Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 10:35, контрольная работа
1. Научный метод познания.
2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития).
4. Развитие представлений о материи.
5. Развитие представлений о движении.
6. Развитие представлений о взаимодействии.
Идея существования мельчайших неделимых частей – атомов, которые составляют весь материальный мир, – это основа …
континуальной программы Анаксагора - Аристотеля
þ атомистической программы Левкиппа – Демокрита
синергетической концепции
квантово-волновой программы
Укажите историческую последовательность появления представлений о материи.
2 существует единственный вид материи – вещество
3 существуют два вида материи, обладающие противоположными свойствами, – вещество и физическое поле
1 материя представлена веществом, состоящим из четырех стихий, смешанных в определенной пропорции.
Нулевое состояние полей, с которыми связаны виртуальные частицы, называется …
þ вакуумом
веществом
пространством
материей
Увеличение давления газа при нагреве закрытого баллона с гелием представляет собой…
биологическую форму движения
химический процесс
механическую форму движения
þ физический процесс
Состояние материальной точки в классической механике задается …
её координатами, скоростью, массой и размерами
вероятностью того, что её скорость имеет данное значение
силами, действующими на неё в данный момент времени
þ её координатами и скоростью в данный момент времени
Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
3 перемещение тел в
пространстве и времени – это
частный случай физической
1 «естественное» движение
небесных тел – это
2 любое движение сводится
к перемещению тел в
Сильное взаимодействие обеспечивает связь нуклонов в атомном ядре и переносится виртуальными частицами, которые называются …
фотоны
промежуточные векторные бозоны
þ глюоны
гравитоны
Согласно концепции дальнодействия, любой вид взаимодействия передается...
между соседними структурами с конечной скоростью
мгновенно только
2.Гуманитарная культура
Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.
Естественнонаучная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный человеком на основе объективно (хотим мы этого или нет) существующих явлений Природы. Это наука (методы, теории, гипотезы, законы и т.д.), промышленность (заводы, транспорт, связь и т.д.), архитектура, сельское хозяйство, медицина, быт и т.п., что входит в понятие материальное.
Сходство и различие этих оттенков общечеловеческой культуры с одной стороны очевидны, с другой – совершенно неявны. Действительно гуманитарная культура человеческого общества всегда опирается на материальные возможности (например, краски – техническое средство). Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям.
Существующих различий достаточно много, но можно выделить следующие основные принципы-антиподы:
1. Мнение – реальность (у гуманитариев мнение (хорошо или плохо), у естественников есть реальность, а ее оценка вторична);
2. Процесс – наблюдение
(гуманитарий вносит в любой
процесс элемент
3. Образы – термины и числа (гуманитарная культура опирается на язык образов, естественнонаучная – на язык терминов и чисел);
4. Объяснение – понимание
(у гуманитариев явления
5. Генерализация –
6. Отношение к ценностям
(у естественников ценность
7. Антропоцентризм (у естественников человек – часть природы, у гуманитариев человек – центр Вселенной);
8. Идеологическая нейтральность – нагруженность (естественник ищет истину, гуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес);
9. Субъектно-объектное отношение (в области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, в сфере гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают);
10. Количество – качество (естествознание
опирается на экспериментально-
11. Устойчивость - подвижность объекта (по сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны (атом всегда атом), социальное постоянство исторически кратковременно);
12. Эталон – уникальность (в естествознании стремятся уникальность привести к эталону (к общему), гуманитарии ценят уникальность, выделенную из общего);
13. Историчность – неисторичность (гуманитарное знание исторично, естественнонаучное – не обязательно).
Обсуждение различных принципов естественнонаучного и гуманитарного начала в человеческой культуре показывает их относительность, так как очевидно, что в каждом из них можно найти общее. Речь идет лишь о преобладании отдельных принципов в естественнонаучной или гуманитарной деятельности человека.
Гуманитарное познание невозможно без учета субъективных мотивов людей, поступки которых подлежат изучению. Поскольку чужие мысли и дела не даны исследователю непосредственно, он должен реконструировать их по текстам, предметам искусства, быта и т.д. Такое познание мира принципиально невозможно без учета личности исследователя, так как разные люди, скорее всего, воспримут одни и те же предметы по-разному.
Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.
Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или финалистские объяснения, цель которых – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям усилился в последнее время, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, связанный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.
При сравнении естествознания и гуманитаристики следует, на наш взгляд, уделять особое внимание принципу гносеологического актуализма, согласно которому предпочтение отдается наиболее развитому и совершенному знанию. Суть дела в том, что нельзя к культуре причислять все что угодно. Зачатки естественнонаучного и гуманитарного знания присущи каждому человеку, но не каждому удается возвыситься до уровня культуры. Принцип гносеологического актуализма нацеливает на непременное усвоение достижений современных наук. Недопустимо удовлетворяться суррогатами знания. Это относится в равной степени как к естествознанию, так и к гуманитаристике.
Особое место в гуманитарной культуре занимает философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. При этом свойственный философии обобщающий характер свидетельствует, что по своей сути она представляет собой организованную систему взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Таким образом, философия вынуждена затрагивать, объяснять с общих позиций окружающий физико-биологический мир природы и его основные законы развития. Кроме того, один из разделов философии - гносеология - изучает также особенности адекватного научного познания этих законов человеком. Тем самым философия осуществляет реальную и органичную взаимосвязь между естественнонаучной и гуманитарной культурами, всемерно содействуя их синтезу и взаимодействию.
Специфика явлений, изучаемых соответственно в естествознании и гуманитаристике, позволяет очертить особенности воспроизведения этих явлений на перцептуальном (чувственном), когнитивном (мыслительном), и лингвистическом (словесном) уровнях науки.
Культура – это проявление креативного (творческого начала) в человеческой личности, раскрытие ее возможностей, ее общественной значимости, синтез ее способностей и функций. Вот почему в настоящее время происходит сближение естествознания и гуманитарных областей человеческой деятельности, что не только естественно, но и объективно закономерно, так как в их основе лежит единое начало - творчество. Взаимодополнительность естествознания и гуманитаристики проявляется также в том, что в реальной жизни они тесно переплетены друг с другом
Информация о работе Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира