Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 05:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ создания, разработки и применения международных стандартов аудита, как на международном уровне, так и на национальном.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
проанализировать роль международных стандартов аудита в современном мире;
рассмотреть международные организации, занимающиеся вопросами создания и применения МСА в аудиторской деятельности;
раскрыть сущность МСА, а также рассмотреть группировку МСА;
проанализировать и выявить особенности применения МСА в России;
сравнить международные стандарты аудита и российские правила (стандарты) по аудиторской деятельности, выявить проблемы их применения и пути решения данных проблем.
Введение……………………………………………………………….………3
1.Роль международных стандартов аудита в аудиторской деятельности………………………………………………………..….….6
1.1.Место и роль МСА в системе экономических отношений……….6
Факторы, влияющие на развитие МСА……………………………10
Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности………………………………………..12
2 Значение и применение международных стандартов аудита ….…….15
2.1. Значение IAASB в области МСА.……............................................15
2.2. Назначение, структура и группировка МСА…………………….18
2.3. Применение МСА……………………………….………………….20
3. Анализ использования МСА в России………………………….……..22
3.1. МСА и российские правила аудиторской деятельности ………...22
3.2. Проблемы и тенденции внедрения МСА в России ……..………..27
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников………...…………….........................34
Приложение 1. МСА и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности по состоянию на 1 января 2008г……………………………35
Приложение 2. Группировка МСА и их содержание…………………….38
Следует обратить внимание на несколько необычное двойное наименование таких регламентирующих документов, как правила (стандарты). С одной стороны, это связано с тем, что документы действительно представляют собой общие правила проведения аудита, а с другой - это аналог стандартов аудита, существующих в развитых странах либо принятых профессиональными международными ассоциациями (не путать с инженерно-техническими документами, также традиционно называемыми у нас стандартами, для утверждения которых существуют специальные организации и процедуры).
Российская экономика нуждается в западных инвестициях в конкретные предприятия, для получения которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Основным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом.
Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, считающие, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране международных стандартов аудита или местных стандартов, основанных на них. При этом они ссылаются на то, что большинство клиентов гораздо сильнее заинтересованы в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном "подтверждении достоверности". К сожалению, в России пока мало квалифицированных инвесторов, действительно анализирующих баланс и данные о прежних прибылях, чтобы принять решение об инвестировании.
Ключевой проблемой при внедрении международных стандартов аудита является контроль выполнения их аудиторскими фирмами. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда позволяет им разбираться в тонкостях методики аудита. Не в состоянии государство и ассигновать достаточные средства на рост штата государственных проверяющих. У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля.
В отличие от государственных органов общественные организации аудиторов могли бы наладить систему взаимопроверок качества аудита и соблюдения стандартов среди своих членов. Решился бы и вопрос финансирования таких проверок, например, за счет членских взносов участников объединений. Квалифицированные специалисты, разбирающиеся в методике и стандартах аудита, в сезон пониженной нагрузки аудиторов могли бы по согласованному графику проверять друг друга. Однако возникают опасения, что такие проверки будут недостаточно строгими. В настоящее время в России существует большое количество профессиональных объединений, конкурирующих между собой за приток новых членов и поступление от них членских взносов и объективно не заинтересованных в том, чтобы отпугивать специалистов и аудиторские организации строгими требованиями. Кроме того, некоторые аудиторы опасаются, что пришедшие к ним с проверкой коллеги из другой аудиторской фирмы могут переманивать клиентов, заимствовать методические секреты и "ноу-хау", постараются убрать конкурента, ложно обвинив его в низком качестве аудита.
Одна из проблем, связанных с внедрением международных стандартов аудита в российскую практику, заключается в том, что российские аудиторы плохо представляют себе, что понимается под международными стандартами аудита; далеко не все российские аудиторы хорошо знакомы даже с отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, хотя они опубликованы на русском языке и не раз комментировались специалистами.
На современном этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и сами экономические субъекты, нормальное развитие которых зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Для того чтобы привлечь финансовые вложения, экономический субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчетность - вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.
За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности. Появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности стал одним из важнейших инструментов, способствующих повышению качества бухгалтерской отчетности, и составляющей его является достоверность такой отчетности. Ни один солидный западный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность. Ни один серьезный инвестор не будет работать с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.
Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые содержатся в отчетности. Аудиторское заключение должно давать пользователям ответы на вопросы: дает ли отчетность подлинное и объективное представление о финансовом положении и финансовых результатах, составлена ли отчетность в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.
Определение цели аудита дано в ФЗ "Об аудиторской деятельности"; она заключается в выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта и соответствии ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.
Однако недостаточно проверять отчетность на простое соответствие нормативным документам, регулирующим правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Необходимо также проверить, обеспечивают ли способы отражения объектов бухгалтерского учета для данного предприятия достоверности их отражения в бухгалтерской отчетности. В ходе проверки аудитор обязан определить выбранные предприятием способы бухгалтерского учета, отрицательно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности.
Для целей развития и регулирования аудиторской деятельности необходимо также совершенствовать методику аудита, аудиторские стандарты и стандарты бухгалтерского учета, важно обеспечить четкое распределение полномочий между государственными органами, регулирующими аудиторскую деятельность, и общественными организациями, что требует всестороннего изучения международного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев тему «Международные стандарты аудита» можно сделать следующие выводы:
По мере налаживания и развития рыночных отношений, появления крупных компаний и расширения сфер их деятельности связей на внутреннем и внешнем рынках начали закладываться основы адекватной этим процессам международной системы аудита. В современном мире, где происходят интеграционные процессы роль стандартизации аудиторской деятельности только усиливается.
Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров (МФБ, или IFAC) , а именно Совету по международным стандартам аудита и гарантии достоверности (IAASB).
В различных странах подход к использованию стандартов аудита может быть различен. В наиболее развитых странах мира применяют самостоятельно разработанные и утвержденные стандарты, которые весьма близки к МСА по содержанию, хотя могут значительно отличаться по форме. В развивающихся странах часто утверждают в качестве стандартов МСА как таковые, с комментариями или без. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации избрала путь разработки самостоятельных правил (стандартов), подготовленных на базе МСА.
В России существуют три общедоступных комплекта аудиторских стандартов и в настоящее время развернут процесс пересмотра и утверждения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в основу которых положены Международные стандарты аудита.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные стандарты аудита: учебное пособие/С.П. Суворова, Н.в. Парушина, Е.В. Галкина- М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007-320с.
Приложение 1
Международные и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности
по состоянию на 1 января 2008г.
Документы IAASB | |
№ |
Русский перевод наименования |
Глоссарий | |
Международная концептуальная основа заданий, обеспечивающих уверенность | |
1 |
Контроль качества работы в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки финансовой информации, а также выполняющих иные задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги |
200 |
Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности |
210 |
Условия заданий по аудиту |
220 |
Контроль качества работы при аудите исторической финансовой информации |
230 |
Аудиторская документация |
240 |
Ответственность аудитора при рассмотрении мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности |
250 |
Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности |
260 |
Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление |
300 |
Планирование аудита финансовой отчетности |
315 |
Понимание деятельности организации и окружения и оценка риска существенных искажений |
320 |
Существенность в аудите |
330 |
Аудиторские процедуры, соответствующие оцененным рискам |
Приложение 1. Продолжение
402 |
Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций |
25 |
Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация | |
500 |
Аудиторские доказательства |
5** |
Аудиторские доказательства | |
501 |
Аудиторские доказательства -- дополнительное рассмотрение особых статей |
17 |
Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях | |
505 |
Внешние подтверждения |
18 |
Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников | |
510 |
Первичные задания -- начальные сальдо |
19 |
Особенности первой проверки аудируемого лица | |
520 |
Аналитические процедуры |
20 |
Аналитические процедуры | |
530 |
Аудиторская выборка и другие процедуры тестирования |
16 |
Аудиторская выборка | |
540 |
Аудит оценочных значений |
21 |
Особенности аудита оценочных значений | |
545 |
Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости |
39 |
Аудит оценки по справедливой стоимости | |
550 |
Связанные стороны |
9 |
Аффилированные лица | |
560 |
Последующие события |
10 |
События после отчетной даты | |
570 |
Непрерывность деятельности |
11 |
Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица | |
580 |
Заявления руководства |
23 |
Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица | |
600 |
Использование работы другого аудитора |
28 |
Использование результатов работы другого аудитора | |
610 |
Рассмотрение работы внутреннего аудита |
29 |
Рассмотрение работы внутреннего аудита | |
620 |
Использование работы эксперта |
Использование аудитором работы эксперта | ||
700 |
Независимое аудиторское заключение по финансовой отчетности общего назначения |
6 |
Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности | |
701 |
Модификации заключения независимого аудитора |
|||
710 |
Сопоставления |
26 |
Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности | |
720 |
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность |
27 |
Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность | |
800 |
Отчет независимого аудитора по аудиторским заданиям специального назначения |
* ** |
Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям | |
1000 |
Процедуры межбанковского подтверждения |
Информация о работе Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета