Методы оценки нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Вопросы методики и организации учета данного вида имущества активно обсуждаются во всем мире. Можно смело сказать, что нематериальные активы – один из самых проблемных в настоящее время вопросов российской методологии бухгалтерского учета. Проблема коммерческого использования результатов деятельности объектов нематериальных активов в современной практике — комплексная, многогранная проблема, включающая в себя правовые, технологические, экономические, производственные, социальные и психологические вопросы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….………….3
Глава 1. Оценка нематериальных активов предприятия….…….………………………………4
1.1. Нематериальные активы организации и их использование………………………………4
1.2. Цели и задачи оценки стоимости нематериальных активов……………………………...5
1.3. Методы оценки нематериальных активов…………………………………………………7
1.3.1. Доходный подход…..…………………………………………………………………….8
1.3.2. Сравнительный подход…..………………………………………………………………9
1.3.3. Затратный подход………..……………………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………………………………....17
Библиографический список……………………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

metody_ocenki_nematerial'nykh_aktivov.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Ставка роялти такова, что выплаты по ней обычно не являются для производителя ощутимой потерей, а владельцу нематериальных активов периодически начисляется относительно высокая сумма. Поэтому ставки роялти определены, с точки зрения автора, как стихийно сложившийся и принятый в международной практике компромисс между интересами производителя и изобретателя, владельца и покупателя. Причем этот компромисс исторически сложился во времена полного диктата производителя и относительной слабости правовых и рыночных позиций изобретателей и владельцев нематериальных активов. В прежнее время организация внедрения нововведений представляла большую проблему. И если на данном производстве владельцу патента отказывали во внедрении, то шансов внедрить нематериальные активы в другом месте, как правило, было крайне мало.

Сейчас положение в  мире существенно меняется в пользу владельцев нематериальных активов:

различные компании и  фирмы организуют системы поиска, генерации и фильтрации полезных идей;

создается множество  венчурных фирм;

нематериальные активы закладываются в многочисленные инвестиционные проекты;

информационные системы  и издания рекламируют новые  высокоэффективные идеи.

Дальновидные бизнесмены продают ценные патенты лишь при  острой необходимости и в последнюю  очередь. Хорошие идеи стали «сытно»  кормить своих владельцев, превратились в дорогой товар [Л.10.С.44].

Методология оценки нематериальных активов с использованием роялти предполагает знание всего жизненного цикла объекта, реально предсказать  который бывает почти невозможно. Тем более не удается обычно достоверно рассчитать массу прибыли по всем жизненному циклу нематериальных активов ввиду того, что, как правило, не удается обосновать ожидаемое моральное старение нематериальных активов. Поэтому использование роялти для расчетов стоимости нематериальных активов представляется неэффективным.

Более правильным представляется расчет стоимости нематериальных активов  с использованием массы прибыли  за некий обозримый период (лишь несколько лет). Но прибыль, полученную от реализации данных нематериальных активов, было бы разумнее делить поровну между продавцом и покупателем нематериальных активов в течение определенного срока,  владельцем нематериальных активов и производителем продукции, его содержащей.

Проблема определения  платежей за использование ноу-хау, изобретения или другого объекта интеллектуальной собственности заключается в том, что для их внедрения в производство требуются инвестиции. Чистый доход от использования ноу-хау или изобретения является частью чистого дохода от реализации определенного инвестиционного проекта. Поэтому сначала разрабатывается инвестиционный проект, составляется бизнес-план, в котором рассчитывают ожидаемый ежегодный чистый доход. Затем выделяют ту часть чистого дохода, которую можно отнести к используемому объекту интеллектуальной собственности. Применяемый при этом долевой коэффициент рассчитывается с учетом фактора получения экономии. Так, применение ноу-хау или изобретения дает прирост чистого дохода предприятия за счет таких факторов, как снижение себестоимости продукции, увеличения объема продаж, увеличения цены за продукцию за счет роста качества. Нужно также иметь ввиду, что применение некоторых ноу-хау позволяет снизить величину налога на прибыль.

Задача упрощается, если инвестиции не требуются. Например, что  при оценке стоимости товарного знака, приобретаемого предприятием у другой авторитетной фирмы, достаточно рассчитать прирост чистого дохода предприятия вследствие увеличения цены и расширения рынка сбыта, но при этом нужно вычесть дополнительные расходы на удовлетворение требований обладателя товарного знака. Кстати, стоимость товарного знака может измеряться значительной суммой.

Особое внимание следует  обратить на выбор ставки дисконта. Как уже отмечалось, ставка дисконта складывается из безрисковой ставки и премии за риск.

Когда оцениваются объекты  интеллектуальной собственности, премия за риск выбирается повышенной, так  как вложения в эти объекты  отличаются большой рискованностью.

Срок полезного применения объекта интеллектуальной собственности  оценивается предприятием самостоятельно и зависит от сроков старения передаваемых знаний (опыта) и возможного раскрытия их конфиденциальности. Этот период соответствовать двадцатилетнему периоду действия патента РФ на изобретение или семнадцатилетнему сроку действия патента США. При определении срока действия договор на передачу ноу-хау в международной практике принятым считается срок, равный пяти годам, а по отдельным договорам он изменяется в пределах от двух до десяти лет.

Стоимость деловой репутации  предприятия или гудвилла определяется методом избыточной рентабельности, который можно рассматривать как частный случай метода капитализации. Оценку гудвилла выполняют как составную процедуру оценки стоимости предприятия в целом. Исходят из того положения, что гудвилл – это те нематериальные активы, благодаря которым рентабельность собственного капитала предприятия превышает среднеотраслевую рентабельность. Расчеты выполняют в такой последовательности:

1.        Анализируют данные о результатах деятельности предприятий отрасли, к которой относится данное предприятие, и вычисляют среднее по отрасли значение показателя рентабельности собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия).

2.        Определяют чистую прибыль предприятия при среднеотраслевом уровне рентабельности, для чего среднеотраслевой показатель рентабельности умножают на собственные средства предприятия.

3.        Определяют избыточную прибыль; при этом из фактической чистой прибыли вычитается чистая прибыль при среднеотраслевой рентабельности.

4.        Методом капитализации, то есть делением избыточной прибыли на коэффициент капитализации определяют стоимость гудвилла.

Имеется целый ряд  нематериальных активов, стоимость  которых может быть оценена только на основе затратного подхода. Методом расчета сметных затрат определяется и учитывается стоимость таких нематериальных активов, как целевые организационные расходы, стоимость результатов НИОКР, стоимость промышленных образцов, стоимость лицензий на право заниматься определенными видами деятельности и т.д. Стоимость определяется как итог затрат по схеме расходов плюс прибыль.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе проведенной научно-исследовательской  работы можно сделать вывод о  том, что на сегодняшний день роль нематериальных активов в имуществе организации или предприятия растет. Быстрые качественные технические изменения, распространение информационных технологий, усложнение и интеграция финансового рынка России – все это требует более детального изучения и более емкого, полного использования объектов нематериальных активов.

Поэтому важнейшим вопросом в активизации использования  нематериальных активов на предприятиях является оценка их стоимости, учет которой  необходим не только в производственном процессе, но и при других хозяйственных операциях организации.

В учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной  и остаточной стоимости. Можно выделить три подхода к оценке стоимости  нематериальных активов:

1.доходный подход, когда  стоимость объекта нематериальных  активов принимается на уровне  текущей стоимости тех преимуществ,  которые имеет предприятие от  его использования;

2. сравнительный подход - используется при оценке рыночной стоимости нематериальных активов исходя из данных о недавно совершенных сделках с аналогичными нематериальными активами;

3. затратный подход, когда  определяется стоимость воспроизводства. При этом нематериальные активы оцениваются как сумма затрат на их создание, приобретение и введение в действие.

Каждый из этих методов  требует особого подхода к  оценке активов. Выбор подходящего  способа оценки стоимости нематериальных активов зависит от конкретных условий  и ситуаций, хотя немаловажную роль здесь играет и разновидность  объектов оценки. Если одни активы при оценке являются универсальными, то такие как целевые организационные расходы, стоимость результатов НИОКР и т.д. могут быть оценены только на основе затратного подхода.

Процесс определения  стоимости этого вида имущества  предприятия или организации достаточно сложен, требует большого внимания, знания и способности ориентироваться в современных условиях, но ведь нематериальные активы – это не просто патенты, лицензии и другие объекты интеллектуальной собственности. Это основа, фундамент существования и развития производства и экономики в целом в условиях современных рыночных отношений, когда особое предпочтение отдается наукоемкому производству и сфере НИОКР.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Николаева С.А., Бакшинскас В.Ю., Скапенкер М.Ю. Нематериальные активы. Правовое регулирование, учет, налогообложения. Москва. «Аналитика-Пресс», 1998 .
  2. Т.Б. Крылова Что такое НА. «Бухгалтерский учет», № 7 1992
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2000 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №91н.
  4. Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  5. Большая Российская энциклопедия бухгалтера. Т.2. – М.: Информцентр ХХI века, 2002.
  6. Закон ВС РФ  «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров РФ» от 1992 г. № 3520-1.
  7. А.П. Ковалев.   Как оценить имущество предприятия. Москва. Финстатинформ, 1996 .
  8. Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
  9. Л.З. Шнейдман Учет новых видов имущества и операций. «Бухгалтерский учет», 1993.
  10. Н.В.Сорокин Новый подход к оценке нематериальных активов. «Бухгалтерский учет», №14 2001.

Информация о работе Методы оценки нематериальных активов