Комерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

В результате утечки конфиденциальной информации или разглашения секретных сведений может быть причинен значительный экономический ущерб предприятию.
На российском рынке с каждым месяцем значение информации и информированности отдельного предприятия растет. Если секретные сведения фирмы, которые дают ей преимущества перед конкурентами, не будут определены и защищены законом, то вряд ли «добросовестная конкуренция» сможет существовать в полном объеме. Действующее законодательство четко определяет, с помощью каких мер обеспечивается охрана коммерческой тайны, и какие меры ответственности могут быть применимы к виновным в ее разглашении.

Содержание работы

Введение стр. 3
I. Сущность коммерческой тайны стр. 5
1. Понятие коммерческой информации и коммерческой
тайны стр. 7
2. Порядок отнесения коммерческой информации к
коммерческой тайне стр. 10
3. Режим коммерческой тайны стр. 13
II. Защита коммерческой тайны стр. 14 1. Обеспечение защиты коммерческой тайны стр. 14 2. Защита права на коммерческую тайну стр. 19
Заключение стр. 22
Список литературы стр. 24

Файлы: 1 файл

комерческая тайна.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

К категории деловой информации относятся:

  • обзоры рынка, маркетинговые исследования;
  • финансы предприятия;
  • стратегический и тактические планы развития производства, в том числе с использованием новых технологий, изобретений, ноу-хау;
  • планы и объемы реализации продукции;
  • списки торговых и других клиентов, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, условиях контрактов;
  • планы развития предприятия и его инвестиций;
  • методы и организации управления;
  • собственная оценка характера и репутации персонала предприятия;
  • систем организации труда.

Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом или иными правовыми актами6.

В соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 №35 “О передаче сведений, которые  не могут составлять коммерческую тайну” к категории коммерческой тайны не относятся:7

  • учредительные документы;
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
  • сведения о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
  • сведения о численности, составе работников, их заработной плате и условиях труда, о наличии вакантных должностей;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и др. организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, реализации продукции, причиняющей вред здоровью,  а также др. нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба.
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать баз доверенности от имени юридического лица;

3. Режим коммерческой тайны

Информация, составляющая коммерческую тайну, только тогда относится  к таковой, когда обладатель такой  информации ввел в отношении нее  «режим коммерческой тайны»8.  В свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ «режим коммерческой тайны» определяется как «правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности».

Следует различать основные меры, которые применяются независимо от того, был ли заключен какой-либо договор об ознакомлении других лиц с коммерческой тайной или об использовании коммерческой тайны, и дополнительные меры, которые актуальны при заключении такого договора.9

Основные меры указаны  в ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ. Это, прежде всего, определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну, а также нанесение на материальные носители, содержащие коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации. Эти меры дополняют друг друга, они могут применяться как в совокупности, так и по отдельности.

Что касается других мер  охраны конфиденциальности, то они  относятся к случаям договорного ознакомления с коммерческой тайной или договорного ее использования.

Следует обратить внимание на норму ч. 5 ст. 10 Закона10, из которой вытекает, что меры по охране конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну, должны быть «разумно достаточными…».

В ч. 5 ст. 10 Закона11 устанавливается, что меры по охране коммерческой тайны признаются разумно достаточными, если «исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя».

 

II. Защита коммерческой тайны

В каждом конкретном случае для оценки целесообразности отнесения  той или иной информации предприятия к категории коммерческой тайны требуется создание специальной комиссии из числа наиболее квалифицированных специалистов. Для всей документации, содержащей тайну, необходимо выработать оригинальную систему обозначений, распределяющую информацию по степени секретности, а затем организовать четкий порядок допуска работников к этой документации.

При создании системы  защиты коммерческой тайны необходимо выявить и перекрыть все потенциальные  каналы утечки информации, обеспечив  при этом одинаковую степень защиты различных ее носителей.

На каждом предприятии  при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать:

  1. Учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий.
  2. Порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну.
  3. Охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений.
  4. Контроль за средствами размножения и копирования документов.
  5. Контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.

 

1. Обеспечение защиты коммерческой тайны

Можно выделить основные блоки, используемые при создании механизма защиты коммерческой тайны:

  • нормы права, направленные на защиту интересов ее владельцев;
  • нормы, устанавливаемые руководством предприятия, фирмой и т. д.;
  • специальные структурные подразделения, обеспечивающие соблюдение этих норм.

Все перечисленные блоки  должны быть связаны между собой. При ненадлежащем функционировании хотя бы одного из них нельзя говорить о надежности системы защиты коммерческой тайны.

Главное место в организации  эффективной работы системы защиты секретной информации должно отводиться работе с кадрами.

Второе, ограничение доступа к секретной информации. Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый сотрудник имел доступ только к той информации, которая необходима ему в процессе выполнения служебных обязанностей.

Третьим направлением в  работе с кадрами является проведение воспитательной работы. Для этого каждому предприятию необходимы:

  • эффективная система обучения сотрудников правилам защиты коммерческой тайны;
  • формирование у сотрудников чувства личной ответственности за сохранность фирменных секретов;
  • использование прогрессивных методов оценки лиц, принимаемых на работу;
  • оформление письменных обязательств работников о неразглашении определенной информации и т. п.

Основные элементы защиты коммерческой тайны предприятия представлены в табл. 1.12

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Механизм защиты коммерческой тайны

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

Регламентированный перечень сведений, относимых к коммерческой тайне  предприятия

Система контроля за средствами копирования  и размножения документов

Система учета и охраны новых  материалов и продукции

Порядок защиты коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники

Система охраны территории предприятия, его основных зданий и сооружений

Порядок использования открытых каналов  связи при передаче конфиденциальной информации

Система контроля за посещением предприятия  посторонними лицами

Система мотивации и обучения персонала  предприятия способам защиты коммерческой тайны

Порядок делопроизводства с документами, содержащими коммерческую тайну

Специализированные службы по защите коммерческой тайны предприятия


 

Система обеспечения  безопасности фирмы включает в себя следующие организационные мероприятия:

  • контроль помещений и оборудования;
  • организация работы с конфиденциальными документами;
  • работа с конфиденциальной информацией, накопленной в компьютерах фирмы;
  • защита коммерческих тайн фирмы в процессе заключения контрактов.

При организации работы с документами, содержащими коммерческую тайну, необходимо соблюдать определенные правила, которые сводятся к следующему:

    1. строгий контроль за допуском персонала к секретным документам;
    2. разработка инструкции по работе с информацией, составляющей коммерческую тайну предприятия, ознакомление с ней соответствующих сотрудников фирмы;
    3. контроль за принятием служащими письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны;
    4. введение системы материального и морального поощрения сотрудников, имеющих доступ к  секретной информации;
    5. личный контроль со стороны руководства за службами внутренней безопасности и секретного делопроизводства.

Для работы с информацией, составляющей коммерческую тайну, должны отводиться специальные помещения  с хорошей звукоизоляцией. В эти  помещения не должны допускаться не только посторонние лица, но и сотрудники, не имеющие разрешения на работу с секретными сведениями.

Служащие фирмы, связанные  с использованием секретной информации, составляющей коммерческую тайну, должны быть защищены от соблазна использования  секретами фирмы в корыстных целях.

Так ст. 57 ТК РФ дает возможность  заключить трудовой договор с  условием о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, с любым работником, если эти сведения ему известны в связи с использованием должностных обязанностей.

Прежде чем, включить в трудовой договор условие о  неразглашении коммерческой тайны, работодатель обязан:

  1. ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель и его контрагенты;
  2. ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны с мерами ответственности за его нарушение.

Также работодатель обязан создать работнику необходимые  условия для соблюдения установленного режима коммерческой тайны.

Работник обязан не разглашать информацию не только в период действия трудового договора, но и после  его прекращения. Срок такого обязательства определяется отдельным соглашением между работником и работодателем, заключенным в период действия трудового договора. Если такое соглашение  не заключалось, то обязательство не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, действует в течение трех лет после прекращения действия трудового договора.

Условие о неразглашении  информации, составляющей коммерческую тайну, включается в трудовой договор со ссылкой на перечень соответствующей информации, с которой работник был ознакомлен под расписку.

Работник, виновный в  разглашении секретной информации, ставшей ему известной в связи  с использованием им трудовых обязанностей, обязан возместить причиненный работодателю ущерб (ст. 15 ГК РФ). Кроме того, работник, законным образом получивший доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На внутреннем рынке  нашей страны предпринимателям при  совместной работе с другими предприятиями, предполагающей взаимную передачу тайны, в специальном разделе договора также необходимо определять все условия конфиденциальности. Целесообразно письменно закрепить обязательства не раскрывать коммерческую тайну без взаимного согласования друг с другом, не передавая ее третьим лицам, полностью возмещать в необходимых случаях материальный и моральный ущерб, возникший из-за утечки коммерческой информации.

2. Защита права на коммерческую тайну

Основной формой защиты права на коммерческую деятельность является юрисдикционная процедура, которая подразделяется на судебный и административный порядки. Значение общего правила имеет судебный порядок защиты, предполагающий обращение с иском о защите нарушенных прав в суд. В порядке административной защиты потерпевший может подать заявление в территориальный антимонопольный орган, который вправе вынести обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения и применять к нарушителю установленные законом санкции. Возможности самозащиты нарушенного права на коммерческую тайну при условии, что она не превращается в самоуправство, весьма ограниченны и сводятся к совершению таких действий, как выведение из строя технических средств, незаконно внедренных третьими лицами с целью получения информации, дезинформирования лиц, незаконно получивших засекреченные сведения, с целью нейтрализации происшедшего и т. п.

Информация о работе Комерческая тайна