Контроль уровня профессионализма аудиторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Возрастающее значение института частной собственности, расширение сфер деятельности экономических субъектов и усложнение условий хозяйствования создали в Российской Федерации потребность в организации новых, присущих исключительно рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности, наиболее перспективным из которых в настоящее время является аудиторский (иногда его называют - финансовый) контроль.

Содержание работы

Введение
1. Контроль уровня профессионализма аудиторов
2. Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
3. Порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью
4. Независимость аудитора и аудиторской организации
5. Этика аудитора
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ.docx

— 36.34 Кб (Скачать файл)

Статья 16 Закона об аудите определяет основания и порядок аннулирования  квалификационного аттестата. К  основаниям аннулирования, в частности, относятся:

· установление факта получения  аттестата с использованием подложных  документов;

· вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права  заниматься аудиторской деятельностью  в течение определенного срока;

· несоблюдение правил независимости  и аудиторской тайны;

· установление факта систематического нарушения аудитором требований, установленных законодательством  РФ или стандартами аудиторской  деятельности;

· установление факта подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;

· неосуществление аудитором  деятельности в течение двух лет  подряд.

3. Порядок проведения  аттестации на право заниматься  аудиторской деятельностью

Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим  отдельным типам квалифицированных  аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы  согласно Временному положению о  системе аттестации, обучения и повышения  квалификации аудиторов в РФ, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2002г.

Аттестация на право осуществления  аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее именуется - аттестация) проводится с целью обеспечения  профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей. Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской  фирмы (далее именуются - претенденты).

К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое  или юридическое (высшее либо среднее  специальное) образование, а также  стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя  по экономическому профилю.

Организация проведения аттестации возлагается:

1. на Министерство  финансов Российской Федерации  - по аудиту предприятий, их  объединений, организаций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других  фондов, а также граждан, осуществляющих  самостоятельную предпринимательскую  деятельность;

2. на Федеральную  службу России по надзору за  страховой деятельностью - по  аудиту страховых организаций  и обществ взаимного страхования;

3. на Центральный  банк Российской Федерации - по  аудиту банков и кредитных  учреждений, а также их союзов  и ассоциаций.

· Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов (далее именуются - учебно-методические центры), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению  Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Центрального банка Российской Федерации.

· Для проведения аттестации Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью  и Центральный банк Российской Федерации  создают центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (далее именуются - центральные комиссии).

· В состав центральных и межрегиональных  комиссий включаются работники Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной  службы России по надзору за страховой  деятельностью, Центрального банка  Российской Федерации и Государственной  налоговой службы Российской Федерации. В состав этих комиссий могут включаться также ученые и специалисты учебных  и научно-исследовательских учреждений экономического профиля, финансово-инвестиционных, банковских и страховых организаций  и других субъектов экономической  деятельности.

· . Центральные  комиссии утверждают по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации  единые программы, по которым проводятся квалификационные экзамены.

· Руководители центральных комиссий по поручению  соответственно Министра финансов Российской Федерации, руководителя Федеральной  службы России по надзору за страховой  деятельностью и Председателя Центрального банка Российской Федерации заключают  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке договоры с учебно-методическими центрами о проведении на их базе квалификационных экзаменов и перечисляют им необходимые  средства на их проведение.

· Претендент представляет в соответствующую  комиссию следующие документы:

1. заявление  по форме согласно Приложению N 1;

2. нотариально  заверенные копию диплома о  высшем (среднем специальном) образовании  и выписку из трудовой книжки;

3. две фотографии  размером 4 х 6 см;

4. квитанцию  о внесении платы за проведение  аттестации.

· Заявление  рассматривается соответствующей  комиссией в срок, не превышающий  одного месяца с момента представления  всех необходимых документов. В случае ненадлежащего оформления документов они возвращаются на переоформление.

· Решение  о дате и месте проведения квалификационного  экзамена доводится до сведения претендента  не менее чем за 15 дней до намеченной даты его проведения.

· Претендент допускается к квалификационному  экзамену при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего  его личность.

· Квалификационные экзамены проводятся в письменной форме. Результаты квалификационных экзаменов  оформляются протоколом экзаменационной  комиссии.

· Учебно-методический центр сообщает соответствующей  комиссии о результатах квалификационных экзаменов в течение трех дней после их проведения.

· Комиссия рассматривает  результаты экзаменов в 2-недельный  срок.

· Квалификационный аттестат аудитора по форме согласно Приложению N 2 должен быть выдан в  месячный срок со дня принятия решения  о его выдаче.

За проведение аттестации взимается плата, размер которой устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае отказа претендента от прохождения аттестации (неявки на экзамен), а также при  неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается. Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на три года. Если в течение  двух лет с момента получения  квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.

По истечении  срока действия квалификационного аттестата аудитор вправе подать в соответствующую комиссию заявление о его продлении. При получении от аудитора заявления о продлении срока действия квалификационного аттестата соответствующая комиссия вправе назначить повторную сдачу квалификационного экзамена в случае:

1. наличия  обоснованных претензий к аудитору  со стороны налоговых органов,  заказчиков, а также других аудиторов  и аудиторских фирм;

2. существенного  изменения законодательства Российской  Федерации, применяемого при осуществлении аудиторской деятельности. Действие квалификационного аттестата аудитора может быть продлено на срок три года. За продление действия квалификационного аттестата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации.

Центральные комиссии ведут государственные  реестры выданных квалификационных аттестатов аудиторов. Комиссия по аудиторской  деятельности при Президенте Российской Федерации организует ведение единого  государственного реестра выданных квалификационных аттестатов аудиторов.

В государственный  реестр включаются следующие данные: фамилия, имя, отчество, паспортные данные и место жительства аудитора, дата выдачи, номер и срок действия квалификационного  аттестата. Сведения об аттестованных  аудиторах публикуются в центральных  печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях  которых они осуществляют свою деятельность. Решение межрегиональной комиссии об отказе в выдаче квалификационного  аттестата аудитора может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня  получения уведомления о принятии такого решения в соответствующую  центральную комиссию или в суд. Центральная комиссия обязана в  месячный срок принять решение по такой жалобе.

 

4. Независимость аудитора и аудиторской организации

Критерии  независимости аудиторов, аудиторских  организаций индивидуальных аудиторов  установлены ст. 12 Закона «Об аудиторской  деятельности». Они состоят в  ограничении случаев проведения аудита (рис.1).

Так, аудит  не может осуществляться:

1. аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета, и составление финансовой отчетности;

2. аудиторами, состоящими с учредителями (участниками)  аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета, и составление финансовой отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры и дети родителей);

3. аудиторскими  организациями, руководители и  иные должностные лица которые  являются учредителями (участниками)  аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета, и составление финансовой отчетности;

4. аудиторскими  организациями, руководители и  иные должностные лица которых  состоят в близком родстве  (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители  и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета, и составление финансовой отчетности;

5. аудиторскими  организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями, в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств, указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

6. аудиторскими  организациями и индивидуальными  аудиторами, оказывавшими в течение  трех лет, непосредственно предшествовавших  проведению аудиторской проверки, услуги по составлению и ведению  бухгалтерского учета, а так  же по составлению финансовой  отчетности физическим и юридическим  лицам, - в отношении этих лиц.

Порядок выплаты  и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в  том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг  и не могут быть поставлены в зависимость  от выполнения каких либо то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

5. Этика аудитора

Этика - это система норм нравственного  поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы.

Кратко этические  нормы аудиторской деятельности можно сформировать как независимость; компетентность; добросовестность; объективность.

На практике профессиональные организации разрабатывают  кодексы профессиональной этики  аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть все возможные  нюансы их поведения.

В опубликованном Российском коллегией аудиторов  Кодексе обобщены этические нормы  профессионального поведения независимых  аудиторов, определены нравственные, моральные  ценности, которые утверждает в своей  среде аудиторское общество, готовое  защищать их от всех возможных нарушений  и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм является непременной обязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.

Нарушители  этических норм профессионального  поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и  наносят ему моральный и материальный ущерб.

Сообщество  аудиторов в целом и каждый в целом и каждый аудитор в  отдельности осуждают неэтичное  поведение отдельных аудиторов  и требуют их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения  квалификационного аттестата и  лицензии на проведение аудиторской  деятельности.

Каждый аудитор, подвергающийся критике своих коллег по поводу нарушения этики профессионального  поведения, имеет право на объективное  публичное расследование допущенных отступлений от норм, предусмотренных  настоящим Кодексом. По желанию конкретного  нарушителя расследование может  проводиться конфиденциально.

Этический Кодекс содержит следующие требования:

 

Таблица 1

 

№ п/п

Этические требования.

Характеристика

 
 

Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов.

Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках  и решениях, жить и работать по совести.

 

2

Соблюдение общественных интересов.

Внешний аудитор обязан действовать  в интересах общества и всех пользователей  бухгалтерской отчетности, а не только заказчика.

 

3

Объективность аудитора.

Объективной основой для  выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный  объем требуемой информации.

 

4

Внимательность аудитора.

При выполнении профессиональных услуг следует проявлять максимальное внимание.

 

5

Независимость аудитора.

Аудиторы обязаны отказаться от оказания услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации  клиента и ее должностных лиц  во всех отношениях.

 

6

Профессиональная компетентность аудитора.

Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональный уровень  аудиторских услуг. Профессиональная компетентность аудитора основывается на общем и специальном высшем образовании, сдачи аттестационных экзаменов……..

 

7

Конфиденциальная информация клиентов.

Аудитор обязан сохранить  в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при  оказании профессиональных услуг, без  ограничения во времени и не зависимо от продолжения или прекращения  непосредственных отношений с ним.

 

8

Налоговые отношения.

Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении  во всех аспектах: они не должны сознательно  скрывать свои доходы от налогообложения……

 

9

Плата за профессиональные услуги.

Плата за профессиональные услуги отвечает норма профессиональной этики , если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта….

 

10

Отношения между аудиторами.

Аудиторы обязаны доброжелательно  относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих  ущерб коллегам по профессии.

 

11

Публичная информация и реклама.

Публичная информация об аудиторах  и реклама аудиторских услуг  могут быть предоставлены в средствах  массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных и тел., справочниках.

 
       

Информация о работе Контроль уровня профессионализма аудиторов