Контрольная работа по "Основам банковского дела"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

Контокоррентный кредит — кредит по специальному контокоррентному (текущему) счету. Контокоррентный счет представляет собой сочетание текущего и ссудного счетов, он открывается по специальному поручению клиента. На контокоррентном счете отражаются все операции банка с клиентом.

Файлы: 1 файл

Контрольная ОБД.docx

— 37.13 Кб (Скачать файл)

Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства  и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах по закону центральный  банк обязан давать при необходимости  рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией  о состоянии кредитной системы.

Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может  оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной  политики в целом. Принимая решение  о дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное управление центрального банка основывается на соответствующем  экономическом анализе ситуации в стране, чтобы при необходимости  дать рекомендации и скоординировать  действия государственных органов.

Информационно-исследовательская  деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке  информационного обмена, а также с целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на международном уровне.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной  вытекает другая, если этого требует  достижение поставленной цели или решение  какой-то определенной задачи.

 

    1. Факторинговые операции коммерческих банков

Основная  цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Рассмотрим основные виды факторинговых операций: факторинг с финансированием и без финансирования; открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг; без права регресса и с правом регресса; внутренний и международный и т.д.

В экономической  литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является его определение  как комиссионно-посреднической и  кредитной операции. Термин «факторинг»  — от английского factor (агент, посредник, маклер).

В факторинговых операциях банка действуют три стороны:

  1. факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
  2. клиент (кредитор, поставщик товара);
  3. предприятие (фирма) — потребитель товара.

Основная  цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций банков:

  • факторинг с финансированием и без финансирования;
  • открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;
  • без права регресса и с правом регресса;
  • внутренний и международный и т.д.

При факторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступает фактору-посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете  на случай претензий в его адрес  от покупателя по качеству продукции, цене и возмещаются поставщику в  дальнейшем в момент поступления  платежа за товар. Получение такой  услуги отвечает потребностям предприятия, так как позволяет ему превратить продажу с отсрочкой платежа  и продажу с немедленной оплатой  и на этой основе ускорить движение капитала, сократить неплатежи.

Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающихся в пользу клиента платежей в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре.

Открытый факторинг — это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии и расчетах фактора-посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете-фактуре о направлении платежа в адрес фактора.

При закрытом, или конфиденциальном факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.

В договоре между  клиентом и фактором-посредником  может предусматриваться и право регресса, т.е. право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. На практике факторинг с правом регресса применяется крайне редко. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя.

Различают факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном (международном) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателем (например, всех покупателей в определенной стране).

В договоре фиксируются  обязанности сторон. Со стороны фактора-посредника — это своевременная оплата переуступленных  ему долговых обязательств, своевременная  информация клиента о состоянии  расчетов с плательщиками или  возможности появления затруднений  с определенными плательщиками. Поставщик, в свою очередь, обязан предоставлять  банку всю документацию о поставках  товаров (оказании услуг), включая документы, подтверждающие, что клиент принял товары (услуги); предоставление банку  сведений о неблагоприятных изменениях, происшедших с плательщиками, могущих  изменить степень риска факторинговых операций банка; участие вместе с банком в рассмотрении дел в арбитраже.

Получив заявку поставщика, факторинговая компания или банк проводят такую же предварительную работу, как при выдаче обычного кредита. При этом оценивается кредитоспособность клиента, сфера его деятельности, виды выпускаемой продукции и возможности ее реализации, структура и длительность дебиторской задолженности, платежеспособность основных покупателей и т.д. При положительном решении фактор-посредник заключает с клиентом договор. В договоре может предусматриваться как рядовое кредитование клиента, так и обязательство по кредитованию продаж клиента в течение определенного периода. В последнем случае устанавливается лимит кредитования. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой компании имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями.

Как правило, на факторинговое обслуживание не принимаются предприятия и организации:

  • с большим числом дебиторов, задолженность каждого их которых выражается небольшой суммой;
  • занимающиеся спекулятивным бизнесом;
  • производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию;
  • работающие субподрядчиками (строительные и другие фирмы);
  • реализующие в розницу широкий набор «мелочной» продукции;
  • практикующие бартерные сделки.

Факторинговые операции не проводятся также в отношении долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий, долговых обязательств физических лиц или требований к бюджетным организациям.

Современные западные факторинговые компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги: ведут бухгалтерский учет дебиторской задолженности; осуществляют консультации по вопросам рынков сбыта, цен реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров; осуществляют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и другое обслуживание.

В этих условиях факторинг становится универсальной  системой финансового обслуживания клиентов и его называютконвенционным. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить свой штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, поскольку такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

Правовой  основой взаимоотношений фактора-посредника с клиентом является договор, в котором  указываются:

  • реквизиты переуступаемых платежных требований;
  • доли суммы платежей поставщику от суммы переуступаемых платежных требований;
  • порядок совершения операции;
  • лимиты на операции;
  • размер комиссионного вознаграждения;
  • условия расторжения договора;
  • ответственность сторон в случае невыполнения обязательств;
  • вид факторинга (открытый или конфиденциальный);
  • наличие или отсутствие права регресса;
  • сведения о покупателях, требования к которым переуступаются;
  • размер платы за проведение операций;
  • виды услуг, дополнительно оказываемых поставщику;
  • предельные сроки платежей;
  • меры, которые будут приниматься для взыскания платежа с неаккуратного плательщика;
  • срок действия договора.

 

  1.  Задача.

Банк  выдал  кредит  в  размере  100000  руб.  на  5  месяцев  по  ставке  22%  годовых. Определите  сумму  процентов  за  кредит

(100000 х 22%) : 12 мес. • 5 ≈ 9167 руб.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть вторая): Федеральный  закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ принят  ГД ФС РФ 22.12.1995 ред. от 06.12.2007 с  изм. и доп., вступающими в силу  с 01.01.2008.

2. О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 №  86-ФЗ ред. от 26.04.2007 принят ГД  ФС РФ 27.06.2002.

3. О Банках и банковской  деятельности: Федеральный закон  от 02.12.1990 № 395-1 ред. от 02.11.2007 с  изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008.

4. Велиева И., Самиев П. Развитие в ущерб росту [факторинг] // Эксперт. – 2008. - №20. – С.126-131.

5. Покаместов И.Е. Механизмы организации факторингового бизнеса. // Банковское кредитование. – 2007. - №4. – С.82-95.

6. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть первая): Федеральный  закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ принят  ГД ФС РФ 16.07.1998 ред. от 17.05.2007.

7. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть вторая): Федеральный  закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ принят  ГД ФС РФ 19.07.2000 ред. от 04.12.2007, с  изм. от 06.12.2007 с изм. и доп., вступающими  в силу с 05.01.2008.

8. Центральный банк Российской  Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru.

9. Рейтинговое агентство  Эксперт Ра [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.raexpert.ru.

10. Ассоциация Российских  банков [Электронный ресурс]. Режим  доступа: www.arb.ru.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Основам банковского дела"