Место счетов управленческого учета в рабочем плане счетов бухгалтерского учета организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение плана счетов и способы формирования рабочего плана счетов.

Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи курсовой работы:

- изучить план счетов бухгалтерского учета;

- рассмотреть классификацию счетов бухгалтерского учета;

- проанализировать формирование рабочего плана счетов;

- рассмотреть счета и двойная запись для организаций.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

1 Теоретические аспекты разработки и применения плана счетов в управленческом учете.............................................................................................8

1.1 Счета бухгалтерского управленческого учета...............................................8

1.2 Классификация счетов бухгалтерского управленческого учета.................10

1.3 Формирование рабочего плана счетов управленческого учета..................15

1.4 Счета и двойная запись...................................................................................25

2 Практическая часть............................................................................................27

Заключение............................................................................................................34

Список используемой литературы......................................................................37

Файлы: 1 файл

БУУ.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Рис.1. Автономная работа финансового и управленческого учета

Такой вариант больше подходит для небольших организаций, для которых важна оперативность поступления управленческой информации, а затраты на ведение "второй" бухгалтерии невелики.

Реализация такого подхода обычно заключается в организации дополнительной службы, которая занимается сбором фактических данных и занесением их в таблицы Excel (или используются другие специализированные программы). Бухгалтерия в этом процессе не участвует. В связи с введением нового Плана счетов появился еще один способ применения этого подхода.

В разделе "Затраты на производство" Инструкции по применению Плана счетов сказано, что формирование информации о расходах по обычным видам деятельности может вестись на счетах 20-39, причем счета 30-39 применяются для "учета расходов по элементам расходов". В этом случае каждая операция отражается два раза: традиционно на счетах 20-29 и на специально открытых счетах 30-39, которые позволяют добиться необходимой детализации информации.

Предположим, необходимо начислить заработную плату.

Допустим, что в целях управленческого учета необходимо разделить заработную плату на две группы: заработная плата высококвалифицированных рабочих и заработная плата низкоквалифицированных рабочих.

Для этого откроем счет 30 "Заработная плата" и субсчета к нему:

30-1 "Высококвалифицированные рабочие";

30-2 "Низкоквалифицированные рабочие".

Если заработная плата для первой группы рабочих составила 200 000 руб., а для второй - 150 000 руб., то проводки будут выглядеть следующим образом.

Традиционная проводка:

Д 20 "Основное производство", субсчет "Заработная плата" - К 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

- 350 000 руб.

Детализация затрат:

Д 30 "Заработная плата", субсчет 1 "Высококвалифицированные рабочие" - К 30

- 200 000 руб.;

Д 30 "Заработная плата", субсчет 2 "Низкоквалифицированные рабочие" - К 30

- 150 000 руб.

Как видим, счет 30 не имеет сальдо, но взяв оборот по дебету, мы получим информацию о затратах в необходимом разрезе.

В данном случае бухгалтерский учет остался самостоятельным.

Второй подход, когда система финансового учета и система управленческого учета интегрированы, более сложный. Он предполагает организацию финансового учета таким образом, чтобы обеспечить "состыковку" с управленческим учетом. Схема работы такого подхода показана на рис.2.

Рис.2. Интегрированная система финансового и управленческого учета

 

В системе управленческого учета выдвигаются требования к организации аналитических счетов бухгалтерского учета и к проведению некоторых операций (например, устанавливаются правила распределения общехозяйственных расходов).

Вся внешняя информация (первичная документация) поступает в бухгалтерию, и данные из нее разносят по субсчетам. В конце отчетного периода сведения об оборотах по аналитическим счетам передаются в систему управленческого учета как фактические данные. Таким образом, каждая операция регистрируется один раз, но в форме, которая удовлетворяет требованиям обеих систем, т.е. поток входящей информации отражается на счетах бухгалтерского учета таким образом, чтобы на ее основе можно было составлять отчетность как для внешних, так и для внутренних пользователей.

В таблице 1 приведен пример организации аналитического учета на основных счетах.

Таблица 1

Организация учета по статьям затрат основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных расходов строится в соответствии с требованиями управленческого учета в разрезе затрат составляемых бюджетов.

Допустим, предприятие составляет бюджет расходов основного производства в следующем разрезе затрат:

1) материалы;

2) заработная плата и отчисления на социальные нужды;

3) энергоресурсы, из них:

электричество,

тепло,

вода;

4) транспорт и механизмы, из них:

горюче-смазочные материалы (ГСМ),

ремонт;

5) налоги;

6) прочие расходы.

Субсчета на счете 20 "Основное производство" будут организованы, как показано в табл.2.

Таблица 2

Счет 2-го порядка

Счет 3-го порядка

Наименование субсчета

Основное производство

01

 

Материалы

02

 

Заработная плата и отчисления на социальные нужды

03

 

Амортизация

04

 

Энергоресурсы:

 

01

электричество

 

02

тепло

 

03

вода

05

 

Транспорт и механизмы:

 

01

ГСМ

 

02

ремонт

06

 

Налоги

07

 

Прочие

На счетах 23, 25, 26 субсчета должны быть организованы аналогично в соответствии с составляемыми бюджетами. К списку субсчетов необходимо добавить статью "Амортизация", ибо в бюджеты эта статья, как правило, не входит.

Под аналитическим признаком в настоящей статье понимается критерий разграничения затрат, выбираемый в связи с определенной целью, например подготовкой бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Минфина России или в соответствии с МСФО, подготовкой внутренних бюджетов и отчетов.

По аналитическому признаку "объект (структурное подразделение)" определяются структурные подразделения организации. Если финансовая структура построена по принципу центров финансового учета (ЦФУ), то по данному аналитическому признаку будут определяться центры затрат, центры доходов, центры прибылей и центры инвестиций. Соответственно исходя из вида ЦФУ по нему учитывают или производственные, или общехозяйственные расходы и различные виды доходов.

Аналитический признак "виды продукции" и/или "виды деятельности" определяет номенклатуру выпускаемой организацией продукции и/или перечень видов деятельности, приносящих доход.

Предположим, организационная структура предприятия такая, как показано на рис.3. Тогда аналитические признаки будут следующими:

Структурное подразделение:

цех 1;

цех 2;

отдел сбыта;

магазин;

дирекция.

Виды продукции:

деталь 1;

деталь 2;

деталь 3.

Виды деятельности:

производство;

розничная торговля (магазин).

Общепроизводственные затраты будут учитываться только по цехам 1 и 2, а затраты по дирекции и отделу сбыта будут списаны на общехозяйственные расходы. Издержки по розничной торговле учитываются по счету 44 "Расходы на продажу".

В таблице 3 приведена последовательность бухгалтерских записей.

Таблица 3

Дебет счета

Кредит счета

Содержание операции

20, 25, 26

10, 60, 69, 70, 76

Отражены фактические затраты в разрезе аналитических счетов по месту возникновения затрат

62

90-1

Отражена задолженность покупателей за проданную продукцию

90-2

20

Списаны производственные расходы

90-2

25

Списаны общепроизводственные расходы

90-2

26

Списаны общехозяйственные расходы

90-9

99

Определен финансовый результат по продуктам и/или видам деятельности

 

Обсудим каждый тип операции в отдельности.

Учет фактических затрат. Происходит формирование себестоимости продукции в разрезе аналитических счетов.

Сложность заключается в том, чтобы организовать поступление первичной информации в нужном ключе, т.е. детализированной до такой степени, чтобы можно было без дополнительной обработки правильно отнести данные на нужный субсчет.

В конце отчетного периода совокупный дебетовый оборот по каждому субсчету будет определять фактические бюджетные данные.

Задолженность покупателей за проданную продукцию. Поступление выручки (по отгрузке) формируется по видам продукции и/или видам деятельности. Кредитовый оборот по субсчету 90-1 "Выручка" составит величину выручки организации по продажным ценам.

Списание производственной себестоимости. Происходит прямое списание производственной себестоимости продукции. В данной статье для упрощения мы не применяем счет 43 "Готовая продукция". Порядок записей приведен в табл.4.

Таблица 4

Дебет счета

Кредит счета

90-2 "Производство. Деталь 1"

20 "Цех 1. Деталь 1"

90-2 "Производство. Деталь 2"

20 "Цех 1. Деталь 2"

90-3 "Производство. Деталь 3"

20 "Цех 2. Деталь 3"

90-3 "Розничная торговля"

44 "Магазин"

 

Списание общепроизводственных расходов. Общепроизводственные затраты списываются пропорционально выбранному критерию (заработная плата, материалы и пр.).

Для нашего примера списание будет выглядеть, как в табл.5.

 

Таблица 5

Дебет счета

Кредит счета

Способ списания

90-2 "Производство

25 "Цех 1"

"Деталь 1"

Пропорционально заработной плате

90-2 "Производство

"Деталь 2"

 

90-2 "Производство

25 "Цех 2"

"Деталь 3"

Прямо

Информация о работе Место счетов управленческого учета в рабочем плане счетов бухгалтерского учета организации