Лекция 1. Понятие, виды и задачи
аудита. Регулирование аудиторской
деятельности. Отличия аудита от ревизии.
Факторы, ограничивающие эффективность
аудита.
Аудиторская деятельность – деятельность
по поведению аудита и оказанию сопутствующих
аудиту услуг, осущ. аудиторскими организациями
и индивидуальными аудиторами.
Аудит – независимая проверка бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудируемого лица
в целях выражения мнения о достоверности
такой отчетности.
МСФО –
международные стандарты финансовой
отчетности.
Аудиторская организация – коммерческая
организация, являющаяся членом одной
из саморегулируемых организаций аудита.
Аудитор – физическое лицо, получившее квалифицированный
аттестат аудитора и являющееся членом
одной из саморегулируемых организаций
аудиторов.
Сальдо 40 счета
– нераспределенная готовая продукция.
Прочие связанные
с аудиторской деятельностью, услуги:
- Постановку, восстановлением, ведением
БУ, составления БО, бухгалтерское консультирование.
- Налоговое консультирование, постановку,
восстановление и ведение налогового
учета, составление налоговых расчетов
и деклараций.
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности
и ИП, экономическое финансовое консультирование
- Управленческое консультирование, в
том числе связанное м реорганизацией
организации или их приватизацией
- Юридическую помощь в областях связанных
с аудиторской деятельностью, включая
консультирование по правовым вопросам.
- Автоматизацию БУ и внедрение информационных
технологий.
- Оценочную деятельность. Аудитор не может
работать оценщиком.
- Разработку и анализ инвестированных
проектов, составление бизнес-планов.
- Проведение научно-исследовательских
и экспериментальных работ в областях
связанных с аудиторской деятельностью
и распространение их результатов, в том
числе на бумажных и электронных носителях.
- Обучение в областях, связанных с аудиторской
деятельностью. Система внутреннего контроля.
Особенности аудиторской деятельности:
- Аудиторская деятельность не подменяет
контроля достоверности БО, осуществляемого
в соответствии с законодательством РФ
уполномоченными государственными органами
и органами местного самоуправления.
- Аудиторские организации, индивидуальные
аудиторы не вправе заниматься какой-либо
иной предпринимательской деятельностью.
- Аудит бухгалтерской отчетности аудируемого
лица, в бухгалтерской и финансовой документации
которого содержатся сведения, составляющие
гос. тайну, осущ. в соответствии с законодательством
РФ, а именно при наличии доступа к сведениям,
составляющие гос. тайну.
Виды Аудита:
- Обязательный аудит по критериям определенным
ФЗ;
- Инициативный аудит;
- Аудит по спецзаданию;
- Внутренний аудит, особенности которого
определяет заказчик (организация).
Критерии
различия обязательного и инициативного
учета:
- масштаб,
- критерии достоверности,
Критерии обязательного аудита:
- организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества (ОПФ);
- организация является кредитной организацией,
бюро кредитных историй, организацией – участником рынка ЦБ, страховой организацией, обществом
взаимного страхования, организатором
торговли, негосударственным пенсионным или иными фондами, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда (ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
- Объем выручки от продажи продукции организации
(за исключением с\х кооперативов) за предшествующий
отчетному год превышает 400 миллионов
рублей или сумма активов ББ по состоянию на конец года предшествующего отчетному, превышает
60 миллионов рублей. Для муниципальных
унитарных предприятий законом субъекта
РФ финансовые показатели могут быть снижены
(ЭП).
- Если ЦБ организации допущены к обращению на организационных торгах
(ОВД)
- Если организация
(за исключением органа госвласти, органа
местного самоуправления, гос. внебюджетного
фонда, а также гос. и муниц. учреждения)
представляет и или публикует сводную консолидированную бухгалтерскую отчетность (ПУБЛИЧНОСТЬ). Если в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%.
Правовые основы регулирования
аудиторской деятельности
- Аудиторская деятельность осущ.в соответствии
с ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307
от 30 дек. 2008 г., ФЗ от 1 дек. 2007 г. №315-ФЗ «О
саморегулируемых организациях» (СРО)
- Федеральными правилами (стандартами)
аудиторской деятельности (ФПСАД), утвержденных
Правительством РФ, Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ.
- Корпоративными внутренними стандартами
аудиторской организации, обеспечивающими
соблюдение контроля качества аудиторских
услуг.
Государственное регулирование аудиторской
деятельности
Функциями государственного
регулирования аудиторской деятельности
являются:
- Выработка гос. политики
в сфере аудиторской деятельности;
- Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности,
в том числе утверждение фед. стандартов
аудиторской деятельности.
- Ведение гос. реестра саморегулируемых организации аудиторов,
а также контрольного экземпляра аудиторов
и аудиторских организаций;
- Анализ состояния рынка аудиторских услуг
в РФ
- Государственный контроль
за деятельностью саморегулируемых организаций
аудиторов.
Стандарты аудиторской деятельности
и кодекс профессиональной этики
аудиторов
Федеральные
стандарты аудиторской деятельности
(ФСАД):
- Определяют требования к порядку осуществления
аудиторской деятельности, а также
регулируют иные вопросы, предусмотренные
ФЗ;
- Разрабатываются в соответствии с международными
стандартами аудита;
- Являются обязательными для аудиторских
организаций, аудиторов, а также саморегулируемых
организаций аудиторов и их работников;
Кодекс профессиональной этике
аудиторов – свод правил поведения,
обязательных для соблюдения аудиторскими
организациями, аудиторами при осуществлении
ими аудиторской деятельности.
Факторы, ограничивающие эффективность
аудита
- ограниченность осведомленности аудиторской
организации о деятельности проверяемого
экономического субъекта рамками исследований;
- применение в ходе аудита выборочного
подхода;
- ограничение объема аудита и наличие
неопределенности , связанной с интерпретацией
и оценкой неких событий хоз. жизни;
- отсутствие непреодолимых препятствий
для мошеннического сговора с целью искажения
информации;
- определение не надлежащих получателей
информации по итогам аудита из числа
руководства и представителей собственника
аудируемого лица;
- сборы аудиторских доказательств, в том
числе при определении характера, временных
рамок и объема аудиторских процедур;
- подготовка выводов, сделанных на основе
аудиторских док-тв, например при определении
обоснованности оценочных знаний, полученных
руководством аудируемого лица в ходе
подготовки фин. отчетности;
- использование аудиторской организацией
в качестве основы для формирование выводов
и заключений аудиторских доказательств,
которые по своему характеру являются
сочетанием факторов и мнений (например,
привлечение эксперта со стороны – оценщик,
инженер, технолог).