Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 09:28, контрольная работа
В мировой практике можно выделить 2 различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
1. Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности
в Российской Федерации. Основные нормативно-правовые документы……..…3
2. Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки в соответствии с федеральным стандартом. Общение с руководством экономического субъекта в ходе аудиторской проверки……………………………………………………………….7
Список использованной литературы……………………………………………...12
ОСНОВЫ АУДИТА
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности
в Российской Федерации. Основные нормативно-правовые документы……..…3
2. Получение разъяснений
от руководства проверяемого
экономического субъекта в
Список использованной
литературы……………………………………………...
1. Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности
в Российской Федерации. Основные нормативно-правовые документы
В мировой практике можно выделить 2 различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Вторая концепция развита в странах: США, Великобритания, где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями [15, с. 44].
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Особенности регулирования аудита в России – регламентация централизованными органами - относят нашу страну к первой концепции регулирования аудиторской деятельности, характерной для стран континентальной Европы.
К основным нормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации [2];
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [7];
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулирующих организациях» [8];
- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» [9].
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации состоит из пяти уровней (таблица 1):
Таблица 1
Система регулирования аудиторской деятельности в России
Уровень |
Законодательный акт или нормативный документ |
Регулирование |
1 |
1. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» |
Устанавливают отношения в аудиторской деятельности |
3. Федеральный закон РФ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» | ||
4. Другие федеральные законы | ||
5. Указы Президента | ||
2 |
Постановления правительства РФ |
Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности |
3 |
Приказы Министерства финансов |
Устанавливают нормы аудита обязательные для всех субъектов рынка |
4 |
Документы СОА |
Устанавливают нормы аудита в рамках СОА |
5 |
Документы аудиторских организаций |
Устанавливают нормы аудита в рамках аудиторских организаций |
Первый уровень включает Закон об аудиторской деятельности, который был принят 30.12.2008 г. Закон об аудиторской деятельности [7] в России относится к основным законодательным актам. В нем отражаются основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующие аудиту услуги, аудитора и аудиторских организаций. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказание аудиторских услуг.
В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов и аудиторских организаций. Определен порядок осуществления контроля работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. Определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите [12, с. 51].
Федеральный закон РФ №315-ФЗ дает определение о том какие организации признаются саморегулируемыми, основные их функции, требования, предъявляемые к их организационной структуре, а так же основные права и обязанности таких организаций. В соответствии с нормами и требованиями, перечисленными в 315-ФЗ, создаются саморегулируемые организации аудиторов (СОА) [12, с. 52].
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность, относятся Постановления правительства РФ. В настоящее время Правительством РФ разработано и принято 34 федеральных стандарта. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности: цель и основные принципы аудита финансовой отчетности; документирование аудита; планирование аудита; аудиторские доказательства; контроль качества выполнения заданий по аудиту и т.д.
Третий уровень включает Приказы Министерства Финансов РФ. Они устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. К таким нормативным актам, например, относится Приказ Минфина «О создании совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа», от 29.12.2009 № 146н [10].
Четвертый уровень содержит документы СОА, которые разрабатываются на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита, и устанавливают нормы аудита в рамках СОА.
Пятый уровень – это внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.
2. Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки в соответствии с федеральным стандартом. Общение с руководством экономического субъекта в ходе аудиторской проверки
Аудитор в определенных случаях должен получить от руководства экономического субъекта разъяснения, необходимые ему для достижения целей его работы. Необходимый объем информации, а также перечень случаев, в которых необходимо получение таких разъяснений, определяются аудитором самостоятельно [13, с. 285].
Разъяснения, получаемые аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, могут быть запрошены на этапе предварительного планирования аудита, на этапе подготовки общего плана и программы аудита, непосредственно на этапе проверки – в ходе выполнения аудиторских процедур по существу и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита и подготовки аудиторского заключения.
На разных этапах проведения проверки аудитору следует получать разъяснения от руководства проверяемого экономического субъекта в следующих целях:
а) на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
б) на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков;
в) на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;
г) на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.
При этом аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту.
Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме-обязательстве. В случае если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Таковыми могут быть как устное, так и письменное обращение непосредственно к руководителю или представителям руководства проверяемого экономического субъекта, как для получения информации от них самих, так и для содействия их в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделений проверяемого экономического субъекта [14, с. 102].
При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить, а также может снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми.
Аудитор должен убедиться, что его запрос правильно понят. Свидетельством тому могут служить уточнение вопроса в устной беседе, а также анализ полученного ответа.
При получении разъяснений аудитор должен быть готов уточнить отдельные стороны ответа для того, чтобы иметь достаточную уверенность в том, что предоставленные ему разъяснения поняты и истолкованы им правильно. Форма обращения аудитора за уточнением может быть устной или письменной и выбирается самим аудитором.
Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитору следует оценить степень влияния отказа руководства проверяемого экономического субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ руководства проверяемого экономического субъекта в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.
Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме во время посещения профессиональными сотрудниками аудиторской организации экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.
При общении с руководством экономического субъекта (лицами, входящими в исполнительные органы или ответственными за ведение дел экономического субъекта) аудиторской организации следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться принципами профессиональной этики.
Все существенные вопросы общения с руководством экономического субъекта и полученные разъяснения должны быть отражены в рабочей документации проверки.
Цель общения с руководством экономического субъекта до начала аудита — оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг.
На стадии переговоров с руководством экономического субъекта определяются и согласовываются существенные условия предстоящего договора. Его подписанию может предшествовать подготовка письма-обязательства.
Во время общения с руководством экономического субъекта обсуждается оптимизация аудиторских процедур для достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью: планирования аудита; получения аудиторских доказательств; оценки аудиторского риска и уровня существенности; изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; использования работы экспертов, а также организационные и другие вопросы, связанные с проведением аудита [11, с. 213].