человеческого развития и существовала в различных общественно-экономических формациях.

Содержание работы

Введение...................................................................................................... 3
1. История возникновения и развития бухгалтерского дела................................................................................................................. 4
2. Развитие бухгалтерского дела в советскую эпоху................................ 9
3. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов............................................................................................................. 13
Заключение............................................................................................... 20
Список литературы.................................................................................. 21

Файлы: 1 файл

Бух.Дело (5).docx

— 51.72 Кб (Скачать файл)

Для первых лет советской власти характерна законодательная регламентация работы с обращениями граждан. Узаконено право гражданина на обжалование, подачу письменных устных жалоб и сроки их рассмотрения.

В 20-е г. развернулось массовое движение за научную организацию труда (НОТ) и научную организацию управленческого труда (НОУТ), оказавшее значительное влияние на формирование и развитие советского делопроизводства. Теоретические и практические разработки в этой сфере связаны с именами А.К. Гастева, П.М. Керженцева, Е.Ф. Розмирович, Л.А. Вызова, З.К.Дрезена и др.

С начала 1920-х г. государство  патронировало это движение, о  чем свидетельствуют факты проведения конференций по НОТ: Первой Всероссийской конференции в январе 1921 г. и Второй Всероссийский конференции в марте 1924 г., а также создание Таганрогского института научной организации производства в 1920 г. и. Казанского института научной организации труда в 1921 г., научно-практические разработки которых в области управления и делопроизводства способствовали оптимизации работы советских учреждений.

Развитие научной организации управленческого труда связано с деятельностью Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ).

Координация работы по НОТ в стране была возложена на Совет научной организации труда, производства и управлении (Сов-нот), созданный при коллегии НК РКИ в 1923 г., а роль методического центра по руководству рационализацией делопроизводства выполнял Отдел административной техники. Большое значение для развития советского делопроизводства имело создание при НК РКИ в 1925 г. Государственного бюро организационного строительства (Оргстрой) и в 1926 г. Института техники управления (ИТУ). Эти организации тесно сотрудничали. ИТУ занимался теоретическими разработками; Оргстрой реализовывал их на практике, внедряя в деятельность конкретных учреждений на основе хоздоговорных отношений.

При ИТУ был создан Кабинет стандартизации, который разрабатывал общесоюзные стандарты на документы, средства и предметы конторского труда, носители информации. Здесь были разработаны стандарты писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов и др., форматов бумаги, а также стандартизировались материалы, используемые при работе с документами: чернила, ленты для пишущих машинок; разрабатывались образцы конторской мебели.

Для установления связей ИТУ  и Оргстроя с госаппаратом в 1928 г. при ИТУ создано Консультационное бюро.

В 1929 г. ИТУ совместно с  Центрархивом РСФСР подготовил «Правила постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР». Правила имели большое значение для организации текущего хранения документов и определяли порядок их уничтожения. Подготовленный в 1931 г. ИТУ проект «Общих правил документации и документооборота» предполагал введение единых правил делопроизводства в общегосударственном масштабе. Но вследствие ликвидации ИТУ в апреле 1932 г. эти правила не были доработаны и утверждены. После ликвидации ИТУ в СССР не стало единого центра научной разработки вопросов делопроизводства. В истории делопроизводства начался длительный период ведомственного регулирования работы с официальными документами, так как каждое ведомство решало их по-своему.

В 20-е г. и в начале 30-х г. вопросами совершенствования управления занимались общественные организации: Клуб работников административного дела, Объединение работников учета, Ассоциация управленческого дела. Издавались журналы, на страницах которых рассматривались проблемы работы с документами: «Техника управления», «Вопросы организации и управления», «Система и организация», «Время», «Организация труда». В этот период издается много литературы по вопросам делопроизводства — и фундаментальные теоретические исследования, и пособия по делопроизводству для учащихся и практиков.

Значительное влияние  на процессы документирования оказала Конституция 1936 г., впервые за годы советской власти законодательно закрепившая иерархию управленческих документов, четко определив, какие виды распорядительных документов должен издавать конкретный орган власти и управления.

Высший законодательный  орган — Верховный Совет СССР издавал законы, его Президиум  — указы и постановления, народные комиссары — приказы и инструкции. Руководители организаций, учреждений и предприятий, действующих на основе единоначалия, — приказы.

Отсутствие организационно-методического центра по руководству постановкой бухгалтерского дела в стране, общегосударственных норм в области документирования, системы подготовки квалифицированных кадров в области делопроизводства, ведомственная разобщенность отрицательно сказывались на организации бухгалтерского дела. В июне 1941 г. недостатки в этой сфере были названы на I Межотраслевом совещании по оргтехнике, созванном Всесоюзным научным инженерно-техническим обществом машиностроителей. Для их устранения на совещании была выработана программа мероприятий по улучшению делопроизводства, которая предусматривала:

- создание организационно-методического центра для руководства постановкой делопроизводства;

- разработку положения (статуса) о делопроизводстве для всех учреждений в качестве общеобязательных норм;

- разработку положения о кадрах канцелярских работников;

- механизацию труда канцелярских работников;

- унификацию и трафаретизацию служебной документации;

- создание единого учебного центра для подготовки и переподготовки кадров;

- изучение в школах правил составления служебных документов;

- подготовку и переподготовку преподавателей, кадров по служебной документации;

- создание Всесоюзного института по вопросам делопроизводства.

Таким образом, был намечен ряд мер, способствующих выработке общегосударственных норм в области бухгалтерского дела на научной основе. Реализовать эту программу помешала война.

В 40-е гг. методическое руководство и контроль за организацией делопроизводства в советских учреждениях стало осуществлять Главное архивное управление, предпринявшее попытку создать единые нормы в работе с официальными документами[5]. В 1943 г. был подготовлен проект «Инструкции по постановке документальной части и охране документальных материалов текущем делопроизводстве учреждений, организаций и предприятий СССР». В этом документе подчеркивалось единство и связь между делопроизводством и архивом. В этом же году Главархив разработал «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности учреждений, организаций и предприятий СССР». Для каждой категории документов были установлены сроки хранения (новое издание этого перечня было осуществлено в 1957 г.).

В послевоенные годы задача развития бухгалтерского дела в связи  с восстановлением разрушенного хозяйства отошла на второй план. Наиболее значимым событием для развития советского бухгалтерского дела в 50-е годы было постановление правительства СССР от 10.10.1959 г. №1375, в котором ряду ведомств поручалось разработать единую систему делопроизводства для учреждений и предприятий страны на основе широкого использования современной техники, т.е. ставилась задача разработки единых общегосударственных норм в делопроизводстве.

 

3. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

 

В апреле 1997 г. в Российской Федерации было создано некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров России» (ИПБ России), учредителями которого являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ[6].

ИПБ России объединяет аттестованных  профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.

В соответствии с Уставом ИПБ России является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на правах собственности, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета, в том числе и валютный, в учреждениях банков, эмблему, печать, штампы, бланки со своим наименованием на русском и английском языках.

ИПБ России имеет право  от своего имени заключать договоры и контракты, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в арбитражном суде, третейском суде и осуществлять другие действия, не противоречащие действующему законодательству.

Институт осуществляет, согласно действующему законодательству, владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

Имущество ИПБ составляют материальные и финансовые ресурсы и нематериальные активы, находящиеся на его балансе и являющиеся собственностью ИПБ.

Источником формирования имущества ИПБ в денежных и  иных формах являются:

- вступительные и членские взносы, целевые поступления, единовременные взносы;

- доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;

- выручка от реализации работ, услуг, товаров;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам, принадлежащим ИПБ;

- доходы, получаемые от собственности ИПБ;

- добровольные денежные и имущественные взносы и пожертвования;

- доходы от мероприятий, проводимых ИПБ;

- иные поступления, не запрещенные действующим законодательством.

Доходы от всех видов деятельности ИПБ могут быть использованы исключительно на реализацию его уставных целей и задач, распределению между его членами не подлежат.

ИПБ самостоятельно определяет порядок использования своих доходов, в соответствии с действующим законодательством и Уставом.

Убытки, причиненные ИПБ  России в результате нарушения его  имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются по решению суда или арбитражного суда.

Имущество ИПБ может быть изъято только по вступившему в законную силу решению суда или арбитражного суда.

ИПБ России отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое, в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Институт не отвечает по обязательствам государства и своих членов, равно как государство и члены ИПБ не отвечают по обязательствам ИПБ.

ИПБ создает филиалы и  открывает представительства. Филиалы и представительства входят в единую структуру Института.

Филиалы ИПБ являются его обособленными подразделениями, расположенными вне места его нахождения и осуществляющими все его функции или часть их, в том числе функции представительства.

Представительства ИПБ являются обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения Института, представляющими интересы ИПБ и осуществляющими защиту его интересов в месте своего нахождения.

Филиалы и представительства ИПБ не являются юридическими лицами, наделяются имуществом и действуют на основании Положения, утверждаемого Президентским Советом. Имущество филиалов и представительств учитывается на отдельном балансе и на балансе ИПБ.

Руководители филиалов и  представительств назначаются компетентным органом управления ИПБ и действуют на основании доверенности.

Филиалы и представительства  осуществляют деятельность от имени  Института. Ответственность за деятельность своих филиалов и представительств несет ИПБ.

В структуру ИПБ входят постоянно действующие Комитеты, Комиссии, Советы, создаваемые целевым назначением в статусе структурных подразделений, в том числе обособленных. Структурные подразделения независимо от статуса, действуют на основании Положений, утверждаемых Президентским Советом.

Основными целями и задачами ИПБ России являются:

- объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;

- организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

- разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;

- создание системы оперативного информирования Членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;

- совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п., защита их интересов в законодательных и исполнительных органах власти, а также социальная защита;

- внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

Информация о работе История возникновения и развития бухгалтерского дела