Контроль и ревизия расчетных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости оборотных средств, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшения финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому ревизии подвергаются все расчетные операции организации-заказчика – различными приемами и методами контроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1.Общие вопросы контроля и ревизии расчетных операций……………...…4
2.Контроль и ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками…….…....5
3. Контроль и ревизия расчетов с покупателями и заказчиками…………....8
4. Контроль и ревизия кредитных операций………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………1

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 34.89 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная  сельскохозяйственная

академия им. В.Р. Филиппова»

Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета  и аудита

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Контроль  и ревизия»

на тему: Контроль и ревизия  расчетных операций

Специальность 080109 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

Выполнила: Истангулова О.В.

                                                        студентка группы 5506

                                                             Проверила: Тарбаева А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

1.Общие вопросы контроля и ревизии расчетных операций……………...…4

2.Контроль и ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками…….…....5

3. Контроль и ревизия расчетов с покупателями и заказчиками…………....8

4. Контроль и ревизия кредитных операций………………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Правильная организация  расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости оборотных средств, укрепление договорной и расчетной  дисциплины и улучшения финансового  состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают  негативные последствия по этим операциям. Поэтому ревизии подвергаются все  расчетные операции организации-заказчика  – различными приемами и методами контроля.

Проверка состояния  законности и целесообразности включает расчеты с поставщиками и подрядчиками (счет 60); с покупателями и заказчиками (счет 62); резервы по сомнительным долгам (счет 63); расчеты по краткосрочным  кредитам и займам (счет 66); Расчеты  по долгосрочным кредитам и займам (счет 67); расчеты по налогам и  сборам (счет68); расчеты по социальному  страхованию и обеспечению (счет 69); с персоналом по оплате труда (счет 70); расчеты с подотчетными лицами (счет 71); с персоналом по прочим операциям (счет 73); с разными дебиторами и кредиторами (счет 76). Кроме того проверке подвергаются субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам.

По каждой из перечисленных  групп расчетов (до проведения документальной проверки) целесообразно сначала  выявить их наличие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности остаткам той или иной задолженности, затем установить дату и характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного погашения  задолженностей и укрепления расчетно-платежной  дисциплины определяются посредством  проведения фактического и документальных форм контроля.

 

1. Общие вопросы  контроля и ревизии расчетных  операций

При проверке расчетных  операций ревизор должен учитывать  особенности отдельных организаций, использующие рабочие (упрощенные) планы  счетов и упрощенные формы бухгалтерского учета, например, предприятий малого бизнеса и др.

Источником контрольных  данных для проведения проверок являются записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах  и первичных документах, а также  в Главной книге и отчете. Поэтому ревизор должен установить: имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета; перечень применяемых первичных документов, порядок их возникновения, система нумерации, заполнение всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов; наличие оборотных ведомостей, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив; как организован и насколько эффективен внутрихозяйственный контроль расчетных операций; состояние системы бухгалтерского учета расчетных операций.

Проверку состояния  расчетов рекомендуется начинать (по мере необходимости) с инвентаризации расчетов или с анализа материалов инвентаризации, если они имеются  к моменту проведения проверки. В  процессе такой проверки необходимо установить: нет ли пропуска сроков исковой давности по расчетам с дебиторами и кредиторами, реальность, причины и виновность лиц в пропуске сроков исковой давности; тождество расчетов с банками, подразделениями фирмы, вышестоящими органами, с бюджетом, внебюджетными фондами; правильность и обоснованность числящихся на балансе сумм задолженности по недостачам и хищениям и меры, принятые к взысканию этой задолженности; правильность и обоснованность списания сомнительных долгов, а также числящихся на балансе сумм других задолженностей; достоверность предъявленных к дебиторам претензий, подтверждаются ли претензии договорными обстоятельствами, предъявлены ли иски на взыскание этих задолженностей в судебном порядке.

Аналитическое исследование материалов инвентаризации расчетов дает ревизору возможность сосредоточить  внимание на более тщательной проверке тех расчетных операций, где выявлены: отсутствие внутреннего контроля; расхождения; неувязки; сомнительность в законности или реальности операций.

 

2. Контроль и  ревизия расчетов с поставщиками  и подрядчиками

Проверка по счетам (60, 76) расчетов с поставщиками и подрядчиками должна осуществляться согласно программе по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке товарно-материальных ценностей работ, услуг); правильность по оплате сумм за получение товарно-материальных ценностей (работ, услуг); правильность оценки полученных и отгруженных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) при бартерных сделках; достоверность, реальность и правильность учета расчетов с поставщиками и подрядчиками с использованием векселей; полнота оприходования полученных ценностей или учета выполненных работ и услуг.

Основным документом, определяющим правовой режим расчетных  взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками по поставкам материальных ресурсов, а также по выполненным  работам и услугам является договор, заключенный между организацией-заказчиком и поставщиком (подрядчиком). Договоры должны отвечать требованиям норм ГК РФ. Однако на практике часто формулировки предметов проверяемых договоров не отвечают их названиям и нормам ГК РФ (договор о совместной деятельности, договор на опционные, фьючерские сделки, договор о сотрудничестве, трастовый договор и т.д.). Поэтому ревизор должен тщательно проанализировать содержание этих договоров и определить законность (или незаконность) проведенных по ним операций.

Согласно Указу  Президента РФ от 20.12.94г. № 2204 установлено, что важнейшим требованием при  осуществлении сделок на поставку товаров, услуг относятся соблюдение форм договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).

Установлено также, что придельный срок исполнения обязательств по расчетам по договорам равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (работ, услуг). Сумма  неистребованной кредиторской задолженности  по обстоятельствам, порожденным указанными сделками, подлежит списанию по истечении  четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником  товаров, услуг как безнадежная  дебиторская задолженность на убытки организации-кредитора, кроме случаев, когда в его действиях отсутствует  умысел.

Таким образом, при  проверке ревизор должен обратить особое внимание: имеются ли договоры по проведенным  операциям с поставщиками и подрядчиками; на правильность оформления договоров; при наличии задолженностей необходимо установить дату возникновения и  причину образования просроченной задолженности.

Далее ревизор должен проверить непосредственно расчетные  операции с каждым поставщиком, а  затем с каждым подрядчиком. Для этого путем проверки записей по журналу-ордеру № 6 и а реестрах операций или ведомости к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также расчетно-платежных документов ревизор должен определить дату возникновения и характер каждой операции, поставок, правильность применения цен для оценки, наценок (скидок), своевременность и полноту оприходования полученных ценностей, обоснованность предъявления претензий, выделения на счете 19 «Налог на добавленную стоимость» НДС.2

При поступлении  товарно-материальных ценностей, на которые  не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Необходимо также установить: проводилась ли инвентаризация расчетов; предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, а также обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций; правильность списания сомнительных долгов.

При необходимости  можно провести контрольную инвентаризацию ценностей и расчетов, встречную  сверку документов и регистров учета  в проверяемой организации и  у поставщика, устный опрос специалистов и материально-ответственных лиц  по указанным вопросам.

Проверяя операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками, ревизор должен установить правильность сумм и составленные по ним корреспонденции  счетов. Для этого проводят сверку записей счета 60 в журнале-ордере № 6 с другими регистрами.

Итоговые данные журнала-ордера № 6 по оборотам по счету 60 и остаток на этом счете необходимо сверить также с соответствующими данными в Главной книге и  в отчете организации.

Следует особое внимание обратить на отражение операций на счетах при расчетах с использованием векселей, так как в них кроется  множество ошибок, влияющих на себестоимость продукции и финансовые результаты организации, а также на правильность списания (возмещения) НДС по приобретенным ресурсам.

При проверке расчетов с подрядчиками следует установить, обеспечены ли объекты источниками  финансирования. Ревизор должен помнить  также то, что основанием расчетов с подрядчиками являются договоры, проектно-сметная документация на строящиеся объекты, акты выполненных работ, счета-фактуры. Здесь необходимо также обратить внимание: на реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности на счете 60, ее соответствие данным Главной книги и отчетности; нет ли приписок объемов выполненных работ (для чего можно провести контрольный обмер выполненных работ); на правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов; на точность расчета с поставщиками и подрядчиками в иностранной валюте.

Ревизор должен знать, что аналитический учет ведется  по каждому поставщику (подрядчику) раздельно в валюте платежа и  ее рублевом эквиваленте по курсу  ЦК на дату возникновения обязательств.

 

3. Контроль и  ревизия расчетов с покупателями  и заказчиками

Аудит расчетов с  покупателями и заказчиками проводится аналогично проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Расчеты между поставщиками и покупателями осуществляются, как  правило, безналичным путем, и средства со счетов фирмы списываются по распоряжению владельца счетов. При этом допускаются  безналичные расчеты; платежными поручениями; аккредитивами; платежными требованиями-поручениями, чеками. Форма расчетов плательщиком и покупателем средств определяется договором или соглашением. Организации – участники договора, по общему соглашению могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение, чек на незачетную сумму. Практикуются также бартерные сделки. Допускаются, кроме того, наличные расчеты с покупателями и заказчиками в пределах лимита наличных расчетов, установленного законодательством.

Поэтому при проверке, прежде всего, необходимо установить, имеются ли в наличии все договоры на поставку продукции, зарегистрированы ли договоры в журнале регистрации  договоров и гарантийных писем.

При проверке расчетов с использованием различных форм различных расчетов ревизор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в роде случаев – провести встречные  сверки в банке или в организации, с которой были осуществлены расчеты. Особое внимание следует уделить  расчетным операциям, проведенным  по чекам, аккредитивам или использованием векселей. Здесь иногда встречаются  ошибки, нарушения действующего порядка, а порой и мошенничество.

Проверяя расчеты  с покупателями и заказчиками  с использованием векселей, необходимо обратить внимание на своевременность  и правильность отражения вексельного  процента по полученным векселям. Кроме  того, необходимо определить причины  неплатежей, если имеются факты просроченной дебиторской задолженности, нет  ли пропусков исковой давности.

Путем прослеживания  и арифметической проверкой необходимо установить: правильность ценообразования  при реализации продукции (работ, услуг), использование наценок (скидок, накидок); нет ли умышленных расчетов с покупателями и заказчиками ниже себестоимости  отгруженной продукции при бартерных  сделках, взаимозачетах, расчетах с  использованием чеков, аккредитивов, векселей.

Информация о работе Контроль и ревизия расчетных операций