Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ создания, разработки и применения международных стандартов аудита, как на международном уровне, так и на национальном.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
проанализировать роль международных стандартов аудита в современном мире;
рассмотреть международные организации, занимающиеся вопросами создания и применения МСА в аудиторской деятельности;
раскрыть сущность МСА, а также рассмотреть группировку МСА;
проанализировать и выявить особенности применения МСА в России;
сравнить международные стандарты аудита и российские правила (стандарты) по аудиторской деятельности, выявить проблемы их применения и пути решения данных проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………3
1.Роль международных стандартов аудита в аудиторской деятельности………………………………………………………..….….6
1.1.Место и роль МСА в системе экономических отношений……….6
Факторы, влияющие на развитие МСА……………………………10
Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности………………………………………..12
2 Значение и применение международных стандартов аудита ….…….15
2.1. Значение IAASB в области МСА.……............................................15
2.2. Назначение, структура и группировка МСА…………………….18
2.3. Применение МСА……………………………….………………….20
3. Анализ использования МСА в России………………………….……..22
3.1. МСА и российские правила аудиторской деятельности ………...22
3.2. Проблемы и тенденции внедрения МСА в России ……..………..27
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников………...…………….........................34
Приложение 1. МСА и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности по состоянию на 1 января 2008г……………………………35
Приложение 2. Группировка МСА и их содержание…………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая.rtf

— 600.89 Кб (Скачать файл)

Следует обратить внимание на несколько необычное двойное наименование таких регламентирующих документов, как правила (стандарты). С одной стороны, это связано с тем, что документы действительно представляют собой общие правила проведения аудита, а с другой - это аналог стандартов аудита, существующих в развитых странах либо принятых профессиональными международными ассоциациями (не путать с инженерно-техническими документами, также традиционно называемыми у нас стандартами, для утверждения которых существуют специальные организации и процедуры).

Российская экономика нуждается в западных инвестициях в конкретные предприятия, для получения которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Основным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом.

Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, считающие, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране международных стандартов аудита или местных стандартов, основанных на них. При этом они ссылаются на то, что большинство клиентов гораздо сильнее заинтересованы в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном "подтверждении достоверности". К сожалению, в России пока мало квалифицированных инвесторов, действительно анализирующих баланс и данные о прежних прибылях, чтобы принять решение об инвестировании.

Ключевой проблемой при внедрении международных стандартов аудита является контроль выполнения их аудиторскими фирмами. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда позволяет им разбираться в тонкостях методики аудита. Не в состоянии государство и ассигновать достаточные средства на рост штата государственных проверяющих. У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля.

В отличие от государственных органов общественные организации аудиторов могли бы наладить систему взаимопроверок качества аудита и соблюдения стандартов среди своих членов. Решился бы и вопрос финансирования таких проверок, например, за счет членских взносов участников объединений. Квалифицированные специалисты, разбирающиеся в методике и стандартах аудита, в сезон пониженной нагрузки аудиторов могли бы по согласованному графику проверять друг друга. Однако возникают опасения, что такие проверки будут недостаточно строгими. В настоящее время в России существует большое количество профессиональных объединений, конкурирующих между собой за приток новых членов и поступление от них членских взносов и объективно не заинтересованных в том, чтобы отпугивать специалистов и аудиторские организации строгими требованиями. Кроме того, некоторые аудиторы опасаются, что пришедшие к ним с проверкой коллеги из другой аудиторской фирмы могут переманивать клиентов, заимствовать методические секреты и "ноу-хау", постараются убрать конкурента, ложно обвинив его в низком качестве аудита.

Одна из проблем, связанных с внедрением международных стандартов аудита в российскую практику, заключается в том, что российские аудиторы плохо представляют себе, что понимается под международными стандартами аудита; далеко не все российские аудиторы хорошо знакомы даже с отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, хотя они опубликованы на русском языке и не раз комментировались специалистами.

На современном этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и сами экономические субъекты, нормальное развитие которых зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Для того чтобы привлечь финансовые вложения, экономический субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчетность - вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.

За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности. Появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности стал одним из важнейших инструментов, способствующих повышению качества бухгалтерской отчетности, и составляющей его является достоверность такой отчетности. Ни один солидный западный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность. Ни один серьезный инвестор не будет работать с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые содержатся в отчетности. Аудиторское заключение должно давать пользователям ответы на вопросы: дает ли отчетность подлинное и объективное представление о финансовом положении и финансовых результатах, составлена ли отчетность в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.

Определение цели аудита дано в ФЗ "Об аудиторской деятельности"; она заключается в выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта и соответствии ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

Однако недостаточно проверять отчетность на простое соответствие нормативным документам, регулирующим правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Необходимо также проверить, обеспечивают ли способы отражения объектов бухгалтерского учета для данного предприятия достоверности их отражения в бухгалтерской отчетности. В ходе проверки аудитор обязан определить выбранные предприятием способы бухгалтерского учета, отрицательно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности.

Для целей развития и регулирования аудиторской деятельности необходимо также совершенствовать методику аудита, аудиторские стандарты и стандарты бухгалтерского учета, важно обеспечить четкое распределение полномочий между государственными органами, регулирующими аудиторскую деятельность, и общественными организациями, что требует всестороннего изучения международного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев тему «Международные стандарты аудита» можно сделать следующие выводы:

По мере налаживания и развития рыночных отношений,  появления крупных компаний и расширения сфер их деятельности связей на внутреннем и внешнем рынках начали закладываться основы адекватной этим процессам международной системы аудита. В современном мире, где происходят интеграционные процессы роль стандартизации аудиторской деятельности только усиливается.

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров (МФБ, или IFAC) , а именно Совету по международным стандартам аудита и гарантии достоверности (IAASB).

В различных странах подход к использованию стандартов аудита может быть различен. В наиболее развитых странах мира применяют самостоятельно разработанные и утвержденные стандарты, которые весьма близки к МСА по содержанию, хотя могут значительно отличаться по форме. В развивающихся странах часто утверждают в качестве стандартов МСА как таковые, с комментариями или без. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации избрала путь разработки самостоятельных правил (стандартов), подготовленных на базе МСА.

В России существуют три общедоступных комплекта аудиторских стандартов и в настоящее время развернут процесс пересмотра и утверждения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в основу которых положены Международные стандарты аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон от 7 августа 2001г.  № 119-ФЗ  «Об аудиторской деятельности».
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  3. Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999).-  М.:МЦРСБУ, 2000.
  4. Международные стандарты аудита: учебное пособие/Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобов- 3-е изд., стер -М.: КНОРУС, 2007 - 400с

Международные стандарты аудита: учебное пособие/С.П. Суворова, Н.в. Парушина, Е.В. Галкина- М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007-320с.

  1. Галузина С.М., Пупшис Г.Ф.Международный учет и аудит: учебник. - СПб.: Питер, 2006.- 272 с.
  2. Панкова С.В., Панкова Н.И. Международные стандарты аудита: учебник.-2-е изд. -М.: Магистр, 2008 -287с
  3. Международная Федерация Бухгалтеров. Режим доступа: World Wide Web.URL: http://www.ifac.org
  4. Российская коллегия аудиторов. Режим доступа: World Wide Web.URL: http://www.rkanp.ru

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 Международные и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности

по состоянию на 1 января 2008г.

 

 

Документы IAASB

Русский перевод наименования

 

Глоссарий

 

Международная концептуальная основа заданий, обеспечивающих уверенность

1

Контроль качества работы в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки финансовой информации, а также выполняющих иные задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги

200

Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности

210

Условия заданий по аудиту

220

Контроль качества работы при аудите исторической финансовой информации

230

Аудиторская документация

240

Ответственность аудитора при рассмотрении мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности

250

Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности

260

Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление

300

Планирование аудита финансовой отчетности

315

Понимание деятельности организации и окружения и оценка риска существенных искажений

320

Существенность в аудите

330

Аудиторские процедуры, соответствующие оцененным рискам


Приложение 1. Продолжение

402

Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций

25

Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

500

Аудиторские доказательства

5**

Аудиторские доказательства

501

Аудиторские доказательства -- дополнительное рассмотрение особых статей

17

Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

505

Внешние подтверждения

18

Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

510

Первичные задания -- начальные сальдо

19

Особенности первой проверки аудируемого лица

520

Аналитические процедуры

20

Аналитические процедуры

530

Аудиторская выборка и другие процедуры тестирования

16

Аудиторская выборка

540

Аудит оценочных значений

21

Особенности аудита оценочных значений

545

Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости

39

Аудит оценки по справедливой стоимости

550

Связанные стороны

9

Аффилированные лица

560

Последующие события

10

События после отчетной даты

570

Непрерывность деятельности

11

Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

580

Заявления руководства

23

Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

600

Использование работы другого аудитора

28

Использование результатов работы другого аудитора

610

Рассмотрение работы внутреннего аудита

29

Рассмотрение работы внутреннего аудита

620

Использование работы эксперта

 

Использование аудитором работы эксперта

700

Независимое аудиторское заключение по финансовой отчетности общего назначения

6

Аудиторское заключение

по финансовой (бухгалтерской)

отчетности

701

Модификации заключения независимого аудитора

   

710

Сопоставления

26

Сопоставимые данные

в финансовой (бухгалтерской)

отчетности

720

Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность

27

Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

800

Отчет независимого аудитора по аудиторским заданиям специального назначения

* **

Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям

1000

Процедуры межбанковского подтверждения

   

Информация о работе Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета