Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:40, реферат
Наша страна владеет огромными запасами ресурсов, значимая сумма доходов государственного бюджета приходится на доходы от их экспорта. Более половины доходной части российского бюджета зависят от налоговых отчислений «черного золота».
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации.
Отсутствие в НДПИ механизма скидок на нерентабельные нефтедобывающие предприятия является причиной консервации низкодебитных скважин и приостановки работ на низкорентабельных месторождениях, что в дальнейшем ведет к уменьшению общего объема добытого сырья и, соответственно, к уменьшению ВВП и налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ.
ТЕМА: ЛЬГОТНЫЙ
РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Наша страна владеет огромными запасами ресурсов, значимая сумма доходов государственного бюджета приходится на доходы от их экспорта. Более половины доходной части российского бюджета зависят от налоговых отчислений «черного золота».
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации.
Отсутствие в НДПИ механизма скидок на нерентабельные нефтедобывающие предприятия является причиной консервации низкодебитных скважин и приостановки работ на низкорентабельных месторождениях, что в дальнейшем ведет к уменьшению общего объема добытого сырья и, соответственно, к уменьшению ВВП и налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ. Наиболее действенным вариантом решения проблемы стимулирования добычи полезных ископаемых из таких месторождений и скважин является применение особого режима налогообложения для малодебитных нерентабельных (малорентабельных) месторождений (скважин). В этом заключается актуальность моей работы.
Для обеспечения конкурентной ситуации и нормального развития рынка нефтедобывающей отрасли важно наличие как крупных, так и малых добывающих предприятий. Как известно, малые предприятия чаще являются нерентабельными.
Во всех развитых
странах малый бизнес
- разведку месторождений
(80% всех разведанных скважин США
пробурены малыми
- отработку брошенных низкорентабельных скважин
В России серьезным барьером развития малых нерентабельных предприятий является действующая система налогообложения на добычу полезных ископаемых.
Цель работы состоит в изучении российского налогообложения на добычу полезных ископаемых, в частности, нефтяной отрасли, и его роли в федеральном бюджете, а также в выработке предложений по совершенствованию механизма налогообложения добычи полезных ископаемых, адаптированного для нерентабельных предприятий в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
- рассмотреть российское налогообложение добычи полезных ископаемых и его федеральный бюджет;
- проанализировать налоговые поступления в федеральный бюджет в том числе налог на добычу полезных ископаемых;
- разработать предложения
по совершенствованию
В работе были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, определяющие как общие правила налогообложения предпринимательской деятельности, так и порядок налогообложения добычи полезных ископаемых.
Таблица 1.
Добыча нефти и нефтепродуктов (млн. тонн) 1
2009 |
2010 |
2011 | |
Добыча нефти, млн. тонн |
494,5 |
504,9 |
511,4 |
Все компании, экспортирующие полезные ископаемые, уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), речь о котором пойдет далее.
Налог на добычу полезных ископаемых — это один из наиболее важных платежей, который уплачивается недропользователями в бюджет Российской Федерации.
Почти каждый год законодательство по данному налогу претерпевает изменения, касающиеся ставок. Рассмотрим, как менялись ставки налога на нефть с 2009 года.
Рисунок 1. Ставка НДПИ при добыче нефти (руб./т) в 2009-2012 гг.
Ставка данного налога при добыче нефти начала расти с 2012 года и выросла на 6 %. Целью повышения ставок является рост уровня экономического развития страны.
Рассмотрим, какую же роль занимают поступления по данному налогу среди всех налоговых доходов федерального бюджета.
Таблица 2.
Доля НДПИ в налоговых доходах федерального бюджета за 2009—2011 гг., тыс. руб.2
2009 |
2010 |
2011 | |
НДПИ, тыс. руб. |
981529402 |
1376639493 |
2007577906 |
Все налоговые доходы |
25000042851 |
3172174693 |
4477731793 |
Удельный вес, % |
39,3 |
43,4 |
44,9 |
Рисунок 2. Корреляционно-регрессионный анализ
В настоящее время налоговая ставка за 1 тонну нефти обезвоженной составляет 446 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года). При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз).3
При установленной единой, твердой ставке налогоплательщик не получает необходимого стимула для разработки нерентабельных месторождений. Кроме того, необходимы экономические стимулы на тех этапах жизненного цикла горного предприятия, когда недропользователь несет максимальные затраты. Это начальный этап освоения месторождения и завершающий этап поддержания падающей добычи. В неблагоприятных экономических условиях России, и прежде всего в условиях инфляции и чрезмерного налогового пресса, освоение и разработка новых месторождений либо неэффективны, либо сопряжены с большими финансовыми рисками.
В этих условиях льготный
режим освоения и разработки новых
месторождений может стать
Наиболее действенным вариантом решения проблемы стимулирования добычи полезных ископаемых из таких месторождений и скважин является применение особого режима налогообложения для малодебитных нерентабельных (малорентабельных) месторождений (скважин).
Нерентабельными месторождениями являются те малодебитные месторождения, по которым доход от добычи полезных ископаемых меньше затрат на их добычу.
Предлагаю вашему вниманию свои предложения по внесению в главу 26 Налогового Кодекса РФ специального режима налогообложения нерентабельных (малодебитных) скважин, предусматривающего:
- на начальный период инвестирования. Продолжительность периода такого освобождения не должна превышать 24 месяцев с начала добычи полезных ископаемых;
- при разработке истощенных месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки. Критерии истощенности (выработанности первоначальных извлекаемых запасов) должны определяться постановлением Правительства РФ;
- при разработке трудноизвлекаемых запасов полезных ископаемых. Критерии отнесения полезных ископаемых к трудноизвлекаемым должны определяться постановлением Правительства РФ;
- при применении методов технологий, снижающих уровень потерь основных и попутных полезных ископаемых, а также экологически безопасных методов и технологий;
- для компаний, осуществляющих добычу из мелких месторождений, выработанных более чем на 80%.
Помимо выше перечисленных проблем фиксированной ставки НДПИ и путей их решения, я бы хотела отметить еще один недостаток действующего на территории России налога – то, что налоговая ставка за тонну нефти рассчитывается по специфической ставке, привязанной к динамике мировых цен на нефть.
При этом вообще непонятно, почему нефть, добытая и предназначенная для потребления внутри страны, облагается по ставке, скорректированной на мировые цены.
В условиях резко возросших цен на нефть на мировом рынке уровень налоговой нагрузки на нефтяной комплекс значительно возрос. По уровню изъятий государства доходов нефтяной отрасли (за счет налогов, экспортных пошлин и прочих платежей) Россия занимает одно из первых мест в мире.
Многие недропользователи
в России в настоящее время
эксплуатируют
Дело в том, что сейчас месторождения в Восточной Сибири и северных регионах страны (примерно 10 млрд т запасов нефти) не разрабатываются из-за отсутствия экономических стимулов.
Снижение налоговой нагрузки выводит рентабельность новых проектов на приемлемый уровень, стимулирует разработку неосвоенных месторождений и увеличение добычи, а это поможет и экономике региона, доволен представитель ТНК-ВР.
По оценкам Минэнерго, благодаря льготным ставкам можно обеспечить рентабельную добычу не менее 5 млрд. т, добыча будет расти дополнительно на 70-100 млн. т в год. Геологоразведка слишком сильно отставала, чтобы создать достаточно мощную ресурсную базу, более реалистичная оценка — дополнительно 50 млн. т по новым месторождениям, считает аналитик Номос-банка Денис Борисов.4 Согласно соответствующему прогнозу, это даст приток в бюджет дополнительно 200 млн. руб.
Предлагаемый режим налогообложения выгоден и государству, и добывающим организациям, поскольку обеспечивает баланс интересов государства и добывающих организаций, в отношении полной с точки зрения экономической целесообразности выработки месторождений полезных ископаемых, а также позволяет государству получать максимально возможную в реально складывающихся условиях сумму налоговых платежей и избежать при этом возникновения социальных проблем в регионах добычи полезных ископаемых.
1 www.rbc.ru
2 www.nalog.ru
3 Ст. 342 НК РФ
4 www.vedomosti.ru.
Информация о работе Льготное налогообложение малорентабельных нефтедобывающих предприятий