Методика аудита учетной политики ОАО «Ростелеком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы состоит в изучении порядка формирования учетной политики, анализа ее содержания и соблюдения основных принципов для определения направлений деятельности организации по совершенствованию учетной и налоговой политики в целях повышения финансово-экономической эффективности организации.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 75.86 Кб (Скачать файл)

То есть, поясняя приведенные  выше положения необходимо отметить: при формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Выбранный организацией способ ведения бухгалтерского учета, отсутствующий  в системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета в РФ на момент принятия учетной политики должен быть всесторонне обоснован, исходя из основополагающих принципов формирования достоверной  информации, что должно свидетельствовать  о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы. Необоснованные способы бухгалтерского учета не должны подтверждаться аудиторскими организациями  как обеспечивающие формирование достоверной  информации о финансовом положении  и финансовых результатов организаций.

При необходимости организация  определяет через механизм учетной  политики специфику формирования своих  активов – основных средств, нематериальных активов и т.д., или процессов  – капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т.п.

Если организация не может  сформировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета, используя  установленные нормативными документами  по бухгалтерскому учету правила, она  вправе не применять данные правила, раскрыв данную информацию в пояснении  к бухгалтерской отчетности.

Применение иных способов бухгалтерского учета по сравнению  с общеустановленными должно быть аргументировано  и обосновано.

Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в  отношении одного и того же способа  бухгалтерского учета и при этом практически невозможно однозначно определиться с правильностью той  или иной трактовки, рекомендуется  воспользоваться инструментом учетной  политики.

Таким образом, учетная политика организации является уникальным средством, с помощью которого осуществляется процесс реальной либерализации  системы бухгалтерского учета, происходит совершенствование нормативной  системы по бухгалтерскому учету  и бухгалтерской отчетности и  разрешаются противоречия действующего законодательства.

Если организация, используя  инструменты учетной политики, сможет обосновать применение того или иного  способа бухгалтерского учета, что  в свою очередь будет считаться  элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, и будет выражаться в разработке институтов, понятий и терминов, то при отсутствии данного способа, трактуемого специально для целей  налогообложения в Налоговом  кодексе РФ, будет для целей  налогообложения действовать бухгалтерский  способ. Такая законодательная позиция имеет место в настоящее время

Следовательно, учетная политика организации является в настоящее  время также и важным инструментом налогового планирования в организациях.

 

1.3 Нормативное  регулирование формирования учетной  политики

 

Учетная политика является наиважнейшим внутренним документом, включающим в себя методику ведения  бухгалтерского и налогового учета  на конкретном предприятии.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский  учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей  структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Учетная политика складывается из большого количества методов и  способов ведения бухгалтерского учета  по всем участкам, а в частности  определяет метод отражения поступления и списания основных средств, нематериальных активов, начисления их амортизации, принятия, движения и списания товарно-материальных ценностей, способ распределения накладных расходов, порядок создания резервов и т.д.

Следовательно, в нормативную  базу входит большое количество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок  формирования учетной политики.

При этом в системах бухгалтерского и налогового учета подходы к  формированию учетной политики различны.

Основным нормативным  документом, регламентирующим порядок  формирования учетной политики является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.

В указанном Положении  по учетной политике установлены  допущения и требования, которые  являются основными моментами для  организации при принятии учетной  политики.

Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления.

Определяя учетную политику, необходимо учитывать следующие  основные требования:

  1. требование полноты: в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции;
  2. требование своевременности: каждую операцию необходимо учитывать в том периоде, в котором она совершена (независимо от времени фактического получения или выплаты денег);
  3. требование осмотрительности: организация скорее признает расходы и обязательства, чем возможные доходы;
  4. требование приоритета содержания перед формой: при учете операций следует исходить не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;
  5. требование непротиворечивости: данные аналитического и синтетического учета должны быть тождественны;
  6. требование рациональности: затраты на ведение бухгалтерского учета должны соответствовать условиям хозяйственной деятельности и величине организации.

При этом при формировании учетной политики предлагается:

  1. что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);
  2. что организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);
  3. что учетная политика организации применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики);
  4. что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

В систему регулирования  формирования учетной политики также  входят нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета отдельных  видов активов и пассивов. А  в частности:

  • Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;
  • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н (ред. от 25.10.2010 N 132н);
  • ПБУ 6/01«Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (ред. от 24.12.2010 N 186н);
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н; (ред. от 27.04.2012 N 55н)
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № З3н; (ред. от 27.04.2012 N 55н)
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н; (ред. от 24.12.2010 N 186н)
  • ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н. (ред. от 27.04.2012 N 55н)
  • ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н. (ред. от 27.04.2012 N 55н)
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н; (ред. от 08.11.2010 N 142н)
  • другие нормативно-правовые документы.

Основным документом, регламентирующим порядок формирования учетной политики для целей налогового учета является Налоговый кодекс Российской Федерации.

 

1.4 Порядок составления  учетной политики организации

 

Процесс формирования учетной  политики организации состоит из следующих последовательных этапов:

  1. Определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  2. Выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  3. Выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  4. Идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
  5. Отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;
  6. Оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности все перечисленные этапы являются строго необходимыми: каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.

На первом этапе устанавливается  предмет учетной политики, ибо  конкретная организация имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной  деятельности). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают  влияние на разработку учетной политики. Третий этап формирование подразумевает  анализ общепризнанных допущений в  построении учетной политики с точки  зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения учета; отбор ведется из всего множества теоретически возможных (предусмотренных нормативными документами) способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений выявленных на втором этапе факторов выбора. Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для конкретной организации; выбор производится посредством проверки каждого способа, отработанного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев. На заключительном, шестом, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы удовлетворять формальным требованиям к ней.

Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться  важнейшее условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах.

Вся совокупность решаемых методом учетной политики вопросов делится на методические и организационно-технические.

Методические аспекты  – это те аспекты учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее финансового  состояния:

В методическом разделе устанавливаются:

  1. Способы амортизации основных средств и нематериальных активов;
  2. Порядок учета и списания в производство сырья и материалов;
  3. Перечень резервов, который будет составлять предприятие;
  4. Порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.

Организационно – технические  аспекты – приемы и методы организации  технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед  информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических  решений.

В организационно-техническом  разделе предусматриваются:

1. Рабочий план счетов  бухгалтерского учета. В нем  должны быть как синтетические,  так и аналитические счета,  на которых ведется учет.

2. Формы первичных учетных  документов для хозяйственных  операций, по которым не утверждены  типовые бланки. В этих документах  обязательно должны быть предусмотрены  реквизиты, которые перечислены  в ст. 9 ФЗ от 21 ноября 1996 года №  129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3. Формы регистров налогового  учета. В этих формах необходимо  указывать реквизиты, приведенные  в ст. 313 НК РФ;

4. Правила документооборота. Устанавливая эти правила, следует  руководствоваться Положением о  документах и документообороте  в бухгалтерском учете (утвержденным  Минфином СССР от 29 июля 1983 года  № 105);

5. Порядок контроля за хозяйственными операциями.

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной  политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными  пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенные способы  ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской  отчетности предприятия за отчетный год.

Информация о работе Методика аудита учетной политики ОАО «Ростелеком