Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 23:05, реферат
Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
Международные стандарты
аудита (МСА) представляют собой единые
базовые требования, определяющие нормативные
требования к качеству и надежности
аудита и обеспечивающие определенный
уровень гарантии результатов аудиторской
проверки при их соблюдении. С изменением
экономических условий
На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.
Таким образом, значение стандартов состоит в том, что они:
– обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
– содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
– помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
– создают общественный имидж профессии;
– устраняют контроль со стороны государства;
– помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
Таким образом, МСА содержат:
– основные принципы;
– необходимые процедуры;
– рекомендации по применению принципов и процедур, и включают:
– введение, в котором отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором;
– разделы, излагающие суть стандарта;
– приложения.
На сегодняшний день стандарты делятся на 5 групп:
Таблица 1.
Структура международных стандартов аудита
Код |
Название группы стандартов | |
1 группа | ||
100-199 |
Вводные аспекты | |
200-299 |
Основные принципы и обязанности | |
300-499 |
Оценка рисков и связанные с этим действия | |
500-599 |
Аудиторские доказательства | |
600-699 |
Использование работы третьих лиц | |
700-799 |
Аудиторские выводы и подготовка заключений | |
800-899 |
Специальные области аудита | |
2 группа | ||
1000-1100 |
Положения по международной аудиторской практике | |
3 группа | ||
2000-2699 |
Стандарты обзорных проверок | |
4 группа | ||
3000-3399 |
Стандарты заданий, обеспечивающих уверенность | |
3400-3699 |
Специальные стандарты | |
5 группа | ||
4000-4699 |
Стандарты сопутствующих услуг |
Первая группа, которая именуется «Введение», предназначена для определения общих условий МСА или основ аудиторской деятельности и объединения стандартов по вводным положениям (МСА 100-199). В настоящее время данная подгруппа стандартов не действует.
Стандарты второй подгруппы «Общие принципы и обязанности» (МСА200-299) определяют цели и принципы аудита и финансовой информации.
Третья группа стандартов – Международные стандарты для заданий по обзорным проверкам (2000-2699). Данная группа стандартов предназначена для применения при проведении обзора отчетной и промежуточной финансовой информации.
Четвертая группа стандартов – Международные стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность (3000-3699), - включает в себя две подгруппы стандартов: «Стандарты, применимые ко всем заданиям, обеспечивающим уверенность», «Стандарты по специальным заданиям». Данная группа стандартов раскрывает порядок выполнения заданий по обеспечению уверенности, а также заданий по проверке прогнозной финансовой информации.
Четвертая группа стандартов
– Международные стандарты по
сопутствующим услугам (4000-4699) –
раскрывает цели, принципы, процедуры
и порядок составления
В отдельную группу выделены Положения по международной практике оказания сопутствующих услуг (ПМПСУ), целью которых является предоставление аудиторам дополнительных рекомендаций и разъяснений по применению положений МСА.
Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами.
Требования к взаимоотношениям внешних
аудиторов и органов, контролирующих
работу банков, устанавливает ПМАП
№1004 «Взаимоотношения между органами
банковского надзора и внешними
аудиторами». Во многих аспектах интересы
инспектора и аудитора аналогичны,
хотя объекты их внимания могут различаться.
Инспектора в первую очередь интересует
стабильность банка с точки зрения
защиты интересов вкладчиков, и поэтому
он проверяет его настоящую и
будущую жизнеспособность, используя
финансовую отчетность для оценки развития
его деятельности. Аудитора в первую
очередь интересует отчетность о
финансовом положении банка и
результатов его операций, и поэтому
он также рассматривает
Этот МСА не имеет российского аналога.
Аудит международных коммерческих банков.
Требования, предъявляемые
к аудиту международных банков, изложены
в ПМАП №1006 «Аудит международных
коммерческих банков». Он также не имеет
российского аналога. В нём нашли
отражение описание целей и процесса
аудита, определение условий
ПМАП №1006 обязывает аудитора
при оценке эффективности конкретных
контрольных процедур рассмотреть
среду, в которой функционирует
внутренний контроль:
− Организационную
структуру банка и способы делегирования
полномочий и
обязанностей;
− Качество контроля со стороны руководства;
− Масштаб и эффективность системы внутреннего аудита;
− Квалификацию основного персонала;
− Степень инспекционного контроля со стороны органов надзора.
Международные стандарты по компьютерным технологиям аудита.
На основе МСА №401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» разработан отечественный аналог «Аудит в условиях компьютерной обработки данных», на основе ПМАП №1009 «Методы аудита с использованием компьютеров» - соответствующий российский стандарт аудита «Проведение аудита с помощью компьютеров», на основе ПМАП №1008 «Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики КИС и связанные с ними вопросы» - «Оценки риска и внутренний контроль. Характеристика и учёт среды компьютерной и информационной систем».
Пока ещё не разработаны отечественные аналоги к ПМАП №1001 «Среда КИС – автономные микрокомпьютеры», ПМАП №1002 «Среда КИС – интерактивные компьютерные системы», ПМАП №1003 «Среда КИС – системы без данных».
Созданные российские правила (стандарты) отличаются от международных. Во-первых, российские правила ориентированы на более прогрессивные подходы к компьютеризации, поскольку созданы значительно позже международных стандартов. Во-вторых, они учитывают специфику российского бухгалтерского учёта и аудита, правового обеспечения и налогообложения. В-третьих, имеют необходимые ссылки на ранее созданные правила (стандарты), что показывает преемственность основных принципов и методов аудита, а также указывает на то, что эти стандарты ориентированы на более эффективное достижение цели аудита и описание особенностей реализации основных принципов и методов аудита в современных условиях.
Компьютерный аудит
Общие сведения о компонентах компьютерного аудита, основных понятиях и подходах к его организации можно получить на основании: МСА №401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» ( отечественный аналог – «Аудит в условиях компьютерной обработки данных») и на основе ПМАП №1009 «Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики КИС и связанные с ним вопросы» (отечественный аналог – «Проведение аудита с помощью компьютеров»). Эти два стандарта непосредственно связаны между собой, хотя первый больше имеет отношение к экономическому субъекту, а второй – непосредственно к аудиторам и аудиторским организациям.
В аудиторской организации
компьютеры могут использоваться для
автоматизации её управленческих работ
и проведения аудита экономических
субъектов. При этом понятие «использование
компьютеров для проведения аудита»
является весьма общим и может
включать ряд направлений использования
(виды выполняемых работ):
−
Несложные расчёты, печать типовых форм
аудиторских документов, опросных
листов, анкет и др.;
− Организацию нормативной правовой справочной базы в электронном виде
(системы типа «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс»);
− Проверку отдельных участков учёта (расчётов по основным средствам,
производственным запасам и др.);
− Комплексную проверку всех разделов и счетов бухгалтерского учёта, работы
персонала, проведения экономического анализа.
Дополнительные процедуры, которые необходимо соблюдать при проведении аудита в условиях компьютерных информационных систем (КИС), раскрывает МСА №401. Для целей данного МСА условия КИС существуют, когда субъект применяет компьютер любой модели или размера для обработки финансовой информации, существенной для аудита, независимо от того, используется компьютер данным субъектом или третьей стороной. В таких случаях аудитор должен рассмотреть, каким образом КИС влияет на аудит. При этом общая цель и объём аудита в среде КИС не меняются, однако его применение может оказать влияние на:
− Процедуры, соблюдаемые аудитором в процессе получения достаточного
представления о системах бухгалтерского учёта и внутреннего контроля;
− Анализ неотъемлемого риска и риска системы контроля, посредством чего
аудитор проводит оценку риска; разработку и осуществление аудитором тестов
контроля и процедур проверки по существу, необходимых для достижения целей
аудита.
Российским аналогом МСА №401 является Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных».
В целом указанный РСА по содержанию идентичен своему международному аналогу.
Особенности аудиторских доказательств при аудите в компьютерной среде.
Вопросы изучения и системы учета и отчетности и взаимосвязанных с ней систем внутреннего контроля в случае электронной обработки данных рассматривает МСА №1008 «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерных и информационных систем». В нем нашли отражение наиболее распространенные характеристики процесса электронной обработки данных, в том числе факторы, влияющие на его организационную структуру, характер обработки данных и процедуры, применяемые в системах учета и отчетности и внутреннего контроля.
ПМАП №1008 представляет собой дополнение к международному стандарту аудита №401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем». В нем рассматриваются вопросы изучения и оценки системы учета и отчетности и взаимосвязанных с ней систем внутреннего контроля в случае электронной обработки данных.
Российским аналогом ПМАП №1008 является отечественный стандарт аудита «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационных систем», цель которого- определение рисков аудитора, возникающих при проведении аудита бухгалтерской отчетности, обусловленных влиянием систем компьютерной обработки данных(КОД).
В целом данный РСА идентичен по содержанию ПМАП №1008 и существенных отличий нет.
Влияние микрокомпьютеров на
систему бухгалтерского учета и
связанные с ней механизмы
внутреннего контроля, а также
на аудиторские процедуры
Результаты влияния
Влияние базы данных на систему
бухгалтерского учета, связанную с
ней систему внутреннего
Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.
В последнее время все
больший интерес для
В ПМАП приведены примеры экологических вопросов, влияющих на финансовую отчетность: ведение экологических законов и положений, несоблюдение норм экологического законодательства и др. Перечислены виды отраслей, которые по своему характеру сопряжены с существенным экологическим риском: химическая, нефте- и газодобывающая, фармацевтическая, металлургическая, горнодобывающая отрасли и коммунальное хозяйство. По получении достаточного объема информации о бизнесе субъекта аудитор оценивает риск существенного искажения фактов в финансовой отчетности. Такая оценка включает рассмотрение экологического законодательства и нормативных актов, которые могут относиться к субъекту, и предоставляет основу для принятия решения аудитором о том, есть ли необходимость уделять внимание экологическим вопросам при проведении аудита финансовой отчетности.