Мененджмент и трудовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:23, реферат

Описание работы

Термины “менеджмент”, “менеджер” быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”.
Термин “менеджмент” (“menedgment”) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Можно считать, что термин “менеджмент” по своей сути является аналогом термина “управление”, это его синоним, однако не в полной мере.

Файлы: 1 файл

мененджмент.docx

— 28.93 Кб (Скачать файл)

Министерство профессионального  образования подготовки и расстановки  кадров

Государственное образовательное  бюджетное учреждение республики Саха (Якутия)

«Якутский сельско – хозяйственный техникум»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

МЕНЕНДЖМЕНТ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса  по специальности Экономика и  бухгалтерский учет

Михайлова Анна

Проверил:

 

 

 

 

 

Якутск, 2012

1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Термины “менеджмент”, “менеджер” быстро и прочно вошли в наш  словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”.

Термин “менеджмент” (“menedgment”) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Можно считать, что термин “менеджмент” по своей сути является аналогом термина “управление”, это его синоним, однако не в полной мере. Термин “управление” намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Применительно к предпринимательской  деятельности, менеджмент - это самостоятельный  вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  принципов, функций и методов  экономического механизма менеджмента.

Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью  которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации  и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирова-ния, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов.

Умение ставить и реализовывать  цели, точно знать, что предстоит  сделать и как сделать это  самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья  работа состоит в организации  и руководстве усилиями всего  персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.

Менеджмент - специфический  орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное  образование не может существовать и работать эффективно.

Как область знаний, как  наука менеджмент представляет всю  сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.

Понимание менеджмента как  искусства управления базируется на том, что организации - это сложные  социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные  факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый  главный фактор, учет которого требует  не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Таким образом, менеджмент -- это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

* ориентацию фирмы на  спрос и потребности рынка,  на запросы конкретных потребителей  и организацию производства тех  видов продукции, которые пользуются  спросом и могут принести фирме  намечаемую прибыль; 

* постоянное стремление  к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение  оптимальных результатов; 

* хозяйственная самостоятельность,  обеспечивающая свободу принятия  решений тем, кто несет ответственность  за конечные результаты деятельности  фирмы или ее подразделений; 

* постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка; 

* конечный результат деятельности  фирмы или ее хозяйственно  самостоятельных подразделений  выявляется на рынке в процессе  обмена;

* необходимость использования  современной информационной базы  с компьютерной техникой для  многовариантных расчетов при  принятии обоснованных и оптимальных  решений. 

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  МЕНЕДЖМЕНТА

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы  путем рациональной организации  производственного процесса, включая  управление производством и развитие технико-технологической базы, а  также эффективное использование  кадрового потенциала при одновременном  повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого  работника.

Менеджмент призван создавать  условия, для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль  является не причиной существования  фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения  в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры  в отрасли или в стране в  целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

обеспечение автоматизации  производства и переход к использованию  работников, обладающих высокой квалификацией;

стимулирование работы сотрудников  фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы; постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

определение конкретных целей  развития фирмы;

выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

разработка стратегии  развития фирмы -- хозяйственных задач и путей их решения;

выработка системы мероприятии для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

определение необходимых  ресурсов и источников их обеспечения;

установление контроля за выполнением поставленных задач.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов  производства, требующего обеспечения  все возрастающими объемами ресурсов -- материальных, финансовых, трудовых и др.

 

3. ХАРАКТЕРНЫЕ  ЧЕРТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Характерные для менеджмента  черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно - технические  аспекты. Содержание экономического аспекта  составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация  материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические  аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации  и руководству усилиями всего  персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится  система власти, посредством которой  регулируются отношения между руководителем  и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и  обычаи.

Правовой аспект менеджмента  отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее  значение имеют положения торгового  права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование  бизнеса, включающее антитрестовское  законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.

Организационно - технический  аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический  отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых  ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Менеджмент в зависимости  от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное  управление; контроль.

Стратегическое управление включает:

выработку цели менеджмента;

прогнозирование как предвидение  результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов;

перспективное планирование как систему мер, необходимых  для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.

Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных  мер, которая подразделяется на:

организацию как создание нужной структуры и необходимых  ресурсов;

руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной  структуры.

Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

 

4. МИССИЯ И СТРАТЕГИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЫ

Предпринимателя, прежде всего, интересует, какую материальную выгоду он извлечет из своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал, достаточный для продолжения  своего дела в более широких масштабах, можно только в том случае, если производимая продукция (работы, услуги) пользуется спросом у потребителей. Значит, предпринимателю, менеджеру, прежде всего, следует продумать, каким направлением бизнеса он должен заниматься, т.е. определить предпринимательскую идею.

Предпринимательская идея -- основа любого делового начинания. Чтобы она постоянно формировалась у человека, нужно обладать предпринимательскими способностями, иметь необходимые знания о производстве той или иной продукции, о торговле, посреднической и инновационной деятельности в сфере финансов.

Чтобы реализация предпринимательской  идеи принесла положительные результаты, необходимо разрабатывать стратегию хозяйственной деятельности, определяющую главные цели, генеральную программу действий с выделением приоритетных проблем и важнейших ресурсов для достижения этих целей.

Одной из главных задач  менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается  организация как целостная система. Целеполагание - это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий  все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.

Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается такими понятиями как "политика", "философия", "миссия". В ней  обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения  руководства, дается определение самых  важных характеристик организации.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так  как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая на что, будут  направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии  развития и установления ключевых целей  по таким функциональным важнейшим  подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент.

Примеры формулировок миссии:

 

Организация

Миссия

 

Коммерческий банк

Содействие становлению  и развитию среднего и малого бизнеса  в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников

 

Ювелирно-художественная фирма

Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу  потребителей с различным достатком

 

Государственное предприятие, опытно-конструкторское бюро

Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых  рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду

 

Компания, производящая оборудование для офисов

Наша цель - это решение  проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда

 

Инвестиционная компания

Мы готовы инвестировать  капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал  дальнейшего роста

 
     

Информация о работе Мененджмент и трудовые отношения