Лекции по «Принципу бухгалтерского учета»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Бухгалтерский учет как информационная система
Вопросы лекции:
Определение бухгалтерского учета и его задачи.
Бухгалтерская информация и принятие управленческих решений. Финансовая отчетность, как источник экономической информации и классификация ее пользователей.
Законодательное регулирование бухгалтерского учета в Казахстане

Файлы: 1 файл

Лекции ПБУ 03.doc

— 947.00 Кб (Скачать файл)

Как уже говорилось в данной главе, цель финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, результатах деятельности, и изменениях в финансовом положении компании.

Экономические решения, принимаемые пользователями финансовой отчетности, требуют оценки способности компании генерировать денежные средства и их эквиваленты, а также своевременности и стабильности их создания. Эта способность, в конце концов, определяет способность компании платить своим работникам, поставщикам, обеспечивать выплаты процентов, погашать займы и осуществлять распределение среди своих владельцев.

Пользователи  лучше могут оценить эту способность  компании создавать денежные средства и их эквиваленты, если они располагают  соответствующей информацией.

Компоненты  финансовой отчетности включают:

  1. баланс;
  2. отчет о прибылях и убытках;
  3. отчет об изменениях в собственном капитале;
  4. отчет о движении денежных средств;
  5. примечания, включающие краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснительные примечания (пояснительная записка).

Информация о финансовом положении, главным образом, дается в балансовом отчете. Информация о результатах деятельности компании приводится в основном в отчете о прибылях и убытках. Информация об изменениях финансового положения показывается в финансовой отчетности с помощью отдельной формы отчетности - изменения в собственном капитале.

Составные части  финансовой отчетности взаимосвязаны, потому что они отражают разные аспекты  одних и тех же операций или  других событий. Хотя каждая форма отчетности представляет информацию, отличающуюся от других, ни одна из них не замыкается на одном предмете и не дает всей информации, необходимой для конкретных нужд пользователей. Например, отчет о прибылях и убытках не дает полной картины результатов деятельности компании, если не используется вместе с балансом и отчетом об изменениях финансового положения.

Финансовая  отчетность также содержит примечания к финансовой отчетности, дополнительные материалы и другую информацию. Например, она может содержать дополнительную информацию о статьях баланса и отчета о прибылях и убытках, важную для удовлетворения нужд пользователей. Она может раскрывать риски и неопределенности, влияющие на предприятие, и любые ресурсы и обязательства, не отраженные в балансе (такие как запасы полезных ископаемых). Информация о географических и промышленных сегментах и влиянии на предприятие колебаний цен также может быть представлена как дополнительная информация.

 

  1. Основные принципы бухгалтерского учета.

Основные  допущения (принципы) составления финансовой отчетности

Принцип начисления. С тем, чтобы выполнить поставленные задачи, финансовая отчетность составляется по методу начисления (accrual accounting). Согласно этому методу, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым относятся (правило соответствия).

Финансовая  отчетность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой и получением денежных средств, но также и об обязательствах заплатить деньги и их эквиваленты в будущем, и о ресурсах, которые будут получены в будущем. Таким образом, она обеспечивает информацией о прошлых операциях и прочих событиях, которые чрезвычайно важны для пользователей при принятии экономических решений.

Непрерывность деятельности. Финансовая отчетность обычно составляется на основе допущения о непрерывности деятельности компании (going concern), т.е. предприятие действует, и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что предприятие не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштаба своей деятельности; если такое намерение или необходимость существуют, финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и, если так, применяемая основа должна быть раскрыта.

Качественные характеристики финансовой отчетности

Качественные  характеристики - стандарты оценки информации, которую бухгалтеры предоставляют лицам, принимающим решения. Четырьмя качественными основными характеристиками являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Понятность (understandability. Информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть доступна для понимания пользователями. Предполагается, что для этого пользователи должны иметь достаточные знания в сфере хозяйственной и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желание изучать информацию с должным старанием. Однако информация о сложных вопросах, которая должна быть отражена в финансовой отчетности ввиду ее уместности для принятия пользователями экономических решений, не должна исключаться только из-за того, что может оказаться слишком сложной для понимания определенными пользователями.

Уместность (relevance. Чтобы быть полезной, информация должна быть уместной для пользователей, принимающих решения. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, а также подтверждать, или исправлять их прошлые оценки.

Существенность (materiality). На уместность информации серьезное влияние оказывает ее характер и существенность. В некоторых случаях одного характера информации достаточно для того, чтобы определить ее уместность. Например, сообщение о новом сегменте может повлиять на оценку рисков и возможностей, имеющихся у компании, независимо от существенности результатов, достигнутых новым сегментом в отчетном периоде. В других случаях, значение имеют как характер, так и существенность, например, размеры имеющихся основных видов запасов, соответствующих данному виду деятельности.

Информация считается  существенной, если ее пропуск или  искажение могли бы повлиять на экономические  решения пользователей, принятые на основании финансовой отчетности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, оцениваемой в конкретных условиях пропуска или искажения. Таким образом, существенность, скорее, показывает порог или точку отсчета, и не является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной.

Надежность (reliability). Чтобы быть полезной, информация также должна быть надежной. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и предвзятых искажений, и когда пользователи могут положиться на нее, как представляющую правдиво то, что она либо должна представлять, либо от нее обоснованно ожидается, что она будет это представлять. Информация может быть уместной, но настолько ненадежной по своему характеру или представлению, что ее признание может потенциально вводить в заблуждение.

Правдивое представление (faithful presentation). Для того чтобы быть надежной, информация должна правдиво представлять операции и прочие события. Например, баланс должен правдиво отражать операции и другие события, результатом которых на отчетную дату стали активы, обязательства и собственный капитал компании.

Преобладание  сущности над формой (substance over form. Если информация должна правдиво представлять операции и другие события, то необходимо, чтобы они учитывались и представлялись в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только их юридической формой. Сущность операций и других событий не всегда отвечает тому, что следует из их юридической или установленной формы.

Нейтральность (neutrality. Чтобы быть надежной, информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть нейтральной, то есть должна быть непредвзятой. Финансовая отчетность не будет нейтральной, если самим подбором или представлением информации она оказывает влияние на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата или исхода.

Осмотрительность (prudence). Осмотрительность (консерватизм) — это соблюдение определенной степени осторожности в процессе формирования суждений, необходимых в производстве расчетов, требуемых в условиях неопределенности так, чтобы активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы — занижены.

Полнота (completeness. Чтобы быть надежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на нее. Пропуск может сделать информацию ложной или вводящей в заблуждение, и, следовательно, ненадежной и несовершенной с точки зрения уместности.

Сопоставимость (comparability. Пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность компании за разные периоды для того, чтобы определять тенденции в ее финансовом положении и результатах деятельности. Пользователи также должны иметь возможность сравнивать финансовую отчетность разных предприятий с тем, чтобы оценивать их относительное финансовое положение, результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

Баланс между качественными  характеристиками (balance between qualitative

Characteristics. На практике часто необходимо равновесие или компромисс между качественными характеристиками. Цель заключается в достижении соответствующего соотношения между характеристиками. Относительная важность характеристик в различных случаях — это дело профессионального суждения.

 


  1. Элементы финансовой отчетности:  активы, обязательства и  капитал, доходы и расходы организации.

 

Финансовая  отчетность отражает финансовые результаты и другие хозяйственные операции, группируя их в отдельные статьи в соответствии с их экономическими характеристиками, которые называются элементами ФО. Концепции ФО устанавливают семь элементов. Первые три элемента (активы, обязательства и акционерный капитал/чистые активы) относятся непосредственно к балансовому отчету, четыре следующих элемента (доходы, расходы, прибыль и убытки) относятся к отчету о финансовых результатах.

  • Активы (assets) - это экономические ресурсы, контролируемые субъектом (бизнесом), полученные в результате предшествующей деятельности и от которых ожидается получение экономической выгоды в будущем.
  • Обязательства (liabilities) - это существующие обязательства бизнеса произвести выплату денежных средств, передать активы или предоставить услуги другим предприятиям в будущем. Обязательства ведут к оттоку будущих экономических выгод. Кредиторы имеют преимущественное право перед собственниками и должны полностью получить причитающиеся им суммы до того, как ресурсы будут распределяться собственникам, даже если на покрытие долгов уйдут все активы бизнеса.
  • Собственный капитал (owners'equity)- это чистые активы субъекта, т.е. активы за вычетом обязательств.
  • Доходы (revenues) - это увеличение экономических ресурсов посредством притока активов, либо уменьшения обязательств в результате хозяйственной деятельности в отчетном периоде, за исключением увеличения, связанного с вкладами участников.
  • Расходы (expenses) - это уменьшение экономических ресурсов посредством оттока активов, либо увеличения обязательств, вытекающих из хозяйственной деятельности компании с целью получения прибыли в отчетном периоде, за исключением уменьшения, связанного с выплатами участникам.
  • Прибыль (profit) - это превышение доходов над расходами, в результате которого увеличивается собственный капитал компании.
  • Убыток (loss) - это сокращение капитала в результате превышения расходов над доходами текущего периода.

 

  1. Объекты  бухгалтерского учета. Предмет и метод бухгалтерского учета.

Раскрытие и  определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его  содержание и отличие от других предметов.

Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных  раздела: имущество организации  по составу и размещению; имущество  организации по источникам его образования (собственные и заемные); хозяйственные  операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи. Отсюда предмет бухгалтерского учета подразделяется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. В частности, имущество по составу и размещению — внеоборотные и оборотные активы, имущество по источникам образования (собственные и заемные обязательства) — капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства, хозяйственные операции (процессы) и их результаты — снабжение, производство, продажа и финансовые результаты. Бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей.

Предметом бухгалтерского учета являются имущество организации, находящееся в виде хозяйственных  средств и обязательств, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сферах снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деятельности организации. Предмет состоит из отдельных составных частей, которые называются объектами учета. Бухгалтерский учет, выступая как часть единой системы народно-хозяйственного учета, осуществляет контроль за производственными процессами в организациях. Организации являются областью применения бухгалтерского учета и одновременно являются объектами его учета.

Часть этих объектов, имея самостоятельное значение в детализированных показателях, в укрупненных учетных показателях находит свое обобщенное выражение в составе других объектов.

Так, затраты  труда обобщенно выражаются в  составе средств (незавершенное  производство), а оплата труда — в форме задолженности рабочим и служащим по заработной плате — в составе источников. Расчетно-кредитные отношения находят выражение в кредиторской задолженности — в составе источников. Прибыль, являясь одним из источников образования средств, также входит в состав источников. Кругооборот средств, вызываемый хозяйственными процессами, выражается в осуществлении этих процессов.

Информация о работе Лекции по «Принципу бухгалтерского учета»