Электронные системы расчетов. Особенности расчетных операций и их учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:55, реферат

Описание работы

Электронная система расчетов - это ускорение большинства бизнес-процессов за счет их проведения электронным образом. В этом случае информация передается напрямую к получателю, минуя стадию создания бумажной копии на каждом этапе.
Электронная система расчетов (электронная платежная система) - система безналичных расчетов, заключения контрактов и перевода денег между продавцами и покупателями, банками и их клиентами с помощью средств электронной коммуникации с применением средств кодирования информации и ее автоматической обработки

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_uchetu.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

33. Электронные системы расчетов. Особенности расчетных операций и их учета.

 

Электронная система расчетов - это ускорение  большинства бизнес-процессов за счет их проведения электронным образом. В этом случае информация передается напрямую к получателю, минуя стадию создания бумажной копии на каждом этапе.

 

Электронная система расчетов (электронная платежная  система) - система безналичных расчетов, заключения контрактов и перевода денег  между продавцами и покупателями, банками и их клиентами с помощью  средств электронной коммуникации с применением средств кодирования информации и ее автоматической обработки

 

Расчётные операции банков — операции в рамках системы организации безналичных платежей юридических и физических лиц по денежным требованиям и обязательствам. Под расчётными операциям коммерческого банка понимается:

  • исполнение приказов (поручений) клиентов банка:
    • об оплате работ, товаров, услуг поставщикам,
    • о погашении задолженности бюджету по налогам,
    • о погашении других задолженностей;
  • зачисление на счета клиентов поступающих денежных средств;
  • операции по ведению хозяйственной деятельности самого банка;
  • межбанковские расчёты как внутри страны, так и с зарубежными странами.

Основными задачами учета расчетов являются: 
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов; 
- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банком, персоналом; 
- контроль за соблюдениями форм расчетов, зафиксированных в договорах с покупателями и поставщиками; 
- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

 

34. Клиринговые расчеты

 

Клиринг — процедура финансовых оборотов, в которой клиринговый субъект  работает в качестве посредника, и  принимает на себя роль покупателя и продавца в данной транзакции с  целью обеспечения заказов между  двумя сторонами. Такая практика используется обычно в международном обороте между предприятиями. По-другому такие транзакции называют ещё компенсационными транзакциями.

  •  Банковский клиринг представляет собой систему межбанковских безналичных расчётов, осуществляемых через расчётные палаты и основанных на взаимном зачёте равных платежей друг другу.
  • Валютный клиринг представляет порядок проведения международных расчётов между странами, основанный на взаимном зачёте платежей за товары и услуги, обладающие равной стоимостью, исчисленной в так называемой клиринговой валюте по согласованным ценам.
  • Простой клиринг — определение обязательств каждого участника клиринга и расчёты по ценным бумагам и денежным средствам по каждой совершённой участником клиринга сделке клирингового пула.
  • Многосторонний клиринг — определение обязательств каждого участника клиринга и расчёты по ценным бумагам и денежным средствам по всем совершённым участником клиринга сделкам клирингового пула.
  • Товарный клиринг — безналичные расчёты между предприятиями за поставленные, проданные друг другу ценные бумаги или товары и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей.

35. Счета  бухгалтерского учета, используемые  при учете и контроле за  исполнением кредитной сделки.

 

Аналитический учет кредитных операций строится по видам кредитов, объектам кредитования и по заемщику. По каждому кредитному договору открывается отдельный  ссудный счет. В плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены специальные  группы счетов для учена выданных кредитов.

Основным  нормативным документом в области  банковского учета является Положение  Банка России от 26 марта 2007 года № 302 – П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». В данном положении представлен план счетов бух. учета в Кр. Орг. РФ.

Счет  бухгалтерского учета – это способ текущей группировки и учета, контроля однородных по экономическому содержанию активов, обязательств, а  также хозяйственных операций.

 

Учет  средств и источников на счетах бухгалтерского учета осуществляется непрерывно и  последовательно. Каждый счет бухгалтерского учета имеет свой номер и название, показывает, какие средства и процессы отражаются на этом счете. Счет открывается  для каждого вида хозяйственных средств, их источников. В каждом отдельном счете регистрируется первоначальное состояние учитываемого объекта и его изменения (операции), и поэтому в любой момент времени можно определить новое состояние объекта.

 

36. Учет  выдачи кредита.

 

 

Рассмотрение  банком представленного клиентом проекта  кредитного договора и составление  заключения о возможности предоставления кредита вообще и об условиях его  предоставления в частности (при  положительном решении вопроса) .

На этом этапе  банки определяют: а) кредитоспособность потенциальных заемщиков, т.е. способность их своевременно вернуть ссуду. Проверка кредитоспособности является предпосылкой заключения кредитного договора. Банк в процессе этой работы реализует предоставленное ему рыночными условиями хозяйствования право на выбор субъекта кредитной сделки, сообразуясь со своими экономическими интересами; б) свои возможности предоставить кредит предприятию в требуемой им сумме исходя из имеющихся в наличии кредитных ресурсов, возможностей их увеличения за счет своей депозитной и процентной политики, привлечения межбанковских кредитов, рефинансирования в ЦБР и т.д.

3. Совместная корректировка  кредитного договора клиентом  и банком до достижения взаимоприемлемого  варианта и представления его на рассмотрение юристов.

4. Подписание кредитного  договора обеими сторонами, т.е.  придание ему силы юридического  документа. 

37. Учет погашения  кредита.

Погашение кредитов и процентов по ним осуществляются кредитной организации в рамках кредитного договора. Размер процентов по кредиту и порядок его погашения определяется условиями кредитного договора и должен соответствовать требованиям ст.819 ГК РФ - ст.821 ГК РФ.

Безналичные расчеты по займам регулируются договорами займа и должны отвечать требованиям  пар.1 гл.42 ГК РФ "Заем".

В бухгалтерском  учете погашение кредитов, займов и процентов по ним отражаются следующими проводками:

Счет  Дт

Счет  Кт

Описание  проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Погашение краткосрочных кредитов и процентов  по ним

66.01

51

Перечислены денежные средства в счет погашения краткосрочных  банковских кредитов

Сумма погашаемого  кредита

Платежное поручение 
Банковская выписка

66.02

51

Погашение процентов по краткосрочным банковским кредитам

Сумма перечисляемых процентов

Платежное поручение 
Банковская выписка

Погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним

67.01

51

Перечислены денежные средства в счет погашения  долгосрочных банковских кредитов

Сумма погашаемого кредита

Платежное поручение 
Банковская выписка

67.02

51

Погашение процентов по долгосрочным банковским кредитам

Сумма перечисляемых процентов

Платежное поручение 
Банковская выписка

Погашение краткосрочных займов и процентов  по ним

66.03

51

Перечислены денежные средства в счет погашения  краткосрочного займа

Сумма погашаемого займа

Платежное поручение 
Банковская выписка

66.04

51

Перечислены проценты по краткосрочным займам

Сумма перечисляемых процентов

Платежное поручение 
Банковская выписка

Погашение долгосрочных займов и процентов  по ним

67.03

51

Перечислены денежные средства в счет погашения  долгосрочного займа

Сумма погашаемого займа

Платежное поручение 
Банковская выписка

67.04

51

Перечислены проценты по долгосрочным займам

Сумма перечисляемых процентов по займам

Платежное поручение 
Банковская выписка

Расчеты по займам, предоставленным организацией юридическим и физическим (кроме работников организации) лицам

58.3

51

Перечислены денежные средства в качестве займа  другим юридическим и физическим лицам

Сумма перечисляемого займа

Платежное поручение 
Банковская выписка


38. Особенности  создания и использования резервов  банка на возможные потери  по ссудам и их учет.

 

Резерв на возможные потери по ссудам (РВПС) — специальный резерв, необходимость которого обусловлена кредитными рисками в деятельности банка.

Резерв  на возможные потери по ссудам* (РВПС) представляет собой специальный  резерв, необходимость формирования которого обусловлена кредитными рисками в деятельности банков. Указанный резерв обеспечивает создание банкам более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием потерь по ссудам.

 

39. Лицевые  счета, открываемые в банке для учета процентов в аналитическом учете.

49. Учет  факторинговых операций.  
На российском финансовом рынке существуют следующие виды факторинговых услуг:

  • поставщикам по погашению дебиторской задолженности покупателей;
  • поставщикам по немедленной оплате отгруженной ими продукции;
  • форфейтинговые услуги.

Для получения  достоверной и своевременной  информации об этих операциях необходимо решить следующие учетные задачи:

  • обеспечить полное и своевременное отражение дебиторской задолженности;
  • осуществлять контроль за правильностью и своевременностью расчетов с финансовым посредником;
  • периодически выверять расчеты с контрагентами (покупателями и финансовым посредником);
  • осуществлять контроль за своевременным погашением факторинговых кредитов (при их наличии);
  • обеспечить правильный расчет и учет комиссионного вознаграждения финансовому посреднику.

Рассмотрим  организацию учета приведенных  выше факторинговых операций. При  этом осветим вопросы учета комиссионного  вознаграждения в самостоятельном  подразделе, так как они касаются всех без исключения сделок.

50. Особенности  реализации и учета кассовых  операций банка.

Кассовые операции, как разновидность финансовых операций это:

-    операции со счетными деньгами, которые совершаются хозяйствующими субъектами с целью получения денежных средств,

- операции  по приему и выдаче денег  из касс организаций, банка.

Кассовые  операции оформляются приходными (расходными) ордерами и другими бухгалтерскими документами, подписанными руководителем  и главным бухгалтером организации.

Кассовые  операции – операции, связанные  с приемом, хранением и выдачей денег и денежных документов.

В РФ кассовые операции регламентируются Банком России. Основным документом для кредитных организаций является положение ЦБ РФ № 318-П от 24 апреля 2008 года «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», для всех остальных юридических лиц - «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» (утвержден решением совета директоров ЦБ 22 сентября 1993 года № 40).

42. Обязательные  реквизиты бланка сертификата.

 

Сберегательный (депозитный) сертификат должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование "сберегательный (или депозитный) сертификат";
  • номер и серия сертификата;
  • дата внесения вклада или депозита;
  • размер вклада или депозита, оформленного сертификатом, прописью и цифрами;
  • безусловное обязательство кредитной организации вернуть сумму, внесенную в депозит или на вклад, и выплатить причитающиеся проценты;
  • дата востребования суммы по сертификату;
  • ставка процента за пользование депозитом или вкладом;
  • сумма причитающихся процентов (прописью и цифрами);
  • ставка процента при досрочном предъявлении сертификата к оплате;
  • наименование, местонахождение и корреспондентский счет кредитной организации, открытый в Банке России;
  • для именного сертификата: наименование и местонахождение вкладчика - юридического лица и Ф.И.О. и паспортные данные вкладчика - физического лица;
  • подписи двух лиц, уполномоченных кредитной организацией на подписание такого рода обязательств, скрепленные печатью кредитной организации;

40. Учет  депозитных операций коммерческого  банка.

 

Организация депозитных операций должна осуществляться при соблюдении ряда принципов:

  • получение прибыли и создание условий для получения прибыли в будущем;
  • гибкая политика при управлении депозитными операциями для поддержания оперативной ликвидности банка;
  • согласованность между депозитной политикой и доходностью активов;
  • развитие банковских услуг с целью привлечения клиентов.

Информация о работе Электронные системы расчетов. Особенности расчетных операций и их учета