Лекции по бухгалтерскому учету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Понятие учёта. Хозяйственные измерители. Классификация хозяйственных средств по составу и источникам.
Балансовое обобщение.
Двойная запись. Оборотная сальдовая ведомость. Калькуляция.

Файлы: 1 файл

Лекция.docx

— 32.04 Кб (Скачать файл)

Лекция № 1 (19.09.12)

Понятие учёта. Хозяйственные  измерители. Классификация хозяйственных  средств по составу и источникам.

Объект учёта – предприятие. Хоз. учёт: 1) Оперативный учёт; 2) Бухгалтерский учёт – сплошное непрерывное отражение хозяйственных операций с целью учёта и контроля; 3) Статистический учёт – только при массовых явлениях; 4) Эко учёт; 5) Налоговый учёт.

Бух учёт: 1) Финансовый учёт; 2) Управленческий учёт. Измерители бух учёта: 1) Натуральные измерители; 2) Стоимостной измеритель (денежный); 3) Трудовой измеритель.

Экономика: 1) Финансы; 2) Налоги; 3) Бух учёт; 4) Контроль.

Функции бух учёта:

  1. Обеспечение информацией.
  2. Аналитическая функция.
  3. Функция контроля.
  4. Функция обратной связи.

Классификация хозяйственных  средств:

  1. По составу (видам): имущество – 1) основные средства (здания, сооружения, рабочий скот, передаточные устройства); не материальные активы (НМА); незавершённое строительство; вложения во вне оборотные активы; 2) Оборотные активы: Сырьё, мат, основное производство, готовая продукция, товар, денежные средства (касса, расчётный счёт, валютный счёт и т.д.), дебиторская задолженность. Валюта баланса.
  2. По источникам хозяйственных средств: источники – 1) Собственные источники (Уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, прибыль – основная деятельность + прочая + прибыль прошлых лет); 2) Заёмный капитал (кредиты, ссуды, займы); 3) Средства в расходах. Кредиторская задолженность (з\п, расчёты с бюджетом, задолженность поставщикам, прочие). Валюта баланса.

 

 

Лекция № 2 (26.09.12)

Балансовое обобщение.

БО – это метод бух учёта. Помимо балансового обращения существует метод двойной записи, счетов, инвентаризации, документирования, регистров учёта, калькулированное.

БО – это способ группировки средств по составу и источникам.

Состав (имущество)

Е руб.

Источники

Е руб.

1)Вне оборотные активы

 

3)Капитал и резервы

 

1)Итого

 

3)Итого

 

2)Оборотные активы

 

4)Долгосрочные пассивы

 

2)Итого

 

4)Итого

 

Итого: 1 + 2

 

5)Краткосрочные пас.

 
   

Итого: 3 + 4 + 5

 

Виды балансов:

  1. Вступительный баланс.
  2. Ликвидационный баланс.
  3. Промежуточный баланс (брутто (грязный баланс) и нетто (очищенный баланс)).

Изменения в балансе. Баланс меняется, потому что происходит изменение хоз. операций. Рассмотрим существующие 4 типа изменения в балансе.

Активы

Е руб.

Пассив

Е руб.

1)Основные средства

1000

УК

2000 + 500

2)Материалы

500

Прибыль

1000 – 500

3)Касса

100 + 400

Расчёты поставщикам

800 – 100

4)Расчётный счёт

2400 – 400 – 100 + 600

Ссуда банка

200 + 600

Итого:

4000

Итого:

4000


  1. А ß à А (С расчётного счёта в кассу поступили 400 руб.)
  2. П ß à П (Прибыль присоединяется к уставному капиталу 500 руб.)
  3. А ß à (уменьшается) П (Оплачено за услуги с Р/С поставщикам 100 руб.)
  4. А ß à (увеличивается) П (Зачислена ссуда на Р/С).

Активы

Е руб.

Пассив

Е руб.

1)Основные средства

1000

УК

2500

2)Материалы

500

Прибыль

500

3)Касса

500

Расчёты поставщикам

700

4)Расчётный счёт

2500

Ссуда банка

800

Итого:

4500

Итого:

4500


 

Метод счетов и двойной  записи.

Информация, формируемая  в балансе, группируется с помощью  бух счетов. Каждой статье в балансе соответствует бух счёт. У каждого счёта есть свой шифр (см. инструкцию по применению 94н). Классификация счетов:

  1. Активные счета (дебит (сальдо начальное, обороты по увеличению, сальдо конечное = Сальдо начальное + (обороты по увел. – обороты по уменьшению).) и кредит (обороты по уменьшению)).
  2. Пассивные счета (дебит (обороты по уменьшению) и кредит (сальдо начальное, обороты по увеличению, сальдо конечное)).
  3. Смешанные счета.

Счета сгруппированы в  план счетов, который представляет собой систематизированный документ. В плане счетов 9 разделов. Если средства не являются нашими или собственными, а находятся на доверенном хранении, они учитываются за балансом и находятся на за балансовых счетах.

 

 

 

Лекция № 3 (03.10.12)

Двойная запись.

Это способ отражения хоз. операции одновременно на двух счетах сразу с указание одной и той  же суммы. Двойная запись ещё называется бух проводкой, и, следовательно, хоз. операция должна отражаться обязательно по дебиту одного счёта и кредиту другого. Например: С Р/С поступили деньги в кассу 200. Методика проводки:

  1. Выделяем счета – Р/С и Касса.
  2. Отношение к балансу – Активы.
  3. Обороты - -200 и +200
  4. Бух запись (бух проводка) – сначала пишется дебит, потом кредит, ставится сумма.

Пример № 2: Поступили материалы от поставщиков – 1000. Материалы (А) +1000 и Р/С с поставщиками (П) +1000. Пример № 3: Принят авансовый отчёт на приобретение канцелярии – 400. Аванс (расчёт с подотчётными лицами) (А) -400 и Канцелярия (А) +400.

Существуют проводки простые (когда с одним счётом взаимодействует только один счёт) и сложные (с одним счётом взаимодействуют два и более счёта). Пример: Выдано из кассы – з/п 100, ком/расх. 200, пособие – 300. ДТ – з/п 100, расходы 200, пособие 300; КТ – Касса 600.

Синтетические и аналитические  счета. Синтетические счета показывают общую информацию об остатках хозяйственных средств. Например: Счёт 10 (Материалы) показывает наличие всех материальных ценностей, относящихся к данной группе на предприятии, однако информацию невозможно принимать к учёту, так как нет классификации, которая определена планом счетов. В соответствии с нормативным регулированием бух учёта существует план счетов бух учёта, в котором счета можно классифицировать следующим образом: синтетический счёт -> субсчет -> аналитический счёт. Счета, на которых происходит обобщение – синтетические счета. Если нужна более детальная информация – аналитические счета.

В бух учёте существует синтетический учёт и аналитический учёт. Информация в бух учёте зависит от счетов – либо они синтетические или аналитические. Любой синтетический счёт представляет собой совокупность аналитических счетов. Пример: Остаток по счёту 10 – 2000. А – 700; Б – 1300.

Остаток на начало и конец  в синтетическом счёте равен  сумме остатков на начало и на конец  по аналитическим счетам. Оборот в синтетическом счету равен сумме оборотов и аналитическом счетах.

 

Актив минус – кредит. Актив плюс – дебит. Пассив минус  – дебит. Пассив плюс - кредит.

 

 

Лекция № 4 (10.10.12)

Оборотная сальдовая ведомость.

Операции

ДТ

КТ

Е

Поступили мат от пост.

Материалы (10)

Поставщики (60)

800

С расчётного счёта поступили  в кассу деньги

Касса (50)

Р/С (51)

300

Оплачено с расчётного счёта поставщикам

Поставщики (60)

Р/С (51)

1000

Отпущены материалы в  основное производство

Производство (20)

Материалы (10)

100

Начислено З/П рабочим

Производство (20)

З/П (70)

20000

Итого

   

22200


 

 

Лекция № 5 (24.10.12)

Калькуляция.

Это метод сбора затрат с целью определения себестоимости. Затраты на производство классифицируются по элементам в соответствии с налоговым кодексом. Их всего 5:

  1. Материальные затраты.
  2. Заработная плата.
  3. Отчисления на социальные нужды.
  4. Амортизация.
  5. Прочие затраты.

Статьи калькуляции:

  1. Сырьё и материалы.
  2. Топливо и электроэнергия.
  3. Амортизация оборудования.
  4. Аренда.
  5. Заработная плата рабочих основного производства.
  6. Отчисления на соц. нужды.
  7. Транспортные расходы.
  8. Общепроизводственные расходы (начальник цеха, кладовщик и т.п.).
  9. Общехозяйственные расходы (менеджеры).

Итого – производственная себестоимость.

  1. Расходы, связанные с продажей.

Итого – полная себестоимость.

Статьи, перечисленные выше, классифицируются по отношения к производству: 1) Прямые; 2) Косвенные. Прямые расходы включаются сразу в себестоимость. Косвенные расходы включаются пропорционально. Распределяют пропорционально материалам, заработной плате рабочих основного производства или объёмам выпущенной продукции. Косвенные расходы никогда не имеют остатка на конец месяца и всегда списываются в производство. Бух записи:

  1. 20 – 10.1
  2. 20 – 10.2
  3. 20 – 02
  4. 20 – 76
  5. 20 – 70
  6. 20 – 69
  7. 20 – 23

 

Лекция № 6 (07.11.12)

Хозяйственные процессы.

  1. Хозяйственные процессы.
  2. Процесс снабжения.
  3. Производства.
  4. Продажи.

Составляющие процесса снабжение:

  1. Заготовление вне оборотных активов.
  2. Заготовление производственных заказов.

Схема заготовления вне  оборотных активов:

  1. Отражаются расходы, связанные с приобретение объекта.
  2. Отражается оплата расходов, связанных с приобретением объекта.
  3. Приём в эксплуатацию вне оборотных активов.

Способы распределения  косвенных расходов:

  1. Пропорционально заработной плате производственных рабочих.
  2. Пропорционально сумме материальных затрат.
  3. Пропорционально сумме прямых затрат.
  4. Пропорционально объёму реализации.
  5. Пропорционально сметным ставкам.

 

 

Лекция № 7 (14.11.12)

Законодательство.

Основные цели законодательства в бух. учёте:

  1. Обеспечение единообразного ведения учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организацией.
  2. Составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.

Органы по регулированию  бухгалтерского учёта разрабатывают  и утверждают:

  1. Планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению.
  2. Положения по бухгалтерскому учёту.
  3. Другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учёта.

Ответственность за организацию бухгалтерского учёта несут руководители организаций. Руководители организаций могут в зависимости от объёма учётной работы:

  1. Учредить бухгалтерскую службу.
  2. Ввести в штат должность бухгалтера.
  3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.
  4. Вести бухгалтерский учёт лично.

При принятии учётной политики утверждаются:

  1. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта.
  2. Формы первичных учётных документов и формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности.
  3. Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств.
  4. Правила документооборота и технологии учётной информации.
  5. Порядок контроля за хозяйственными операциями, и так же другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.

Изменение учётной политики:

  1. Могут производиться в случаях изменения Законодательства РФ или нормативных актов регулирующих органов.
  2. Могут производиться при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта или существенных изменений условий его деятельности.
  3. Должны вводиться с начала финансового года.

Главный бухгалтер:

  1. Назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.
  2. Подчиняется руководителю организации и несёт ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности.
  3. Соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ.
  4. Контроль за движением имущества и выполнение обязательств.

Информация о работе Лекции по бухгалтерскому учету