Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 16:57, лекция

Описание работы

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации как источник информации о ее хозяйственной деятельности. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России.

Виды отчетности предприятия: бухгалтерская, статистическая; внешняя публичная, внутренняя. Взаимная увязка показателей различных видов и форм отчетности.

Значение и функции бухгалтерской отчетности в рыночной экономике. Отличия бухгалтерской отчетности от статистической. Пользователи бухгалтерской информации в странах с рыночной инфрастуктурой. Общие требования, предъявляемые пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 16.69 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и  международной практике

 

 Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации как источник  информации о ее хозяйственной  деятельности. Нормативное регулирование  бухгалтерской отчетности в России.

 

Виды отчетности предприятия: бухгалтерская, статистическая; внешняя  публичная, внутренняя. Взаимная увязка показателей различных видов  и форм отчетности.

 

 Значение и функции  бухгалтерской отчетности в рыночной  экономике. Отличия бухгалтерской  отчетности от статистической. Пользователи  бухгалтерской информации в странах  с рыночной инфрастуктурой. Общие  требования, предъявляемые пользователями  бухгалтерской (финансовой) отчетности  в рыночной экономике. Международные  стандарты бухгалтерского учета  и Директивы по учету стран  Европейского Союза (ЕС) - важнейшие  международные нормативные акты, регулирующие состав и содержание  бухгалтерских (финансовых) отчетов  в международной практике. Качественные  характеристики отчетных форм.

 

 Переход России на  международные стандарты финансовой  отчетности - сближение состава и  содержания форм бухгалтерской  отчетности.

 

 Состав годового и  промежуточных бухгалтерских отчетов:  отчетные формы, расшифровка статей  отчета, схема структуры пояснительной  записки (текстовой части отчета).

 

Сводная и консолидированная  бухгалтерские отчетности, их различие, особенности составления.

 Тема 2. Бухгалтерский  баланс 

 

Значение и функции  бухгалтерского баланса в рыночной экономике. Баланс как группировка  имущественной массы предприятия (хозяйства) по двум признакам: как соединение разнородных имущественных ценностей  и прав, как собственного капитала, образованного волей собственников, а также обязательств перед третьими лицами - кредиторами.

 

Баланс - денежный измеритель состояния хозяйства на определенный момент. Отражение в балансе всей совокупности имущественных отношений. Степень риска предпринимательской  деятельности и наращение собственного капитала (чистых активов).

 

Принципы построения баланса. Схемы построения бухгалтерского баланса  в России и международной практике. Определение актива баланса. Определение  пассива баланса. Состав и классификация  статей актива и пассива, характеристика его статей.

 

 Бюджетно-распределительные  и регулирующие статьи. Порядок  определения по балансу суммы  собственного капитала и его  наращения (финансового результата).

 

 Взаимосвязь бухгалтерского  баланса с отчетом о прибылях  и убытках.

 

 Виды и формы бухгалтерских  балансов: оборотный (проверочный)  и шахматный баланс; баланс брутто  и баланс нетто, их отличие;  вступительный и операционный (периодический,  заключительный); санируемый, разделительный, ликвидационный, сводный, сводно-консолидируемый,  их различия и особенности  составления; отдельный.

 

Методы оценки отдельных  статей баланса в отечественной  и международной практике, нормативное  регулирование в России оценки отдельных  статей баланса. Влияние методов  оценки на достоверность бухгалтерского баланса. Рекомендации международных  стандартов об оценке статей баланса  в условиях инфляции.

 

 Реальность баланса:  абсолютная и относительная; пути  достижения реальности баланса;  установление реальности годового  баланса (полная инвентаризация  всех статей баланса: уточнение  количественного состава, состояния  и оценки частей имущества,  выверка расчетов с дебиторами  и кредиторами). Правильность отражения  данных активно-пассивных счетов.

 

 Преемственность баланса.  Условия, обеспечивающие преемственность  балансов: однородность статей, финансовая  продолжительность отчетных периодов, неизменность валюты и методов  оценки имущественных статей, постоянство  учетной политики предприятия.

 

 Техника составления  промежуточного (месячного, квартального) баланса и этапы составления  годового баланса. Порядок формирования  данных по отдельным статьям  баланса из Главной книги и  других учетных регистров.

 

Фальсификация и вуалирование бухгалтерских балансов. Сущность вуалирования и фальсификации. Примеры фальсификации  и вуалирования балансов (произвольность оценки отдельных статей баланса, искаженное суммирование или добавление отдельных  балансовых цифр, неправильное сальдирование (зачетов) требований и обязательств, невключение в баланс отдельных статей, сохранение в балансе сумм, подлежащих исключению.

 

Использование информации бухгалтерского баланса для оценки финансового  состояния предприятия.

 Тема 3. Отчет о прибылях  и убытках 

 

 Значение и целевая  направленность отчета о финансовых  результатах в рыночной экономике.

 

 Схемы построения отчета  о прибылях и убытках в России  и международной практике (различие  и необходимость сближения в  подходах отражения отчетной  информации). Показатели формы отчета  о прибылях и убытках (ф. N 2), порядок их формирования и  отражения в учетных регистрах  и форме отчета.

 

 Определение понятий  (отдельных показателей): выручка,  доход, прибыль, убыток, расходы,  себестоимость реализованной продукции  и др., предусмотренных в ф. N 2. Взаимосвязь отчета о финансовых  результатах с декларациями и  другими документами, представляемыми  предприятием в налоговые службы. Отчетные данные о распределении  дохода (прибыли), порядок их формирования  и отражения в формах N 2 и N 5 "Приложение к балансу".

 

Использование информации отчета о прибылях и убытках в оценке прибыльности деятельности и рентабельности активов, собственного капитала, продаж и др.

 Тема 4. Отчет о движении  денежных средств 

 

 Целевое назначение  отчета для внутренних и внешних  пользователей. Факторы, повлиявшие  на широкое применение указанного  отчета в международной практике. Показатели отчета.

 

 Два варианта методики  составления отчета о движении  денежных средств. Взаимосвязь  отчета с оперативным финансовым  планированием и контролем за  движением денежных потоков предприятия,  а также балансом и отчетом  о финансовых результатах. Недостатки  действующей формы N 4 "Отчет  о движении денежных средств"  в России по сравнению с  Международной практикой ее составления.

 Тема 5. Консолидированная  бухгалтерская отчетность 

 

Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета  и финансовой отчетности. Директивы  Европейского Союза о консолидированной  отчетности. Международные стандарты  по консолидированной отчетности. Гармонизация отчетности в странах Европейского Сообщества. Условия составления  консолидированной отчетности в  соответствии с Директивами ЕС.

 

 Определение и область  применения консолидированной отчетности. Вопросы составления консолидированной  отчетности в современном российском  законодательстве. Определение дочерних, материнских компаний, зависимых  обществ. Сводная отчетность и  ее отличие от свободно-консолидированной  отчетности. Финансово-промышленные  группы и составление консолидированной  отчетности. Ограничения на создание  холдинговых компаний.

 

 Состав и структура  консолидированной отчетности. Факторы,  обусловливающие необходимость  составления консолидированной  отчетности и освобождения от  ее составления. Принципы подготовки  консолидированной отчетности. Структура  консолидированного баланса. Консолидированный  отчет о прибылях и убытках.  Примечания к консолидированной  отчетности. Особенности консолидации  отчетности зарубежных дочерних  предприятий. Доклад руководства  группы (пояснительная записка к  годовому отчету). Аудит консолидированной  отчетности.

 

 Процедура консолидации. Первичная консолидация баланса.  Метод покупки, метод слияния  (поглощения), первичная консолидация  баланса при приобретении менее  100% капитала по балансовой стоимости.  Первичная консолидация отчета  о прибылях и убытках при  покупке и слиянии. Консолидация  деятельности компаний группы  в последующие периоды. Элиминирование  внутрифирменных операций в балансе.  Частично элиминируемые статьи. Расчет доли меньшинства и  ее отражение в консолидированном  балансе. Элиминирование дивидендов  и привилегированных акций в  консолидированном балансе. Нереализованные  прибыли по внутрифирменным продажам  в консолидированном отчете о  прибылях и убытках. Сравнение  методов покупки и слияния.  Инвестиции в ассоциированные  компании.

 Тема 6. Учетная политика  и текстовая часть бухгалтерской  отчетности 

 

 Взаимосвязь учетной  политики и бухгалтерской отчетности.

 

 Определение и задачи  пояснительной записки. Использование  принципов существенности и сопоставимости  при составлении пояснительной  записки. Выбор и детализация  содержания ее разделов: краткая  характеристика структуры и основных  направлений деятельности организации;  информация для обеспечения сопоставимости  данных за отчетный и предшествующий  ему годы; основные факторы, повлиявшие  в отчетном году на хозяйственные  и финансовые результаты деятельности  организации; существенные статьи  бухгалтерской отчетности; события,  произошедшие после отчетной  даты, и условные факты хозяйственной  деятельности, влияющие на показатели  годового отчета; данные о финансовых  результатах по видам деятельности  и географическим рынкам сбыта; порядок расчета и динамика важнейших аналитических показателей. Порядок составления пояснительной записки.

 Тема 7. Статистическая  отчетность 

 

Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг (ф. N П-1) - месячные, квартальные. Натуральные  и стоимостные показатели продукции: объем продукции в оптовых  ценах предприятий без налога на добавленную стоимость и акцизов, в сопоставимых ценах, в действующих  ценах соответствующего года. Состав стоимостных показателей объема промышленной продукции. Оценка промышленной продукции и незавершенного производства. Взаимосвязь натуральных и стоимостных  показателей продукции в отчетных формах. Техника составления отчета о продукции.

 

Сведения о численности, заработной плате и движении работников (ф. N П-4) - месячные, квартальные. Среднесписочная  численность персонала, его состав и движение. Показатели производительности труда. Взаимная увязка показателей  продукции и трудовых показателей. Отчетные данные о заработной плате. Состав фонда заработной платы промышленно-производственного  персонала. Темп роста производительности труда. Расчетная среднемесячная заработная плата промышленного персонала  и темп ее роста. Техника составления  отчета по труду.

 

Сведения о составе  и движении основных средств (ф. N 11) - годовая. Назначение отчета, состав показателей, техника составления.

 

 Сведения о затратах  на производство и реализацию  продукции (работ, услуг) предприятия  (ф. N 5-3) - месячная, квартальная, годовая.  Показатели отчета. Отчетные данные  о затратах на производство  по элементам. Их назначение, источники  данных. Методы и техника составления.  Порядок увязки общей суммы  затрат на производство с производственной  себестоимостью продукции; списание  на непроизводственные счета  изменения остатков незавершенного  производства, расходов будущих  периодов, резерва предстоящих платежей.

 

 Себестоимость продукции  по статьям калькуляции. Источники  данных, методы и техника составления  внутренней отчетности о себестоимости  продукции. Пути повышения достоверности  отчетности.

 

 Показатели производственных  потерь - потерь от брака, отходов,  от пониженной сортности продукции  и др.

 

 Себестоимость отдельных  видов продукции (отчетная калькуляция). Отчеты об исполнении смет  общепроизводственных и общехозяйственных  расходов - составная часть управленческого  учета предприятия. Техника составления  указанных форм отчета и использование  их информации для анализа  деятельности предприятия.

 

Сведения о финансовом состоянии организации (ф. N П-3) - квартальные, годовые. Показатели отчета, их увязка с формами бухгалтерского отчета. Техника составления.

 

Сведения об инвестициях (ф. N П-2). Показатели отчета, их увязка с  формами бухгалтерского отчета. Техника  составления.


Информация о работе Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике