Контрольная работа по «Бухгалтерский учет в торговле»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

1. Составить бухгалтерский баланс ЗАО «Азимут» по состоянию на 1 марта 2012 г. по приведенным ниже данным; используя действующую форму бухгалтерской отчетности;
2. Определить «Учетную политику» ЗАО «Азимут» на текущий год;
3. Составить журнал хозяйственных операций за март месяц текущего года по форме, приведенной в методических указаниях;
4. Выполнить необходимые расчеты по операциям, где отсутствуют данные;
5. Открыть счета бухгалтерского учета, отразить хозяйственные операции на счетах, определить конечное сальдо; составить оборотную ведомость за март по синтетическим счетам;
6. Составить баланс по состоянию на 1 апреля текущего года по действующей форме отчетности;

Файлы: 1 файл

БУ в торговле 2 вариант.docx

— 84.30 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Санкт-Петербургский государственный  университет сервиса и экономики»


Старорусский  филиал

Кафедра « Бухгалтерский  учет и аудит»

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

По дисциплине: «Бухгалтерский учет в торговле»

Вариант № 2

 

Выполнил(а):

Студент(ка) 4 курса 

заочного отделения

специальности  080109

 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 

Ф.И.О.

Михайлова Е.С.

                                                                                     Проверил(а):к.э.н. доцент

                                                                                     Покровская Л. Л.

 

 

 

 

Старая Русса

2012

Задание 1

 
1. Составить бухгалтерский баланс ЗАО «Азимут» по состоянию на 1 марта 2012 г. по приведенным ниже данным; используя действующую форму бухгалтерской отчетности; 
2. Определить «Учетную политику» ЗАО «Азимут» на текущий год; 
3. Составить журнал хозяйственных операций за март месяц текущего года по форме, приведенной в методических указаниях; 
4. Выполнить необходимые расчеты по операциям, где отсутствуют данные; 
5. Открыть счета бухгалтерского учета, отразить хозяйственные операции на счетах, определить конечное сальдо; составить оборотную ведомость за март по синтетическим счетам; 
6. Составить баланс по состоянию на 1 апреля текущего года по действующей форме отчетности;

Данные для  выполнения задания. 
Некоторые сведения об организации.  
ЗАО "Азимут" организованно в соответствии с действующим Законом РФ "Об акционерных обществах". Основной вид деятельности организации - оптовая торговля. ЗАО "Азимут" имеет идентификационный номер, зарегистрировано в государственных органах, имеет расчетный счет в отделении «Газпромбанка». Льгот по налогообложению организация не имеет. 

 

 

 

 

 

 

Состав имущества  и источников их образования  
ЗАО «Азимут» по состоянию на 1 марта 2012 г.

№ п/п 

Наименование  хозяйственных средств и 
источников их образования

Сумма, 
тыс. руб.

1.                    

Основные средства по остаточной стоимости 

4 200 000

2.                    

Нематериальные активы по остаточной стоимости 

1600

3.                    

Товары на складе, предназначенные  для продажи 

2 000 000

4.                    

Уставный капитал 

5 000 000

5.                    

Расчеты с поставщиками за полученные товары

2 360 000

6.                    

Добавочный капитал 

1 000 100

7.                    

Резервный капитал 

1600 000

8.                    

Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам

8 300 000

9.                

Задолженность перед персоналом организации

115 000

10.                

Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям 

360 000

11.                

Расчетный счет

9 600 000

12.                

Нераспределенная прибыль 

1316 660

13.                

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами:

- в расчетах по социальному  страхованию

- в расчетах по пенсионному  обеспечению

- в расчетах по обязательному  медицинскому страхованию

- задолженность в расчетах  по взносам на обязательное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профзаболеваний

39000

 

3300

29900

5800

 

200

 

14.

Задолженность по налогам  и сборам

13800

15.                

Расходы на продажу

40 000

16.                

Расходы будущих периодов

3 000

17.                

Расчеты с покупателями

3 540 000

18.

Касса

160

 

Справочно:

 

1.                  

Амортизация основных средств 

2 000 000

2.                  

Амортизация нематериальных активов 

400


 

Хозяйственные операции ЗАО «Азимут» за март 2012 г.

 

№ п/п 

Документ и  краткое содержание операций

сумма(усл. ед.).

корреспондирующие  
счета

дебет.

кредит.

1.                  

Выписка из расчетного счета в банке и платежные  поручения.  
Перечислено в погашение задолженности поставщикам за полученные товарно-материальные ценности

2400000

60

51

2.                  

Выписка из расчетного счета  
Зачислены денежные средства за отгруженные товары в феврале месяце.  
Справочно:  
Стоимость товаров по цене продажи  
НДС  
Стоимость товаров по цене приобретения с учетом издержек

3 540 000  
3 200 000  
576 000  
2 700 000

51

62

3.                  

Счет-фактура  №500 ООО «Надежда», платежное поручение  №45 и выписка из расчетного счета  ЗАО «Азимут»  
Перечислена предварительная плата за товар:  
По договорным ценам  
НДС 18%  
Итого по счету:

8 400 000  
1 512 000  
9 912 000

60

51

4.                  

Счет-фактура  №600 и путевые листы автотранспортного  предприятия.  
Приняты к оплате счета за выполнение перевозки по доставке товаров на склад ЗАО «Азимут»  
По действующим тарифам  
НДС 18%  
Итого:

126 000  
22 680 
148 680

44  
19

60  
60

5.                  

Выписка из расчетного счета и платежные поручения  №46  
Перечислены денежные средства за выполненные автоперевозки (см.опер.4)

148 680

60

51

6.                  

Накладная на получение товара №60 и приходный  ордер склада №30  
Получен товар и оприходован на склад  
(см. опер. 3)

 

 

8 400 000  

 

 

41  

 

 

60  

7.

Счет-фактура  ООО «Надежда»

Отражен НДС по полученному  товару

1 512 000

19

60

8.

Выписка из расчетного счета в банке и платежные  поручения

Перечислено в погашение  задолженности за февраль:

- государственным внебюджетным  фондам по страховым взносам

- фонды социального страхования  по взносам на обязательное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний

- бюджету по налогам  и сборам за февраль

 

 

 

 

38800

 

 

200

 

 

13800

 

 

 

 

69

 

 

69

 

 

68

 

 

 

 

51

 

 

51

 

 

51

9.

Приходный кассовый ордер

Получены с расчетного счета наличные на выплату заработной платы работникам

115 000

50

51

10.

Платежная ведомость

Выплачена заработная плата  работникам за февраль в полном объеме

115 000

70

50

11.                  

Счет-фактуры  №900-1100 и товарно-транспорные накладные  на отпуск товаров  
Предъявлены к оплате счета покупателям за отгруженные им товары:  
По ценам продаж  
НДС 18%  
Итого по счета

7 980000  
1 436 400  
9 416 400

62

90-1

12.                  

Товарно-транспортные накладные на отпуск товаров 
Списывается стоимость реализованных товаров по цене приобретения

7 000 000

90-2

41

13.                  

Справка бухгалтерии 
Списываются расходы будущих периодов, приходящиеся на март месяц

400

44

97

14.              

Счет-фактура  №600 рекламного агентства «Луч»  и выписка из расчетного счета  ЗАО «Азимут»  
Перечислены денежные средства за рекламу:  
По договорным ценам  
НДС 18%  
Итого по счету

14 000  
2 520  
16 520

60

51

15.              

Ведомость начисления амортизации основных средств  
Начислена амортизация основных средств за март месяц:  
Здания организации  
Складские помещения  
Автотранспорт  
Оборудование 
Итого:

 

 

 

 

10 000  
4 000  
6 000  
3 000  
23 000

 

 

 

 

44  
44  
44  
44  
44

 

 

 

 

02  
02  
02  
02  
02

16.              

Выписка из расчетного счета и платежное поручение  – требование Энергосбыта 
Перечислено за использованную электроэнергию за март месяц по тарифам  
НДС 18%  
Итого

 

 

 

 

 

7 000  
1 260  
8260

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

51

17.              

Ведомость начисления и распределения заработной платы  за март месяц.  
Начислена заработная плата:  
Работникам отдела маркетинга  
Административно-управленческому персоналу  
Водителям автомашин  
Другим работникам организации.  
Итого

 

 

 

6 000

 
8 000  
3 000  
20 000  
37 000

 

 

 

44

 
44  
44  
44

 

 

 

70

 
70  
70  
70

18.

Ведомость начисления и распределения заработной платы  за март месяц.

Удержан НДФЛ за март месяц

4800

44

69

19.              

Ведомость начисления и распределения заработной платы  за март месяц.  
Начислены страховые взносы за март по действующим ставкам:  
-  фонд социального страхования – 2,9%  
-  государственный пенсионный фонд 26%  
-  фонд обязательного медицинского страхования 5,1%

 

 

 

 

1073 
9620 

1887

 

 

 

 

44  
44  

44

 

 

 

 

69-1  
69-2  

69-3

         

20.

Ведомость начисления и распределения заработной платы  за март месяц.  
Начислены взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ставка 0,2%)

74

44

69

21.              

Выписка из расчетного счета в банке  
Перечислены проценты за пользование банковским кредитом, направленным на приобретение товарно-материальных ценностей  
-  в пределах ставки рефинансирования  
-  сверх ставки рефинансирования  
всего

240 000  
60 000  
300 000

66

51

22.              

Расчет бухгалтерии  
Начислен налог на имущество организации

14 000

44

68

23.              

Расчет бухгалтерии  
Начислен НДС за проданный товар, подлежащий взносу в бюджет (см.п.11)

1 436 400

90.3

68

24.              

Расчет бухгалтерии  
Определяются и списываются расходы на продажу (см. метод.указ.)

204258

90.2

44

25.              

Расчет бухгалтерии 
Определяется и списывается прибыль, полученная от продажи товаров

1112402

90

99

27.              

Расчет бухгалтерии  
Начислен налог на прибыль в размере 20%

222480,40

99

68

28.

Расчет бухгалтерии  
Начислены пени по налогам

1500

99

68

26.

Расчет бухгалтерии

Выявляется  нераспределенная (чистая) прибыль  после расчетов с бюджетом

888421,6

99

84

29.              

Расчет бухгалтерии  
Определяется сумма НДС, подлежащая к возмещению из бюджета по товарно-материальным ценностям и услугам, потребленным ЗАО «Азимут» при осуществлении основной деятельности (см. метод.указ.)

1423874,8

68

19


 

Синтетический учет

01 «Основные средства»

 

02 «Амортизация ОС»

Д-т

К-т

 

Д-т

К-т

Сн  = 6200000

     

Сн = 2000000

       

11) 23000

ДО = 0

КО = 0

 

ДО = 0

КО = 23000

Ск = 6200000

     

Ск = 2023000


 

 

04 «Нематериальные  активы»

 

05 «Амортизация НМА»

Д-т

К-т

 

Д-т

К-т

Сн  = 2000

     

Сн = 400

         

ДО = 0

КО = 0

 

ДО = 0

КО = 0

Ск = 2000

     

Ск = 400


 

 

19 «НДС по приобретенным  ценностям»

 

41 «Товары»

Д-т

К-т

 

Д-т

К-т

Сн = 360000

   

Сн = 2000000

 

4) 22680

7) 1512000

14) 2520

21) 1423874,80

 

6) 8400000

8) 7000000

ДО  = 1537200

КО = 1423874,80

 

ДО = 8400000

КО = 7000000

Ск = 473325,20

   

Ск =3400000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44 «Расходы на продажу»

 

51 «Расчетный счет»

Д-т

К-т

 

Д-т

К-т

Сн = 40000

   

Сн = 9600000

 

4) 126000

9) 400

11) 23000

13) 37000

14) 12580

16) 14000

18) 204258

 

2) 3540000

1) 2400000

3) 9912000

5) 148680

8) 52800

9) 115000

14) 16520

16) 8260

21) 300000

ДО = 212980

КО = 204258

 

ДО = 3540000

КО = 12953260

Ск = 48722

   

Ск = 186740

 

50 «Касса»

Д-т

К-т

Сн = 160

 
   

ДО = 115000

КО = 115000

Ск = 160

 

60 «Расчеты с поставщиками»

 

62 «Расчеты с покупателями»

Д-т

К-т

 

Д-т

К-т

 

Сн = 2360000

 

Сн = 3540000

 

1) 2400000

3) 9912000

5) 148680

14) 16520

16) 8260

4) 126000

4) 22680

6) 8400000

7) 1512000

14) 14000

14) 2520

 

11) 9416400

2) 3540000

ДО = 12485460

КО = 10077200

 

ДО = 9416400

КО = 3540000

Ск = 48260

   

Ск = 9416400

 

66 «Расчеты по краткосрочным  займам»

 

68 «Расчеты по налогам  и сборам»

Д-т

К-т

 

Д-т

К-т

 

Сн = 8300000

   

Сн = 13800

21)300000

   

8) 13800

 

 

29) 1423874,80

22) 14000

23) 1436400

27) 222480,40

28) 1500

ДО = 300000

КО = 0

 

ДО=1437674,80

КО=1674380,40

 

Ск = 8000000

   

Ск = 250505,60


69 «Расчеты по соц.  страхованию»

 

70  «Расчеты с персоналом  по оплате труда»

Д-т

К-т

 

Д-т

К-т

 

Сн = 39000

   

Сн = 115000

8) 39000

19) 12580

 

10) 115000

17) 37000

ДО = 39000

КО = 12580

 

ДО = 115000

КО = 37000

 

Ск = 12580

   

Ск = 37000


80 «Уставный капитал»

 

82 «Резервный капитал»

Д-т

К-т

 

Д-т

К-т

 

Сн = 5000000

   

Сн = 1600000

         

ДО = 0

КО = 0

 

ДО = 0

КО = 0

 

Ск = 5000000

   

Ск = 1600000


83 «Добавочный капитал»

90 «Продажи»

 

Д-т

К-т

Д-т

К-т

 
 

Сн = 1000100

Сн = 0

   
   

12) 7000000

23) 1436400

24) 204258

25) 1112402

11) 9416400

 

ДО = 0

КО = 0

ДО = 9753060

КО = 9416400

 
 

Ск = 1000100

Ск = 336660

   

97 «Расходы будущих  периодов»

 

99 «Прибыли и убытки»

Д-т

К-т

 

Д-т

К-т

Сн = 3000

     

Сн = 1316660

 

13) 400

 

26) 888421,6

27) 222480,40

28) 1500

25) 1112402

ДО = 0

КО = 400

 

ДО = 1112402

КО = 1112402

Ск = 2600

     

Ск = 1316660



Ведомость  
к счету 44 «Издержки обращения» за март месяц 2012 г.

№ п/п 

Наименование статей затрат

С кредита счета 

Итого

02

68

60

69.1

69.2

69.3

70

97

 

1

2

3

 

4

5

6

7

8

9

10

1

Транспортные  расходы 

   

126000

         

126000

2

Расходы на оплату труда 

           

37000

 

37000

3

Отчисления на социальные нужды 

     

1073

9620

1887

   

12580

4

Амортизация основных средств 

23000

             

23000

5

Расходы будущих  периодов

             

400

400

6

Прочие расходы 

 

14000

           

14000

 

 

Итого за месяц 

23000

14000

126000

1073

9620

1887

37000

500

212980

 

 

Сальдо на 1.03.04г  
Сальдо на 01.04.04г  
Списаны издержки обращения на проданные товары за март месяц.

                 
                         

 
Расчет распределения  издержек обращения за март 2012 г.

№ п/п 

Показатели 

Сумма

1

2

3

1.

Издержки обращения на начало месяца в части транспортных расходов процентов уплаченных за банковский кредит (сальдо начальное по балансу) тыс. руб.

40000

2.

Издержки обращения по поступившим товарам всего (оборот по дебету сч. 44) тыс. руб.  
в том числе:  
транспортные расходы  
расходы по оплате процентов за банковский кредит

212980 
126000

3.

Продано товаров за месяц (тыс. руб.)

7000000

4.

Остаток товаров на складе на конец месяца (сальдо по сч. 41 на 01.04), тыс. руб.

3400000

5.

Процент транспортных расходов и %% за банковский кредит  
п.1. + п.2.1. + п.2.2. х 100  
п.3 + п.4.

1,433

6.

Издержки обращения на конец месяца в части транспортных расходов и %% за кредит (сальдо конечное по сч. 44 на 01.04) тыс. руб.  
(п.4. х п.5.) : 100

48722

7.

Сумма издержек обращения  на проданные товары, тыс. руб.  
(п.1. + п.2. – п.6.)

204258


 
Расчет по налогу на добавленную стоимость

№ п/п 

Показатели 

Сумма

1

2

3

1.

Сумма НДС по оприходованным оплаченным ценностям, подлежащая к  возмещению из бюджета 

1423874,80

2.

Стоимость проданных товаров, облагаемых НДС 

7980000

3.

% НДС по проданным товарам 

18

4.

Сумма НДС по проданным  товарам 

1436400

5.

Сумма НДС, подлежащая уплате (возмещению) в бюджет (с.4 – с.1)

12525,2


 

В результате изменений, внесенных  Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ в гл. 21 Налогового кодекса РФ, с 01.01.2006 налог на добавленную стоимость  будет начисляться по наиболее ранней из двух дат - либо по дате отгрузки товара, либо по дате получения оплаты или  частичной оплаты за товар (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 167 НК РФ (ред. от 22.07.2005)). 
При этом согласно п. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ) на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.  
Таким образом, если товар будет отгружен, но до конца налогового периода покупатель не рассчитается с продавцом, продавцу придется уплатить налог из собственных средств. Уплаченная за счет собственных средств сумма НДС будет "компенсирована" продавцу при оплате товара покупателем.  
Отметим, что и сейчас налогоплательщики, определяющие налоговую базу по методу отгрузки (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ), также уплачивают НДС из собственных средств, в случае если до конца налогового периода покупатель не рассчитается с продавцом. Налогоплательщики, определяющие налоговую базу по оплате (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ), тоже уплачивают НДС за счет собственных средств в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате, но несколько позже: по истечении срока исковой давности либо при списании продавцом дебиторской задолженности (пп. 2 п. 1, п. 5 ст. 167 НК РФ).

 

 

 

Задание № 2

  1. Как осуществляется учет тары в розничной торговле.
    

Учетные цены по таре устанавливаются  организацией самостоятельно, дифференцировано по видам тары (наименованиям, размерам, сортам и т.п.).    

Аналитический учет тары ведется в количественном и стоимостном выражении по складам, подразделениям и местам хранения, по материально ответственным лицам, а внутри них - по видам и группам тары (п. 168 Указаний). При этом учет тары на складах и подразделениях осуществляется аналогично учету материальных ценностей.     

Наличие и движение товаров в организациях, занятых розничной торговлей, учитывается на субсчете 41-2 "Товары в розничной торговле". Кроме того, на этом же субсчете отражается наличие и движение стеклянной посуды в организациях, занятых розничной торговлей.    

При оприходовании товаров и тары в бухгалтерском учете может  быть использован счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", а также товары могут быть оприходованы и без его использования. Выбор способа учета оприходования товаров и тары осуществляется организацией самостоятельно, и выбранный способ закрепляется ею в учетной политике для целей бухгалтерского учета.    

Следует отметить, что обособленный учет товаров  и тары, как правило, ведется тогда, когда стоимость тары не включена в стоимость приобретаемых товаров, а сама тара впоследствии не подлежит использованию в хозяйственных и иных целях и не подлежит возврату.    

Стоимость тары, которая не подлежит возврату и обособленно не выделяется, включается в состав фактической себестоимости  приобретенных товаров. При этом по мере их реализации и списании со счетов учета стоимость такой тары списывается в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" в составе себестоимости товаров. В случае если тара, не подлежащая возврату, не представляет собой индивидуальной упаковки единицы товара (или группы однородных товаров), то стоимость такой тары организации могут учитывать обособленно, а в случае ее реализации списывать на счет учета расходов (44 "Расходы на продажу"). Такой порядок учета дает возможность обеспечить экономически оправданное распределение стоимости тары между стоимостью проданных товаров и их остатком на складах. В случае если материалы, полученные от разборки такой тары, могут быть использованы для хозяйственных или иных нужд, то их стоимость в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10, субсчет 6 "Прочие материалы" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы".    

Многооборотная  тара может поступать в организацию  из различных источников:    

1) от поставщиков товаров (вместе  с товаром);    

2) от поставщиков тары - для дальнейшего  использования в организации торговли;     

3) от вспомогательных производств  организации торговли - при изготовлении  тары собственными силами и  пр.    

Как уже было сказано, оприходование  тары (за исключением тары, поступившей  от поставщиков товаров вместе с  ним) производится по фактической себестоимости ее приобретения или изготовления. При этом тара, поступившая вместе с товаром, принимается к бухгалтерскому учету по ценам, установленным договором или расчетными документами. При этом транспортно-заготовительные и иные аналогичные расходы на стоимость такой тары не распределяются.     

В соответствии с Письмом Минфина  России от 14.05.2002 N 16-00-14/177 возвратная тара при отгрузке товара покупателю списывается  поставщиком продукции (товара) с  кредита счета 10 "Материалы" (субсчет 4 "Тара и тарные материалы") в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При этом учет движений возвратной тары, на которую установлен залог, ведется в суммах залога (налоговым ценам). Такой порядок учета возвратной тары вызван тем, что один и тот же физический объект может многократно переходить от поставщика к покупателю и обратно. Исходя из этого, использование счетов продаж и расчетов с покупателями и заказчиками вызвало бы необоснованное завышение объемов выручки.    

Следует отметить, что в  этом случае стоимость тары исключается  из налоговой базы по налогу на добавленную  стоимость. Правомерность данной операции подтверждается налоговым законодательством. В соответствии с п. 7 ст. 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров  в многооборотной таре, имеющей залоговые  цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в  случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу. Кроме того, стоимость  возвратной тары не подлежит включению  в налоговую базу по НДС еще  и потому, что фактического перехода права собственности на нее не происходит.    

В случае если сумма, подлежащая оплате тарополучателем, отлична от стоимости  возвращенной тары, определенной по учетным  ценам, то такая разница относится  на транспортно-заготовительные расходы или на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".     

В случае если поставщик (тарополучатель) произвел не полную оплату за полученную (возвращенную) от покупателя тару, то последний должен списать сумму  недоплаты с кредита счета  учета расчетов.    

При этом если покупатель обосновал и  признал сумму недоплаты (например, тарополучатель произвел удержание  в счет возмещения расходов на ремонт, очистку и промывку тары, или было произведено неправильное указание цены, или прочие причины), то сумма недоплаты списывается поставщиком на транспортно-заготовительные расходы или на счет отклонений:    

Дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"),    

Кредит  счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - на сумму обоснованной недоплаты.    

В случае если покупатель не признал  сумму недоплаты и выставил поставщику претензии или иск, то сумма недоплаты  списывается на счета учета расчетов по претензиям:    

Дебет счета 76 субсчет 2 "Расчеты по претензиям",    

Кредит  счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - на сумму необоснованной недоплаты.    

Как уже было сказано, за некоторые виды многооборотной тары с покупателя может  взиматься залог. В этом случае многооборотная тара, как покупная, так и собственного изготовления, учитывается по сумме залога (залоговая тара). При этом разница между фактической себестоимостью и залоговой ценой тары при ее приобретении в бухгалтерском учете учитывается в общеустановленном порядке, т.е. списывается со счетов учета затрат (44 "Расходы на продажу") или счетов учета расчетов (в случае покупки тары) на счета учета финансовых результатов как операционные расходы (91 "Прочие доходы и расходы").    

Также следует отметить, что залоговая  тара является возвратной. По мере отгрузки товаров в таре, отраженной в учете по залоговым ценам, стоимость тары показывается в расчетных документах (счет, платежное требование, платежное требование-поручение и пр.) отдельно по залоговым ценам. Кроме того, такая тара оплачивается покупателем сверх стоимости затаренных в нее товаров.     

В бухгалтерском учете покупателя полученная тара учитывается по залоговым  ценам на субсчете 3 "Тара под товаром  и порожняя" счета 41 "Товары". В случае возврата залоговой тары поставщику в исправном состоянии  покупателю возмещается ее стоимость по залоговым ценам.

Если  покупатель произвел расходы по очистке, промывке и ремонту возвратной тары, то такие расходы относятся покупателем  на транспортно-заготовительные расходы  или на счет "Отклонение в стоимости  материальных ценностей".    

На  счетах бухгалтерского учета указанные  операции оформляются следующим  образом:     

Дебет счета 41, субсчет 3 "Тара под товарами и порожняя",    

Кредит  счета 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами" - на стоимость  тары по залоговым ценам;    

Дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"),    

Кредит  счета 44 "Расходы на продажу" - на сумму расходов по очистке, промывке и ремонту тары собственными силами;     

Дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"),    

Кредит  счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму расходов по очистке, промывке и ремонту тары силами сторонних организаций;    

Дебет счета 76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами",     

Кредит  счета 41, субсчет 3 "Тара под товаром  и порожняя" - на залоговую стоимость  тары, подлежащую возмещению поставщиком  при возврате тары.    

Таким образом, расходы по очистке, промывке и ремонту возвратной тары относятся не на уменьшение стоимости залоговой тары, а списываются на увеличение стоимости товаров.    

Данный  порядок учета связан с тем, что  сумма отклонений в стоимости  тары между учетными и договорными  ценами списывается на счета расчетов. При этом следует отметить, что учет тары по учетным ценам возможен только для тех организаций торговли, номенклатура и количество товара которых относительно велики. В этом случае сумма положительных отклонений, списываемых на счета расчетов, не соответствует сумме, принятой к учету в данном отчетном периоде.     

В бухгалтерском учете поставщика (тарополучателя) стоимость возвращенной тары учитывается по залоговым ценам. При этом расходы по очистке и  ремонту тары, которые не подлежат возмещению покупателем, списываются  поставщиком в расходы на продажу.    

В случае если покупатель не вернул поставщику залоговую тару, то сумма залога, полученная за такую тару, не возвращается. При этом в бухгалтерском учете  поставщика данная сумма залога относится  на финансовые результаты, в составе операционных доходов (счет 91 "Прочие доходы и расходы").     

Следует также отметить, что условиями  договора поставки (купли-продажи и  пр.) могут быть предусмотрены дополнительные санкции за невыполнение обязательств по возврату залоговой тары.    

Все операции с тарой (приемка  тары от поставщиков и покупателей, от тарных цехов и участков своей  организации, отпуск тары на сторону, перемещение  тары внутри организации) оформляются  первичными учетными документами.    

При выявлении тары, дальнейшее применение которой невозможно вследствие естественного износа, поломки (боя) или порчи, торговая организация составляет соответствующий акт. Унифицированные формы указанных актов предусмотрены Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций N 132 (форма N ТОРГ-15). Данный акт составляется комиссией, которая определяет причины непригодности тары и виновных лиц, допустивших бой или порчу тары. Списание такой тары производится после утверждения указанного акта руководителем организации или лицом, им уполномоченным (форма N ТОРГ-16). Списанная тара подлежит обязательной сдаче для утилизации в соответствующее подразделение организации, организациям по сбору вторичного сырья или другим организациям для ее переработки. При этом операция сдачи тары внутри организации в соответствующее подразделение оформляется накладной (форма N ТОРГ-13). Отпуск (отгрузка) непригодной тары сторонним организациям по сбору вторичного сырья или другим организациям для ее переработки оформляется товарно-транспортной накладной.    

На  счетах бухгалтерского учета данные операции оформляются следующим  образом:     

Дебет счета 10, субсчет 6 "Прочие материалы",    

Кредит  счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на стоимость материалов, полученных при ликвидации тары, пришедшей в  негодность вследствие износа, боя, лома, порчи.    

В случае если в результате ликвидации остаются материалы для ремонта  тары, то стоимость таких материалов необходимо учитывать по счету 41, субсчет 3 "Тара под товарами и порожняя":    

Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы",    

Кредит  счета 41 "Товары" - на стоимость  тары по балансовым ценам (учетным ценам  или фактической себестоимости  заготовления или приобретения).    

При этом если тара учитывается по учетным  ценам, то одновременно с указанной  выше проводкой необходимо списать отклонения в стоимости такой тары.    

Следует отметить, что особенностями организации  учета многооборотной тары в розничной  торговой организации являются:    

1) такие организации имеют право  учитывать товары по продажным  ценам;    

2) некоторые виды возвратной тары могут передаваться (при розничной продаже) покупателям.    

При этом в случае учета товаров по продажным ценам следует организовать учет тары таким образом, чтобы ее стоимость отражалась отдельно от стоимости  товаров. Это связано с тем, что  торговая наценка на стоимость тары распределяться не должна.    

Многооборотная  тара, продаваемая розничным покупателям  с удержанием залоговой цены, как  правило, представляет собой стеклянную тару (бутылки, банки и пр.). Такая  тара, как уже было сказано, учитывается  на счете 41, субсчет 2 "Товары в розничной торговле" (Инструкция по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций).    

На  счетах бухгалтерского учета движение такой тары оформляется следующими записями:     

Дебет счета 41, субсчет 2 "Товары в розничной торговле",    

Кредит  счета 41, субсчет 3 "Тара под товарами и порожняя" - на стоимость стеклянной тары, отпущенной в розничную торговлю вместе с соответствующими товарами;    

Дебет счета 50 "Касса",    

Кредит  счета 41 "Товары" - на стоимость  тары по залоговым ценам в части, относящейся к реализованным товарам.    

Исходя  из того, что стоимость залоговой  тары не учитывается в целях налогообложения, то при списании тары не следует  применять счет учета продаж.    

Учет  возврата такой тары нормативными актами не регламентирован, однако наиболее целесообразно применять следующий порядок отражения данной операции на счетах учета:     

Дебет счета 41, субсчет 2 "Товары в розничной  торговле",    

Кредит  счета 50 "Касса" - на сумму денежных средств, переданных покупателю в момент возврата возвратной тары;    

Дебет счета 41, субсчет 3 "Тара под товарами и порожняя",    

Кредит  счета 41, субсчет 2 "Товары в розничной  торговле" - на стоимость порожней тары, возвращенной из розничной торговли на склад;    

Дебет счета 41 "Товары",     

Кредит  счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на стоимости тары, переданной покупателям, но не возвращенной ими.    

Приемка новой тары от поставщиков и возвратной тары покупателей, от тарных цехов, участков и подразделений организации, отпуск тары на сторону и в производство для упаковывания продукции, а также внутреннее перемещение тары оформляются унифицированными первичными документами, по типовым формам, утвержденным Госкомстатом России для аналогичного движения материалов (Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве").     

Следует отметить, что кроме  обычной тары существует и такое  понятие как тара-оборудование. Данный вид тары предназначен для хранения, транспортировки и продажи товаров. Тара-оборудование является многооборотной тарой и учитывается на балансе организации - поставщика товаров. Право собственности на такую тару также принадлежит организации - поставщику товаров. В связи с тем, что данная тара является многооборотной, то она подлежит обязательному возврату покупателями поставщикам.    

Тара-оборудование в бухгалтерском учете организации-собственника учитывается на счете 41 "Товары", в независимости от того, является ли эта тара покупной и собственного производства. При этом в случае если по правилам бухгалтерского учета тара-оборудование относится к внеоборотным активам, то такая тара учитывается на счете 01 "Основные средства".    

При поставке товаров с тарой-оборудованием  ее стоимость в стоимость товара не включается, а в расчетных документах отражается отдельной строкой.     

Следует отметить, что торговые организации, как правило, учитывают тару-оборудование на счете 01 "Основные средства". Исходя из этого, при поступлении тары-оборудования на счетах бухгалтерского учета оформляются следующие проводки:    

Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы",    

Кредит  счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на договорную стоимость приобретенной тары-оборудования;    

Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы",    

Кредит  счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами") - на сумму транспортных расходов, связанных с доставкой тары-оборудования;     

Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы",    

Кредит  счета 44 "Расходы на продажу" - на сумму расходов, связанных с  доработкой приобретенной тары до состояния, пригодного к использованию;    

Дебет счета 01 "Основные средства",     

Кредит  счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" - на первоначальную стоимость приобретенной  тары, готовой к использованию  в запланированных целях.    

Поставщик товаров с тарой-оборудованием  осуществляет контроль за техническим  состоянием тары. Кроме того, он производит начисление амортизации тары-оборудования, учтенной на счете 01 "Основные средства". При этом начисление амортизации производится в соответствии с порядком, установленным для начисления амортизации основных средств, и учитывается по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств":     

Дебет счета 44 "Расходы на продажу",    

Кредит  счета 02 "Амортизация основных средств" - на сумму начисленной амортизации.     

Также поставщик тары-оборудования несет  расходы, связанные с ремонтом тары-оборудования и ее санитарной обработкой. Такие расходы учитываются в составе расходов на продажу:     

Дебет счета 44 "Расходы на продажу",    

Кредит  счета 10 "Материалы" (69 "Расчеты  по социальному страхованию и  обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.).    

Кроме того, в случае если условиями договора поставки предусмотрено, что транспортные расходы по возврату тары-оборудования несет поставщик, то такие расходы  относятся на расходы на продажу  поставщика.    

При получении товаров от поставщиков  с тарой-оборудованием покупатели (получатели) товаров возмещают поставщику расходы, связанные с амортизацией, ремонтом тары-оборудования и прочие расходы в определенных договором поставки (купли-продажи) размерах.

В бухгалтерском учете покупателя такие расходы относятся на транспортно-заготовительные расходы. Поставщик же суммы, полученные от покупателей в возмещение указанных расходов, относит на финансовые результаты.     

Списание  тары-оборудования, учтенной на счете 01 "Основные средства", в бухгалтерском  учете поставщика-собственника тары-оборудования производится в порядке, установленном для списания объектов основных средств. При этом на счетах учета необходимо отразить следующие операции:     

Дебет счета 02 "Амортизация основных средств",    

Кредит  счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму начисленной амортизации;    

Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы",    

Кредит  счета 01 "Основные средства" - на остаточную стоимость тары-оборудования;     

Дебет счета 10, субсчет 6 "Прочие материалы",    

Кредит  счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на стоимость оприходованных материалов, полученных в результате разборки тары.    

Следует отметить, что в целях налогообложения  по НДС при реализации товаров  в многооборотной таре, имеющей залоговые  цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу (п. 7 ст. 154 Налогового кодекса РФ).    

В целях налогового учета по налогу на прибыль суммы залога по невозвращенной таре, а также суммы санкций, предусмотренных  за нарушение договоров поставки (купли-продажи) в части операций с тарой (штрафы, пени и другие санкции за невозвращенную тару или ее несвоевременный возврат, а также за невыполнение обязанностей по ремонту, очистке и промывке тары и пр.) включаются в состав налоговой базы.  
 

  1. Как осуществляется учет таможенных платежей за приобретенные  импортные товары, в дальнейшем предназначенные  для продажи населению.
    

В соответствии с пп. 1, 3, 5 п. 1 ст. 318, п. 1 ст. 357.1 Таможенного кодекса РФ при  перемещении товаров через таможенную границу РФ организации уплачивают НДС, таможенную пошлину и таможенные сборы за таможенное оформление.     

Таможенная  пошлина и таможенный сбор на основании  ст. 13 НК РФ не являются налоговыми платежами.    

Уплаченные  суммы таможенной пошлины и таможенных сборов отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" на отдельном субсчете и кредиту счета 51 "Расчетный счет".    

Бухгалтерский учет товаров осуществляется в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.    

Согласно  Инструкции по применению Плана счетов при варианте учета материально-производственных запасов по учетным ценам для  формирования их фактической себестоимости должны применяться счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".    

При таком способе учета на счете 15 отражается фактическая себестоимость  приобретенных товаров:    

Дт 15 Кт 60 - отражена фактическая себестоимость  товаров в момент поступления  в организацию документов (контракт, грузовая таможенная декларация);     

Дт 15 Кт 76 - отражена сумма таможенных платежей;    

Дт 41 Кт 15 - приняты к учету товары по контрактной стоимости.    

По  дебету счета 15 формируется информация о фактической себестоимости  товаров, а по кредиту - информация об их учетной цене.     

В конце отчетного месяца сумма  разницы в стоимости приобретенных  товаров, исчисленной в фактической  себестоимости приобретения и учетных ценах, списывается проводкой:     

Дт 16 Кт 15.    

Накопленные на счете 16 суммы отклонений от учетных  цен списываются по дебету счетов учета производственных затрат, например 20, 23, 25 или 44 "Расходы на продажу". Списание учтенных отклонений осуществляется пропорционально стоимости реализованных товаров (по учетным ценам) (п. 87 Методических указаний).    

Налоговым законодательством предусмотрено  два варианта учета таможенных платежей, уплачиваемых при ввозе товаров  на территорию РФ.    

В соответствии со ст. 320 НК РФ они могут учитываться при  формировании издержек обращения и  признаваться косвенными расходами, уменьшая доходы от реализации текущего месяца. При втором способе учета таможенные платежи формируют стоимость  приобретения товаров и уменьшают  доходы по мере реализации товаров в соответствии с п. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.    

Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей  налогообложения и применяется  в течение не менее двух налоговых  периодов согласно ст. 320 НК РФ.  
 

  1. Учет  торговой наценки  в розничной торговле.
     

Организации, осуществляющие розничную торговлю, вправе вести учет товаров по продажным  ценам. В этом случае торговую оценку отражают на счете 42 "Торговая наценка":    

Дебет 41 Кредит 42 - учтена торговая наценка при принятии товаров  к учету.    

Суммы торговой наценки по проданным товарам  сторнируют:    

Дебет 90 Кредит 42 - сторнирована торговая наценка  по реализованным товарам.     

Сумма скидок (накидок) на остаток непроданных  товаров может определяться исходя из отношения суммы скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 "Торговая наценка" (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).    

При уценке товара надо сделать следующие  проводки:    

Дебет 41 Кредит 42 - уменьшена торговая наценка  на сумму уценки;    

Дебет 91 Кредит 41 - списано превышение размера  уценки над торговой наценкой.

 

Задание №3.

Оптовая торговая организация (продавец)10 октября отгрузила розничной  торговой организации (покупателю) масло сливочное 4500 кг по 209 руб. за 1 кг (в том числе НДС-10%).

Всего отгружено товара с  учетом НДС на сумму 940 500 руб. (209 руб./кг х 4500 кг). Себестоимость  отгруженного  товара составляет 675 000 руб.

Междугороднюю перевозку  товара осуществляла транспортная организация.

Доставка товара выполнена  автомобильным транспортом 12 октября.

 По условиям договора  расходы по доставке товара  несет поставщик. Стоимость доставки товара составила 2360 руб., в том числе НДС 360 руб.(ставка НДС 18%).

При приемке товара выявлена недостача сливочного масла на сумму 209 руб., в том числе стоимость товара - 190 руб., сумма НДС - 19 руб. Норма естественной убыли в рассматриваемых условиях составляет 0,02%.

 

Требуется определить:

  1. Вес и стоимость естественной убыли;
  2. Потери по весу и стоимости сверх норм естественной убыли;
  3. Стоимость (с учетом НДС) недостачи товара сверх норм естественной убыли, направленную в претензии покупателя поставщику;
  4. Отразить в бухгалтерском учете хозяйственные операции у поставщика товаров (оптовой организации), у покупателя товаров (розничной организации).

 

Справочно:

Согласно статье 139 Устава автомобильного транспорта и статье 112 Транспортного устава железных дорог, грузоотправитель и грузополучатель  вправе считать груз утраченным и  потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию:

- при городской и пригородной  перевозке автомобильным транспортом  - в течение 10 дней со дня  приема груза;

- при междугородной перевозке  автотранспортом или по железной  дороге - в течение 30 дней по  истечении срока доставки;

- при перевозке в прямом  смешанном сообщении - по истечении  четырех месяцев со дня приема  груза к перевозке.

 

   Величину потерь вследствие естественной убыли определяют так:

Величина потерь      Стоимость(масса)  Норма естественной

Вследствие        + перевезенного  +      убыли         = 100%

естественной убыли   товара

 

Рассчитаем размер естественной убыли:

по весу: 4500 кг х 0,02% : 100% =0,9 кг;

по стоимости: 855000 руб. х 0,02% : 100% =171,0 руб.

Потери сверх норм составили:

по весу: 1 кг –0,9 кг = 0,1 кг;

по стоимости: 0,1 кг х 190 руб. =19,0 руб.

 

Недостачи товара в пределах норм естественной убыли покупатель списывает на расходы на продажу. На стоимость (с учетом НДС)недостачи  товара сверх норм естественной убыли  покупатель направляет претензию поставщику:

19,0 руб. + 10% = 20,9 руб.

     Поставщик  в свою очередь предъявляет  претензию на сумму недостачи  перевозку (транспортной организации).

     Перевозчик  признает претензию и производит  расчет с отправителем товара (оптовой организацией).

Рассмотрим, как в бухгалтерском  учетесторон отражается данная хозяйственная  операция.

Поставщик товара (оптовая  организация)

ДЕБЕТ 62-1 КРЕДИТ 90-1

- 940 500 руб. – отгружено масло сливочное покупателю;

 

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41-1

- 675 000руб. -списана стоимость (в учетных ценах) отгруженного сливочного масла;

 

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68-3

- 85 500 руб. - начислен НДС со стоимости отгруженного сливочного масла;

 

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60-2

- 2000 руб. - отнесены в расходы  на продажу транспортные расходы;

 

ДЕБЕТ 19-3 КРЕДИТ 60-2

- 360 руб. - НДС, предъявленный транспортной организацией;

 

ДЕБЕТ 60-2 КРЕДИТ 51

- 2360 руб. - оплачены услуги перевозчика (в том числе НДС);

 

ДЕБЕТ 68-3 КРЕДИТ 19-3

- 360 руб. - налоговый вычет НДС по оплаченным услугам, стоимость которых включена в расходы на продажу;

 

ДЕБЕТ 76-2 «Покупатель» КРЕДИТ 62-1

- 20,9 руб. - признана претензия покупателя;

 

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62-1

- 940479,1руб. (940500 –20,9) - покупатель оплатил стоимость полученноготовара (за минусом недостачи сверх норм);

 

ДЕБЕТ 76-2 субсчет «Перевозчик» КРЕДИТ 76-2 субсчет «Покупатель»

- 20,9 руб. - предъявлена претензия перевозчику;

 

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76-2 субсчет  «Перевозчик»

- 20,9 руб. - перевозчик признал претензию и перечислил денежные средствана расчетный счет отправителя.

 

Покупатель товара (розничная  организация)

ДЕБЕТ 41-2 КРЕДИТ 60-1

- 854810 руб. (855 000 - 190) – оприходовано масло за минусом потерь;

 

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 60-1

- 171,0 руб. - отражены потери в пределах норм естественной убыли;

 

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 94

- 171,0 руб. - списаны потери в пределах норм естественной убыли;

 

ДЕБЕТ 19-3 КРЕДИТ 60-1

- 85498,1 руб. ((854810  +  171,0)  х 10%)  -  учтен НДС,  предъявленныйпоставщиком на сумму фактически поступившего  товара  и  потерь  в  пределахнорм;

 

ДЕБЕТ 60-1 КРЕДИТ 51

-940479,1 руб. (854810 + 171,0 + 85498,1) - произведена оплатапоставщику фактически поступившего товара.

Перевозчик (транспортная организация)

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

- 2360 руб. - отражена выручка от оказания услуг перевозки грузов;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68-3

- 360 руб. - начислен НДС со стоимости услуг;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

- 2360 руб. - получена оплата за перевозку от грузоотправителя;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 76-2

- 20,9 руб. - признана претензия отправителя груза;

ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 51

- 20,9 руб. - перечислена сумма претензии грузоотправителю.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон “О бухгалтерском учете” №129-Ф3 от 21.11.1996 г. (в редакции изменений и дополнений от 28.03.2002).
  2. «Налоговый кодекс РФ «Часть II». Федеральный Закон №117-ФЗ от 05.08.2000 г.
  3. Баканов М.И., Чернов В.А. Бухгалтерский учет в торговле: Учебное пособие. – ФИС, 2002.
  4. Сушонкова Е.М. Бухгалтерский учет и налогообложение в торговле. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  5. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в розничной торговле. – М.: Приор, 2002.
 


Информация о работе Контрольная работа по «Бухгалтерский учет в торговле»