Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 09:02, курсовая работа
Целью исследования является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии, выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ И АУДИТА. 7
1.1. Значение теоретических исследований в определении методики и практики осуществления контроля и аудита в деятельности предприятия. 7
1.2. Эволюция развития аудиторской деятельности 10
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ И АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ. 14
2.1. Задачи, значение, объекты и источники контроля и аудита основных средств и нематериальных активов. 14
2.2. Характеристика основных нормативных актов, регулирующих методологию, методику и практику контроля и аудита. 16
2.4. Тесты, применяемые при аудите. 18
2.5. Инвентаризация основных средств и НМА. 18
2.6. Поступление основных средств. 21
2.7. Выбытие основных средств. 24
2.8. Проверка правильности начисления амортизации. 25
2.9. Проверка правильности учёта отнесения затрат на ремонт основных средств. 27
ГЛАВА 3. ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ И АУДИТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 34
Следовательно, существует ряд проблем, с которыми сталкивается аудитор. Среди них — определение правильного подхода к клиенту и умение верно оценить степень своего риска, выбор верных и эффективных процедур аудита, определение размера выборки и умение распространить ее результаты навею генеральную совокупность, отбор требующих особого внимания элементов и тех операций, которые должны быть с особой тщательностью проверены по существу, хронометраж проверок (тестов), оценка результатов и выбор наиболее подходящего типа аудиторского заключения [9].
Аудиторская деятельность требует самостоятельности аудитора в обосновании и принятии решений. При проверке отчетности компании аудитор оценивает выявленные в ней ошибки, которые по своей сути и содержанию бывают существенными (материальными) и несущественными (нематериальными). Кроме того, аудитор дает оценку степени риска своей деятельности [8].
Результатом аудита может быть только выражение мнения независимого аудита о достоверности информации об объекте аудита, предоставленной организацией, в которой проводилась проверка
5
В связи с развитием рыночных отношений в учёте основных средств произошли кардинальные изменения. Они коснулись начисления износа; учёта капитальных вложений; операций, связанных с арендой имущества; переоценкой основных средств, списания затрат на ремонт основных средств; учёта реализации основных фондов.
При аудите основных средств прежде всего надо проверить, как ведется аналитический учёт. Такой учёт организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учёт ведётся в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
Следует проверить, нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить их восстановить на такие средства
При использовании ЭВМ вместо инвентарных карточек или книг может вестись электронная картотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократить трудоёмкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.
Проверка правильности ведения аналитического учёта может быть сплошной или выборочной.
Важным моментом в организации аналитического учёта является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать её проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Синтетический учёт движения основных средств и износа ведётся в журналах-ордерах, а при использовании ЭВМ - в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 04. Необходимо по этим регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом, приложением.
Задачи контроля по учёту основных средств:
1. Важной задачей контроля по учёту основных средств является проверка правильности начисления износа Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. При обнаружении ошибок надо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчётные формы.
2. Проверка правильности переоценки основных средств, которая в настоящее время приобретает важное значение, поскольку такая процедура, начиная с 1992 года, производится практически каждый год.
3. При проверке необходимо обратить внимание на то, как проводилась безвозмездная передача основных средств.
4. Проверка правильности учёта отнесения затрат на ремонт основных средств. Новым аспектом в области аудита учёта основных средств является проверка организации учёта от несения затрат на ремонт основных средств.
Целью аудита нематериальных активов является установление соответствия применяемой предприятием методики учёта нематериальных активов требованиям нормативных актов, регулирующих формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям, устанавливающим правила их учёта. Аудитор должен проверить:
1. Документальное оформление факта наличия объектов НМА и правильное отражение их первоначальной балансовой стоимости;
2. Организацию аналитического и синтетического видов учёта НМА.
3. Правильность ежемесячного погашения стоимости начисления износа по объектам, учитываемым в составе НМА (счёт 04).
4. Правильность списания объектов НМА с баланса предприятия.
5. Соответствие данных синтетического и аналитического видов учёта НМА и их износа записям в Главной книге и балансе.
Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя нормативная база - соответствующие законы, положения, методологические материалы по учёту и отчётности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Данные нормативные акты необходимы аудитору, чтобы выявить соответствие ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности, проведения анализа, составления заключения. При наличии у аудитора или в аудиторской фирме современных персональных ЭВМ можно использовать различные информационно-справочные системы: «Гарант», «Консультант» и др., значительно облегчающие работу аудитора, ускоряющие процесс проведения проверок, повышающие их качество. В условиях рыночного труда можно применять вспомогательные таблицы, справочники. Внизу перечислены основные нормативные документы при аудите основных средств и НМА:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Внутренняя нормативная база - это учётная политика, различные методические и инструкционные материалы по организации учёта на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.
Для оценки системы внутреннего контроля, бухгалтерского учёта применяется метод тестирования, позволяющий обнаружить ошибки, допущенные при недостаточно объективной системе внутреннего контроля.
Тестирование может быть произведено в ряде вопросов, задаваемых аудитором персоналу проверяемого предприятия. Ответы персонажа предприятия могут указать на ошибки, недоработки, которые должны быть исправлены. Например, при проверке основных средств и НМА можно задать следующие вопросы:
1. Как отражается в учёте поступление основных средств и НМА и какими проводками оформляется?
2. Как в учёте и какими проводками оформляется списание по разным причинам основных средств?
3. Какие методы применяются при начислении износа (амортизации) основных средств и как она отражается в учёте?
4. Имеются ли на предприятии арендуемые основные средства?
5. Как они оформляются?
6. Как учитывается НМА и что к ним относят?
Это только малая часть тех вопросов теста, которые могут быть заданы. Вопросы можно представить в виде теста-таблицы 3.
Инвентаризация - это приём ревизии, используемый для проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным бухгалтерского учёта, а также для выяснения сохранности собственности в резервируемой организации. При этом фактическое наличие ценностей записывается в инвентаризационные описи, на основании которых и данных бухгалтерского учёта составляют сличительные ведомости, где выводятся недостачи и излишки ценностей. В процессе инвентаризации проверяется также реальность числящихся на балансе сумм основных средств и НМА.
Таблица 3
Тест
Содержание вопроса |
Раздел I. Проверка учредительных документов и видов деятельности
|
Какую сумму составляет объявленный уставный капитал? Сформирован ли уставный капитал полностью в соответствии с учредительными документами и законодательством? Какие проводки составлялись при формировании уставного капитала Какие виды деятельности предусмотрены уставом предприятия? Имеются ли лицензии на отдельные виды деятельности (розничную торговлю, операции с ценными бумагами и т. д.)? Занимается ли организация видами деятельности непредусмотренными уставом? Какой порядок предусмотрен в уставе для распределения прибыли и формирования фондов и резервов? |
Раздел II Проверка порядка проведения инвентаризации основных средств и НМА. |
Создана ли на предприятии инвентаризационная комиссия? Соблюдаются ли сроки проведения инвентаризаций? Какими документами оформляются итоги инвентаризации? Правильно ли ведутся инвентарные карточки по осн-м ср-м и НМА? Имеются ли на предприятии основные средства на которые не оформлены инвентарные карточки? Какими проводками оформляются излишки или недостача основных средств и НМА? |
Раздел III. Проверка поступления и выбытия основных средств и НМА. |
Как отражается в учете поступления основных средств? Какими проводками оформляется поступления основных средств? Как учитываются нематериальные активы (поступление, выбытие)? Имеются ли арендуемые основные средства и как они учитываются? Какие методы применяются при начислении износа (амортизации) основных средств и нематериальных активов и как это отражается в учете? |
Основные принципы инвентаризации; внезапность, сопоставимость единиц измерения, плановость, объективность., юридическая правомочность результатов, непрерывность, полнота охвата объектов, оперативность и экономичность.
Инвентаризацию основных средств кроме скота проводят не менее 1 раза в год и не ранее 1 октября отчётного года. Здания, сооружения и другие неподвижные объекты разрешено инвентаризовать не реже одного раза в год, библиотечные фонды - не менее одного раза в 5 лет по состоянию на 1 декабря. Животных должны инвентаризовать ежеквартально (на 1 апреля, 1 июля, 31 декабря отчётного года).
Количество и сроки инвентаризаций определяются на предприятии и фиксируются в учетной политике. Для проведения инвентаризации Приказом руководителя создаётся комиссия, в состав которой включают главных специалистов, бухгалтер и др., но не менее 3-х человек. Инвентаризацию проводят в присутствии материально-ответственного лица, За правильность и своевременность проведения инвентаризации несут ответственность руководитель предприятия и главный бухгалтер. Все документы составляются в 2-ух экземплярах и подписываются членами комиссии. При инвентаризации основных средств проверяется наличие и правильность заполнения инвентарных карточек, книг учета основных средств, инвентаризационных описей, инвентарных списков. Если при инвентаризации зданий и сооружений установлены факты их перестройки то необходимо проверить отражено ли это в учете, т.е. показано ли увеличение или уменьшение стоимости объекта Основные средства которые в момент инвентаризации находятся вне хозяйства инвентаризируются по документам подтверждающим их действительное местонахождение. Если обнаружены излишки основных средств и НМА, то составляется проводка: Дт 01, 04 Кт 91- Оприходованы излишки основных средств и НМА.
Недостача или порча основных средств отражается через счет 94. Возможная схема проводок выглядит следующим образом:
Дт 94 Кт 01 - списание первоначальной стоимости основных средств;
Дт 02 Кт 94 - списание начисленного износа;
Дт94 Кт98 - отнесение разницы между первоначальной стоимостью и суммой начисленного износа
При невозможности отнесения затрат на конкретных виновных лиц стоимость недостающих основных средств списывается по остаточной стоимости проводкой: Дт 91 Кт 94.
При проверке операций по поступлению основных средств следует установить целесообразность их строительства или приобретения, своевременность и правильность документального оформления, а также реальности их оценки.
Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путем сопоставления даты оприходования средств по счету 01 с датами, указанными в первичных документах на их поступление, а также соответствующих сумм. Несвоевременное оприходование влечет за собой недоначисление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости, себестоимости продукции и финансовых результатов деятельности организации. Отдельно проверяются операции по оприходованию основных средств в виде вкладов в уставный капитал.
Информация о работе Контроль и аудит основных средств и нематериальных активов