Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 16:44, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение экономического роста в России.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть:
Сущность, факторы и типы экономического роста;
Государственное регулирование экономического роста;
Современные теоретические взгляды на проблему ускорения экономического роста;
Задачу ускорения экономического роста в России через призму классической теории факторов производства;
Денежно-кредитную политику и задачи ускорения роста ВВП.
При нерациональной политике перехода от сырьевой направленности к инновационной на начальных этапах потенциальный поток инноваций способен нарушить стабильность экономики, а также размыть сложившееся хрупкое макроэкономическое и финансовое равновесие. Нововведения изменяют не только технологию и продукцию, но и экономическую систему в целом, не укладываясь в границы действующих производств и вызывая тем самым необходимость создания новых отраслей и видов экономической деятельности. Поэтому важны опережающие действия, подкрепленные перспективными расчетами влияния инновационного фактора на экономические процессы и налогово-бюджетную систему.
Наблюдаемый в мировой экономике переход на инновационный путь развития — объективная реальность, с которой не может не считаться ни одна страна. Это относится и к России, потенциал инновационной трансформации социально-экономической системы которой нужно реализовать в наиболее короткие сроки, найти способ его увеличения за счет использования дополнительных возможностей. В противном случае Россия в силу разных обстоятельств, в числе которых — устойчивое снижение конкурентоспособности отечественной продукции, технологическое отставание, а также привлекательность территории и недр, может утратить экономическую, оборонную безопасность, возможность сохранения экономических, социальных и политических свобод. Поэтому осуществление инновационного «рывка» объективно спрессовано во времени и требует всестороннего комплексного решения.
Рассмотрим основные подходы к проблеме ускорения экономического роста. На сегодняшний день таких подходов два [9]:
Наиболее ярким выражением сути первого подхода считается высказывание американского экономиста, профессора Гарвардского университета и бывшего министра финансов США Ларри Саммерса: Я полагаю, что темп экономического роста страны зависит в основном от трех вещей: способности интегрироваться с глобальной экономикой через торговлю и инвестиции; возможности поддерживать устойчивость государственных финансов и стабильность денег; способности создать такую институциональную среду, в которой защищены права собственности и соблюдаются условия контрактов. Сомневаюсь, что кто-либо может привести в качестве примера страну, выполнившую все эти условия и не имевшую существенный темп экономического роста.
Логика этого подхода приводит к выводу о том, что правительству страны необходимо и достаточно только установить указанные выше справедливые правила игры в экономике и затем пользоваться плодами самовоспроизводящегося экономического роста. Необходимость в этом тезисе не вызывает вопросов, но достаточность представляется спорной с учетом последствий последнего кризиса.
Сторонники второй точки зрения на основе анализа реформ стран Латинской Америки в период 1980 - 2003 гг. показывают, что, несмотря на принятие этими странами рекомендаций первого подхода, их результаты в части экономического роста были в целом разочаровывающими.
Защитники второго подхода требуют всесторонних реформ, направленных на увеличение объема доступных материальных и финансовых ресурсов, объема и качества трудовых ресурсов, защиту и поощрения предпринимательства, снижение коррупции и преступности, повышение конкурентных начал в экономике, устранение накопившихся диспропорций.
При этом экспертные оценки по странам и группам стран показали, что связь между укреплением бюджета на основе сокращения бюджетных расходов и ускорением экономического роста неоднозначна. Она действительно достаточно сильна в развитых странах ОЭСР, но ее практически нет в странах Восточной Европы. В целом, как показали наблюдения сторонников второго подхода, укрепление бюджета позитивно для преодоления кризиса и достижения стабильности, но не следует ожидать, что оно достаточно для ускорения темпов экономического роста в долгосрочной перспективе.
На основе этих наблюдений другой известный профессор Гарвардского университета Р. Хаусман (видный защитник второго подхода) делает вывод о том, что макроэкономическая политика сама по себе не является политикой роста. Эффективная макроэкономическая политика (и, соответственно, ее две составные части - бюджетная и денежно-кредитная) поддерживает экономическую динамику на уровне, близком к текущему потенциальному темпу экономического роста, определяемому имеющимися внешними и внутренними условиями, но она не влияет существенным образом на этот потенциальный темп экономического роста, не увеличивает его. В итоге получается, что дисциплинированная макроэкономическая политика хоть и необходима, но не может быть признана сама по себе стратегией ускорения экономического роста.
Ответа на вопрос о хронологической последовательности структурных реформ второй подход не дает, ограничиваясь рекомендациями проведения каждой страной собственной диагностики узких мест и постепенного их устранения. В связи с этим хотелось бы сделать попытку такой диагностики для России.
Представляется, что для понимания того, что нужно в первую очередь делать России для ускорения темпов экономического роста, полезно обратиться к классической экономической теории факторов производства, от которых зависит экономический рост, и рассмотреть их характеристики в России. Увеличение факторов производства и дает ответ на вопрос об увеличении потенциально возможного экономического роста. При этом рассмотрим только классические факторы - труд, землю и капитал.
Россия наделена трудовыми ресурсами на среднем уровне. Трудовые ресурсы страны значительны, хорошо образованны, не слишком дороги, однако значительная их часть обладает низким предпринимательским духом и не имеет практических навыков участия в производственном процессе. Мотивация к производительному труду и к наращиванию трудовых усилий также находится на среднем уровне. Все это определяет необходимость постоянного повышения качества трудовых ресурсов за счет развития прикладных форм образования и предпринимательских способностей. Кроме того, важную роль играет повышение стандартов здравоохранения и социальной инфраструктуры, которые в соответствии с большинством исследований повышают мотивацию трудовых ресурсов к производительному, более эффективному и более высокооплачиваемому труду.
Землей (в классической теории имеются в виду все природные ресурсы, идущие от земли). Россия наделена в изобилии, что потенциально определяет два важнейших сравнительных преимущества России - добыча и переработка природных ресурсов и производство сельскохозяйственной продукции, в которых Россия может быть мировым лидером. Вместе с тем на сегодняшний день Россия далеко не полностью использует эти преимущества, что в значительной степени связано с недоразвитостью транспортной и региональной производственной инфраструктуры и определяется относительно недостаточным наделением России третьим из важнейших факторов производства - капиталом.
Исторически Россия всегда была плохо наделена капитальными ресурсами (средствами производства в руках многочисленных предпринимателей). Так сложилось, что модель социальной организации общества на протяжении значительной части российской истории была неудачной, воспроизводящей бедность и нищету большей части населения, не способствующей росту среднего класса в части свободных и самостоятельных предпринимателей, что в свою очередь ограничивало рост как внутренней, так и внешней торговли и препятствовало увеличению богатства страны. Такая организация способствовала также развитию низкого предпринимательского духа большей части населения и привычке полагаться на хозяина и власть.
Попытки поколений российской интеллигенции добиться либерализации основных сторон жизни российского общества по типу развития западной цивилизации по разным причинам отвергались властью. Высокие темпы роста экономики отмечались только в конце XIX в. и начале XX в. в результате роста государственных и частных инвестиций, наделения ресурсами крестьянства, привлечения иностранного капитала и мобилизации внутренних сбережений на основе облигационного финансирования инфраструктурных проектов. В период с 1904 г. по 1913 г. Россия занимала первое место в мире по темпам роста производства - 9% в среднем за год и 19% в 1913 г. Значительный объем основного капитала, созданный в России в советские времена (ценой неимоверных усилий народа, занижения стоимости труда и обнищания целых социальных групп населения), к сожалению, в подавляющей части не был ориентирован на конечный потребительский спрос, а та его часть, которая удовлетворяет новым условиям экономики, на сегодняшний день морально и физически изношена. Износ основного капитала в современной России с учетом обновлений последних десятилетий из-за недостаточности расходов на накопление во всех отраслях достигает, по экспертным оценкам, 2/3 от общего парка основных средств [9].
Источники пополнения основного капитала для России
Все вышесказанное означает, что в сжатые сроки существенно пополнить размеры задействованного в производстве капитала Россия сможет из трех источников:
Возможные первоочередные меры для повышения роста ВВП
Таким образом, простой анализ факторов производства приводит к достаточно простым выводам о первоочередных мерах экономической политики государства, необходимых для увеличения потенциально возможного темпа экономического роста в России. Среди таких мер, как представляется, должны быть следующие:
На данном этапе в качестве наиболее важной меры политики ускорения экономического роста следует выделить развитие малого предпринимательства. Именно на этом участке в нашей экономике наблюдается самый серьезный перекос. В ведущих европейских странах вклад малых предприятий в ВВП достигает 60 - 70% (в России - 15 - 20%). В Европе малые предприятия постоянно банкротятся и создаются вновь (примерно в пропорции 1 : 5), обеспечивая до 2/3 вновь создаваемых рабочих мест, а также постоянное обновление капитала и технологий. По численности малых предприятий (от 3 млн во Франции до 3,5 млн в Италии) европейские страны опережают Россию в 7 - 8 раз (с учетом разницы в численности населения).
Потенциал развития малого предпринимательства в России очень высок, но используется мало. В предкризисный период (до 2008 г.) число малых предприятий увеличивалось в среднем всего на 5% в год, несмотря на большие возможности, и составило к 2008 г. 1,1 млн единиц. Однако в условиях кризиса за один только год (с середины 2008-го по середину 2009 г.) количество малых предприятий сократилось сразу более чем на 20%, почти сведя на нет весь предкризисный их рост. Это произошло, по оценкам, потому, что в условиях кризиса положение малых предприятий оказалось намного более трудным по сравнению с крупными предприятиями в том, что касается, в частности, государственной поддержки. В итоге получается, что количество малых предприятий за последнее десятилетие практически не изменилось.