Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:15, курсовая работа
Целью работы является раскрытие теоретических аспектов аудита материальных оборотных активов, составление общего плана и программы аудита, выявление направлений по совершенствованию учета и использования материальных оборотных активов.
Основными задачами является дать определение и классификацию материальным оборотным активам, изучить законодательные и нормативные документы, регулирующие учет материальных – оборотных активов, провести аудиторскую проверку материальных оборотных активов, определить основные пути совершенствования учета и использования материальных оборотных активов.
2.3 Программа аудиторской проверки
Таблица 2.- Программа аудиторской проверки
№ п/п | Наименование аудиторских процедур | Период проведения | Исполнители | Рабочие документы аудитора |
1. Аудит операций по поступлению материальных ценностей | ||||
1.1 | Аудит учета операций по приобретению материальных ценностей | 6 месяцев | Иванов И.И. | Ведомости по учету поступления |
1.2 | Аудит учета операций по поступлению-передаче материалов в порядке обмена (бартер) | 6 месяцев | Сидоров С.С. | Ведомости по учету поступления |
1.3 | Аудит учета прочих операций по поступлению материалов (безвозмездно при взносе в уставный капитал и др.) | 6 месяцев | Ольхова О.А. | Ведомости по учету поступления |
2.Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия | ||||
2.1 | Изучение организации хранения материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стеллажей и тары, состояние картотеки складски карточек) | II квартал | Петров П.П. | Инструкция о приемке материалов, техпаспорта по весоизмерительным приборам, книги санитарного состояния склада. |
2.2 | Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ценностей с предприятия. | II квартал | Ольхова О.А. | Книга регистрации пропусков, сообщения работников охраны и кладовщиков. |
2.3 | Проверка полноты оприходования ценностей и правильность их оценки | В течении 6 месяцев | Петров П.П. | Таблицы сверки внутренних документов с документами поставщиков |
2.4 | Установления соответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета по складу, субсчетам и номенклатурным номерам материалов | В течении 6 месяцев | Ольхова О.А. | Оборотные ведомости, карточки складского учета
|
2.5 | Проверка полноты и качества инвентаризации производственных запасов и МБП | Ноябрь 2009г., июнь 2009г. | Сидоров С.С. | Приказ о проведении инвентаризации, приказ об учетной политике, таблицы по данным инвентаризационных ведомостей |
3. Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений | ||||
3.1. | Проверка операций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных документов | В течении 6 месяцев | Сидоров С.С. | Расходные документы по учету материалов, счета-фактуры |
3.2 | Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции | Один раз в квартал | Ольхова О.А. | Акты и другие документы на списание расхода материалов |
3.3 | Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценностей | Декабрь 2009г. | Петров П.П. | Акты на списание хищений, недостач |
4. Аудит сводного учета материальных ценностей | ||||
4.1 | Проверка данных аналитического и синтетического учета по синтетическим счетам, субсчета, направлениям затрат | Один раз в квартал | Ольхова О.А. | Сводные ведомости по расходу материалов, ведомости незавершенного производства, ж/ор № 10 |
4.2 | Сверка данных бухгалтерских регистров и отчетности | Один раз в квартал | Сидоров С.С. | Баланс (ф. № 1), приложение № 5, разработочные таблицы, ж/орд № 10 |
4.3 | Сверка оформления результатов инвентаризации | Ноябрь 2009г. | Петров П.П. | Инвентаризационные ведомости по счетам и группам материалов |
5. Проведения анализа использования материальных ценностей | ||||
5.1 | Выявление неиспользуемых материалов в течение проверяемого периода | 6 месяцев | Сидоров С.С. | Карточки складского учета, оборотные ведомости |
5.2 | Выявление неиспользуемых материалов свыше одного и более лет | Декабрь 2009г. | Сидоров С.С. | Карточки складского учета, оборотные ведомости |
3. Основные направления совершенствования учета и использования материальных оборотных активов
Проведенный анализ организации бухгалтерского учета материальных оборотных активов на ОАО «АВИЛОН», позволяет утверждать, что в целом система бухгалтерского учета соответствует требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих основы ведения бухгалтерского учета юридическими лицами, в частности, в сфере общественного питания.
Но вместе с тем, нами были выявлены следующие недостатки в деятельности данной организации, позволяющие предложить ряд мер по повышению эффективности учета и управления материальными оборотными активами:
─ плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов четко определяющих обязанности каждого отдельного работника бухгалтерии. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. Вследствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д. Таким образом, будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской службы;
─ целесообразно перейти к формированию запасов по методу А-В-С (the A-B-C approach), который предполагает классификацию запасов по какому-то определенному показателю важности, обычно по годовому использованию данного товара в денежном выражении (т.е. денежная стоимость единицы товара на складе, умноженная на годовой показатель использования данного товара). В соответствии с этим распределяются функции по контролю и управлению запасами;
─ оприходование товарно-материальных ценностей часто следует с опозданием, имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода;
─ на предприятии ОАО «АВИЛОН» инвентаризация проводится один раз в год. Рекомендуется проводить инвентаризацию каждые полгода, а инвентаризацию материальных оборотных активов каждые два месяца, т.к. на предприятии были случаи выявления недостачи;
─ в деятельности сотрудников складов и бухгалтерии низка доля использования компьютерных технологий для учета движения материальных оборотных активов. Целесообразно внедрить в деятельность ОАО программы автоматизированного учета движения и использования материальных оборотных активов, например, "1C-Парус: Общепит, редакция 8, профессиональный вариант" – типовое решение, способное оказать помощь в автоматизации многих функций выполняемых сотрудниками предприятий общественного питания: технологами, шеф-поварами, калькуляторами, менеджерами, бухгалтерами, кассирами.
Данная программа позволяет вести учет по следующим направлениям. Поступление продуктов, и составление калькуляций: ведение количественно-суммового учета продуктов и блюд; ведение справочника рецептур, составление калькуляций; возможность использования схемы "блюдо в блюде" с неограниченным количеством уровней вложенности; ведение списка взаимозаменяемых продуктов и его автоматическое использование при списании продуктов и формировании калькуляционных карточек; учет сезонных коэффициентов при расходе продуктов; поддержка штрих-кодирования товара; ввод поступления продуктов от сотрудника или контрагента, ввод начальных остатков; работа с отрицательными остатками; учет возможных недовложений при формировании себестоимости блюда и калькуляционной карточки; создание "Актов разделки" для оформления разделки поступившего товара; составление "Акта проработки" для создания "фирменного" блюда. Автоматический подсчет выхода готового блюда.
Складские перемещения: перемещения продуктов на кухни для производства блюд, либо в розничную продажу на точки реализации; оперативное отслеживание остатка продуктов или блюд на выбранном для перемещения складе; проведение инвентаризации на складе товаров, продуктов, блюд. Списание продуктов.
Производство заготовок и блюд: расширенный анализ и коррекция производства, возможность ручной настройки списания ингредиентов; автоматическое списание продуктов со склада кухни "под ноль", если имеет место недостаток продуктов на кухне; возможность работы "от обратного" - создание документов "План-Меню" и накладных внутреннего перемещения на основании "Актов о реализации"; автоматическое заполнение накладной "Внутреннее перемещение" на основании "План-меню" для перемещения со склада продуктов на кухню недостающих для производства ингредиентов с учетом состояния склада поставщика и склада кухни; планирование "Заказов банкета"; "Разукомплектация" блюд и заготовок.
Реализация продуктов и блюд: возможность реализации блюд, как в розницу, так и оптом; печатный вид документов соответствует формам, указанным в альбоме унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России: ОП-1 - Калькуляционная карточка, ОП-2 - План-Меню, ОП-3 - Требование в кладовую, ОП-4 - Накладная на отпуск товара, ОП-5 - Закупочный акт, ОП-6 - Дневной заборный лист, ОП-10 - Акт о реализации и отпуске изделий кухни, ОП-14 - Ведомость учета движения продуктов и тары на кухне, ОП-16 - Ведомость учета остатков продуктов, ОП-17 - Контрольный расчет расхода продуктов, ИНВ-3 - Инвентаризационная опись, ИНВ-19 - Сличительная ведомость, ОП-23 - Акт разделки мясо-сырья на полуфабрикаты, Торг-13 - Накладная на внутреннее перемещение, Торг-29 - Товарный отчет. АРМ Кассира - для создания автоматизированного рабочего места кассира в конфигурации существует специальный интерфейс, позволяющий реализовать все необходимые действия для быстрого расчета с покупателем и работы с торговым оборудованием.
Следовательно, от умения управлять оборотными средствами, улучшения организации деятельности, повышения уровня коммерческой и учетной работы зависит эффективность использования материальных оборотных средств, следовательно ритмичная деятельность предприятия в целом.
Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств заложены непосредственно в самом предприятии. В сфере производства это относится, прежде всего, к производственным запасам. Запасы играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства, но в то же время они представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе. Эффективная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию; ликвидации сверхнормативных запасов материалов; совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.
Устранение этих недостатков на наш взгляд позволит предприятию в дальнейшем более эффективно вести учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Заключение
К материальным оборотным активам относятся оборотные средства, являющиеся плановым источником для образования у торговых организаций различных видов материальных запасов и составляющие определенную часть собственных оборотных средств. Основной частью материальных оборотных активов на торговых предприятиях являются товарные запасы, которые необходимы для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в торговой сети.
В деятельности предприятий текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития розничного товарооборота, а с другой - как составную часть финансового плана и основу расчета потребности в источниках собственных и заемных средств. В этой связи нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по розничным ценам (в общественном питании - по продажной стоимости), а при планировании финансов и изучении финансового положения предприятия - по себестоимости (по покупной стоимости).
Нормативы текущих товарных запасов в розничных ценах должны планироваться в разрезе товарных групп, товаров и по торговому предприятию в целом, а по себестоимости - только в целом по предприятию. В норматив текущих товарных запасов в розничной и оптовой торговле включают товары, находящиеся в розничной торговой сети, на складах, в пути, а также товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк для оплаты в пределах установленных сроков. Таким же образом должны определяться и изучаться фактические запасы товаров текущего хранения, что сделать довольно сложно.
Управление активами представляет сложный комплекс мероприятий, подчиненных одной из стратегических целей финансовой политики – обеспечению бесперебойной деятельности го процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат. Наиболее сложный элемент в управлении материальными активами ─ управление и повышение эффективности использования материальными активами.
Наличие товарно-материальных запасов у фирмы оказывает двоякое влияние на финансовое состояние организации.
Одной из основных задач политики управления товарно-материальными запасами является разработка такого механизма, с помощью которого можно достичь оптимальных капиталовложений в этот вид оборотных активов. Успешное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы.
Модель экономически обоснованных потребностей является широко известным способом расчета оптимального уровня заказа, который даст минимальную годовую стоимость хранения запасов и стоимость выполнения заказа, при заданном объеме производства. При этом закупочная стоимость товара не включается в общий показатель, потому что она не влияет на объем заказа, если только не действуют количественные скидки.
Величина материальных оборотных средств фирмы зависит от многих факторов. Основными из них являются: объем товарооборота, его состав; производственная программа; структура расходуемого сырья; ассортиментная структура покупных товаров; условия и частота завоза сырья и товаров; организация коммерческой работы; организация расчетов за товары с поставщиками и др.
Все факторы можно разделить на внешние, оказывающие влияние независимо от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.
Список литературы