Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране ничего этого сделано не было. Аудит возник стремительно, столь же стремительно появилась и потребность в аудиторских стандартах.
На реализацию классического подхода просто не было ни времени, ни знаний. Такой подход помимо всего прочего предполагает значительную ясность относительно более общей системы (в нашем случае - это экономика в целом и, в первую очередь, информационная система, обслуживающая принятие экономических решений на уровне предприятия), в которую встраивается проектируемая. Тогда такой ясности не было.

Содержание работы

Основная часть
Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности

Файлы: 1 файл

efimova_tvorcheskaia_rabota.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Тульский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Бухгалтерский учет, анализ и аудит (курс 1)

Тема

Международные и отечественные  стандарты аудиторской деятельности

Фамилия студента

Ефимова

Имя студента

Дарья

Отчество студента

Евгеньевна

№ контракта

03200090302013


 

Содержание

 

        Основные данные  о работе

        Содержание

        Основная часть

            Международные и отечественные  стандарты аудиторской деятельности

Основная часть

 Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности

 

Для регулирования аудита за рубежом  используются система Международных  стандартов аудита (МСА), выпускаемых  Международной федерацией бухгалтеров (объединяющей 153 профессиональные ассоциации из 113 стран), и национальные аудиторские стандарты.

При этом наблюдается определенное господство МСА в отличие от стандартов бухгалтерского учета, где более  или менее на равных конкурируют  Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и американские стандарты бухгалтерского учета (GAAP).

 

В некоторых странах (Кипр, Нигерия  и др.) они выступают в роли национальных, но чаще национальные аудиторские  стандарты достаточно близки к МСА  или создаются на их базе с учетом местной специфики.

Специфические особенности России с позиций аудита и его регулирования заключаются в новизне аудита (как и других атрибутов рынка); широком распространении разнообразных финансовых нарушений; малом сроке существования отечественных аудиторских фирм; реформировании бухгалтерского учета; федеративном устройстве страны и т. д.

Классический подход к созданию различных систем характеризуется  тщательным изучением цели их создания, оценкой предполагаемых затрат и  результатов, исследованием эффективности  системы, разработкой технико-экономического обоснования, подробным сравнением нескольких возможных вариантов реализации и т. д.

В нашей стране ничего этого сделано  не было. Аудит возник стремительно, столь же стремительно появилась  и потребность в аудиторских  стандартах.

 

На реализацию классического подхода просто не было ни времени, ни знаний. Такой подход помимо всего прочего предполагает значительную ясность относительно более общей системы (в нашем случае - это экономика в целом и, в первую очередь, информационная система, обслуживающая принятие экономических решений на уровне предприятия), в которую встраивается проектируемая. Тогда такой ясности не было.

 

Работа над правилами (стандартами) проводилась под руководством Экспертного  совета Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России. Обычно после уточнения списка правил (стандартов) какой-либо очереди объявлялся конкурс на создание 1-й редакции, в котором участвовало, как правило, два разработчика (группы разработчиков); исключение составили правила (стандарты) первой очереди.

В феврале 1996 г. Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте РФ было одобрено первое правило "Порядок  составления аудиторского заключения к бухгалтерской отчетности" (аналог МСА 700).

 

В дальнейшем Комиссия принимала правила частями - 25 декабря 1996 г., 22 января и 16 июля 1998 г., 18 марта, 27 апреля, 20 августа и 20 октября 1999 г. и 11 июля 2000 г.

  В  октябре  2000 года при  участии Международного центра  по реформе  систем

бухгалтерского учета вышел  в свет первый официальный  перевод  международных

стандартов аудита (МСА) на русский  язык.

Таким образом, к настоящему времени  в рамках 6 очередей одобрено 37 отечественных  правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Нуждается в пояснении не совсем удобное двойное название "правила (стандарты)".

На Западе термин "стандарты" обозначает нормы, правила деятельности и т. п., в нашей же стране он много  лет имел "машиностроительный" оттенок, причем сама стандартизация была направлена на обеспечение легкой заменяемости узлов и деталей в технических системах. Поэтому данный термин в условиях России несколько лет тому назад был в аудите не вполне удачным.

То же относится к термину "правила", но уже по другим причинам. Во-первых, Указом Президента РФ от 22.12.93 г. N 2263 уже  были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, и использование термина "правила" ввело бы определенную терминологическую путаницу.

1 Понятие и классификация стандартов  аудиторской деятельности. В настоящее  время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты включают в  себя четыре основных вида:

1. Общие стандарты аудита (свод  профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения)

2. Рабочие стандарты аудита (положения  о необходимости планирования  работы аудитора, изучения и оценки  систем бухгалтерского учета  и средств внутреннего контроля, получения доказательств)

3. Стандарты отчетности (предусматривается указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверялась при аудите, разграничение функций между аудитором и администрацией, порядок составления и представления заключения)

4. Специфические стандарты, используемые  для аудита в отдельных областях деятельности.

 

Международные стандарты аудита выпускает  Международный комитет аудиторской  практики, действующей в рамках Международной  федерации бухгалтеров, которая  создана в 1977 г.

Международные стандарты аудита в настоящее  время включают 46 стандартов. Они структурированы и сгруппированы по следующим темам:

1. Стандарты по вводным положениям (ISА 100–199) выполняют функцию по  определению общих условий МСА  или рамок аудиторской деятельности (рамочная концепция). Они являются  основой для разработки новых стандартов, содержат список терминов, общие указания, как по аудиторской деятельности, так и по другим услугам, связанным с аудитом.

2. Стандарты, распределяющие обязанности  в рамках аудиторской деятельности (ISА 200–299), определяют условия заказа на аудит, примерное содержание договора на выполнение аудиторских услуг, а также условия, при которых аудиторский риск (риск положительного аудиторского заключения вопреки существенным ошибкам в отчетности) должен быть снижен до приемлемого минимума.

 

3.   Стандарты по планированию аудиторской  деятельности (ISА 300–399) требуют,  что при планировании аудиторской  проверки следует четко определить  круг проверяемых вопросов, состав  сотрудников, которые будут участвовать  в проверке (имеется ли достаточное количество сотрудников, достаточно ли они компетентны в вопросах, связанных с заказом), необходимость привлечения внешних экспертов, специалистов других аудиторских фирм

4.   Стандарты по использованию результатов  внутреннего контроля (ISА 400–499) исходят из принципа необходимости оценки в рамках внешнего контроля эффективности внутреннего контроля. В ходе планирования аудиторской проверки обязательно следует изучить общее отношение, осведомленность и практические действия руководства предприятия по отношению к системе внутреннего контроля.

5.   Стандарты, определяющие  аудиторские доказательства (ISА  500–599), устанавливают, что аудитор  должен получить достаточное  количество соответствующих доказательств,  позволяющих сделать обоснованное  аудиторское заключение, при этом  для получения аудиторских доказательств могут использоваться также внешние данные, подтверждающие те или иные элементы проверки. В этих стандартах приведены примеры процедур проверки.

6.   Стандарты, предусматривающие  работу аудитора с информацией  третьих лиц (ISА 600–699), регулируют вопросы использования информации других аудиторов, взаимодействие со службой внутреннего аудита, использования работы экспертов.

7.   Стандарты, посвященные  итоговым аудиторским заключениям  и отчетности (ISА 700–799), устанавливают, что заключения могут быть безусловно положительными, условно положительными и отрицательными. МСА также предусматривают возможность отказа от составления аудиторского заключения.

8.   Стандарты, регулирующие  специальные вопросы (ISА 800–899), определяют вопросы проверки  информации, ориентированной на будущее (финансовой информации, служащей основой для прогнозирования возможных событий в будущем).

9.   Стандарты, регулирующие  сопутствующие аудиту услуги (18А  900–999).

10. Стандарты, дополняющие положения  по вопросам международной практики аудита (IАРS 1000–1100).

11. Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения  при аудите финансовой отчетности. Кроме того, МСА применяются при  аудите иной информации и предоставлении  сопутствующих услуг. Их также  целесообразно использовать для создания национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг.

В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует  о возможности использования  национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

 

Национальные правила (стандарты) определены в соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»  следующим образом:

1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности обязательны для аудиторских  организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положении, в отношении  которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

 

4.   Федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности утверждаются  Правительством Российской Федерации.

5.   Профессиональные аудиторские  объединения вправе, если это  предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

6.   Аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы вправе  устанавливать собственные правила  (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

7.   Аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы в  соответствии с требованиями  законодательных и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Российские правила (стандарты) включают 11 групп, 10 из которых соответствуют  группам международных стандартов:

1 группа «Вводные замечания» включает 3 стандарта и содержит перечень терминов по аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и содержание сопутствующих услуг.

2 группа «Ответственность» состоит  из 9-ти стандартов, посвященных ответственности аудиторов и аудиторских фирм. В них рассмотрены вопросы внутреннего и внешнего контроля аудиторской деятельности, проверки соблюдения нормативных актов при проведении аудита, права и обязанности лиц, осуществляющих аудит, письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

3 группа «Планирование» представлена 3-мя стандартами, относящимися  к планированию аудиторской проверки.

4 группа «Внутренний контроль»  содержит 2 стандарта, которые имеют  отношение к процедурам внутреннего контроля, в том числе к условиям компьютерной обработки данных у клиента.

5 группа «Аудиторские доказательства»  охватывает 9 стандартов, посвященных  важнейшим аспектам аудита: методам  сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учете и др.

Информация о работе Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности