Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 08:04, реферат
Регулирование бухгалтерского учета в разных странах имеет суще¬ственные различия. В одних странах (Аргентина, Франция, Германия) многие учетные стандарты возведены в ранг государственных законов, обязательных для исполнения, в других (США, Великобритания) большая часть стандартов носит рекомендательный характер.
1. Международная стандартизация бухгалтерской отчетности……………………..3
2. Переход России на международные стандарты финансовой от¬четности……….10
Список использованных источников………………………………………………..15
Содержание
2. Переход России на
Список использованных источников………………………………………………..
Регулирование бухгалтерского учета в разных странах имеет существенные различия. В одних странах (Аргентина, Франция, Германия) многие учетные стандарты возведены в ранг государственных законов, обязательных для исполнения, в других (США, Великобритания) большая часть стандартов носит рекомендательный характер.
Дело осложняется с выходом компании на международный рынок. Здесь необходимо руководствоваться и учетными стандартами третьих стран, а также крупнейших фондовых бирж. Усиление роли мультинациональных корпораций явилось одним из решающих факторов возникновения потребности гармонизации учета. Значительные расхождения в национальных правилах учета и составления отчетности оказывают существенное влияние на рынки международного капитала.
Следовательно, встает проблема гармонизации учета на международном уровне. Гармонизация учета ведется по разным направлениям: международным, региональным, национальным. Рассмотрим наиболее важное направление, которое ведет Международная федерация бухгалтеров (IFAC), основанная 7 октября 1977 г. 63 профессиональными бухгалтерскими организациями из 51 страны, в том числе из Австралии, Канады, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Мексики, Голландии, Ирландии и США. В рамках данной структуры до апреля 2001 г. действовал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (далее – Комитет по МСФО), который в настоящее время преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности.
В настоящее время в IFAС входят 155 бухгалтерских организаций из 118 стран. С отчета за 2005 г. стали применяться 13 обновленных международных стандартов финансовой отчетности.
Если до 2000 г. Комитет по МСФО (IASB) ставил задачу гармонизации (harmonization) национальных бухгалтерских стандартов, то новый Устав IFRS предусматривает процесс конвергенции (convergency). Конвергенция рассматривается как поиск консенсуса и принятие по одному и тому же вопросу национальных стандартов, максимально приближенных друг к другу решений, если единства в отношении международного стандарта по этой теме достигнуть невозможно.
Таким образом, конвергенция предполагает сокращение различий и максимальное сближение национальных стандартов. Достигнутое между IASB и FASB (американским Советом по стандартам финансовой отчетности) соглашение предусматривает, что должны быть выявлены и сформулированы основные различия между двумя системами стандартов, что позволит в дальнейшем сформировать единый комплект практически реализуемых глобальных стандартов учета на международном уровне.
Вместе с тем исследования Комитета по МСФО национальных систем финансовой отчетности 59 стран, в том числе России, показали, что во многих национальных стандартах продолжают сохраняться существенные отличия от МСФО. Исследование охватывало главным образом компании, акции которых котируются на фондовых биржах. Из 59 обследованных стран 56 приняли или намерены были на тот момент принять МСФО либо планировали осуществить конвергенци [2].
При этом стратегия конвергенции имеет ряд различий и предполагает варианты:
• постепенное принятие МСФО в качестве обязательных национальных стандартов;
• замена национальных стандартов на МСФО с дополнениями по вопросам, не отраженным в МСФО;
• устранение различий между МСФО и национальными стандартами, где это возможно и целесообразно.
Существуют серьезные препятствия на пути конвергенции.
Прежде всего это сложный характер некоторых стандартов по финансовым инструментам и стандартов, в основе которых лежит учет по справедливой стоимости. Важной проблемой является налоговая ориентация национальных систем бухгалтерского учета. Существующая связь между бухгалтерским и налоговым учетом рассматривается как потенциальный барьер на пути конвергенции.
Далее, возникают
сложности с национальными
Важным аспектом является также ограниченность национальных рынков капитала, что изначально снижает ценность применения МСФО.
МСФО переведены еще не на все языки мира, кроме того, не все переводы утверждены Комитетом по МСФО.
Ограничены возможности обучения МСФО профессиональными организациями всех желающих. Почти в 30 % стран обучение МСФО на национальном языке не проводится, что создает дополнительные трудности для тех, кто составляет и аудирует финансовую отчетность.
Учитывая
отмеченные трудности, при разработке
планов конвергенции и их реализации
следует анализировать
Таблица 1. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS), их краткая характеристика
МСФО |
Название МСФО |
Содержание стандарта |
МСФО (IAS) 1 |
Представление финансовой отчетности |
Стандарт обеспечивает базу для представления
финансовой отчетности общего назначения
для достижения сопоставимости с
финансовой отчетностью за предшествующий
период, а также с финансовой отчетностью
других компаний. В стандарте приводятся
основные показатели баланса, отчета о
прибылях и убытках, рекомендации по
структуре и минимальным |
МСФО (IAS) 2 |
Запасы |
Целью стандарта является определение
интерпретации запасов в |
МСФО (IAS) 3 |
Сводная финансовая отчетность |
Заменен на МСФО 27 и МСФО 28. |
МСФО (IAS) 4 |
Амортизация |
Заменен на МСФО 16 и МСФО 38. |
МСФО (IAS) 5 |
Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности |
Заменен на МСФО 1. |
МСФО (IAS) 6 |
Отражение в учете изменения цен |
Заменен на МСФО 15. |
МСФО (IAS) 7 |
Отчет о движении денежных средств |
Стандарт обеспечивает раскрытие информации об исторических изменениях в денежных средствах и эквивалентах денежных средств компании посредством отчетов о движении денежных средств, в которых производится классификация потоков денежных средств за период, получаемых от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. |
МСФО (IAS) 8 |
Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки |
Стандарт дает определение учетной
политики, формулируя ее как конкретные
принципы, правила формирования и
представления финансовой отчетности.
В стандарте говорится о |
МСФО (IAS) 9 |
Затраты на исследования и разработки |
Заменен на МСФО 38. |
МСФО (IAS) 10 |
События после отчетной даты |
Стандарт рассматривает |
МСФО (IAS) 11 |
Договоры подряда |
Стандарт устанавливает |
МСФО (IAS) 12 |
Налоги на прибыль |
Стандарт определяет порядок учета
налогов на прибыль. Настоящий стандарт
требует, чтобы компания учитывала
налоговые последствия сделок и
других событий точно так же, как
она учитывала сами эти сделки
и события. Он определяет порядок
признания отложенных налоговых
требований, возникающих в связи
с непринятыми налоговыми убытками
или неиспользованными |
МСФО (IAS) 13 |
Представление краткосрочных активов и краткосрочных обязательств |
Заменен на МСФО 1. |
МСФО (IAS) 14 |
Сегментная отчетность |
Стандарт устанавливает |
МСФО (IAS) 15 |
Информация, отражающая влияние изменения цен |
Отменен с 1 января 2005 г. |
МСФО (IAS) 16 |
Основные средства |
Стандарт определяет порядок учета основных средств. Главным вопросом в учете основных средств является момент признания активов, определение их балансовой стоимости и амортизационных отчислений. Данный стандарт требует, чтобы объект основных средств признавался в качестве актива, когда он отвечает определению и критериям признания для актива, определенным в концептуальных основах подготовки и представления финансовой отчетности. Последующие расходы (улучшения) капитализируются, если удовлетворяют определению основных средств (в соответствии со старым стандартом основные средства капитализируются, только если повышают первоначально оцененные эксплуатационные характеристики). Амортизация определяется отдельно для каждого значительного компонента основных средств. Ликвидационная оценка должна пересматриваться на каждую отчетную дату; амортизация прекращается, если ликвидационная стоимость превышает балансовую. |
МСФО (IAS) 17 |
Аренда |
Стандарт определяет учетную политику и раскрывает требования по отношению как к арендатору, так и к арендодателю в отношении операционной и финансовой аренды. В договорах аренды земли и зданий выделяются отдельно аренда земли (операционная аренда) и аренда здания (операционная или финансовая аренда). |
МСФО (IAS) 18 |
Выручка |
Стандарт устанавливает |
МСФО (IAS) 19 |
Вознаграждение работникам |
Стандарт определяет требования по учету
и отчетности по пенсионным отчислениям
в соответствии с пенсионными
программами, по которым участникам
гарантируется фиксированная |
МСФО (IAS) 20 |
Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи |
Стандарт отражает виды субсидий и иной правительственной помощи; раскрытие информации об учетных методах, о характере и размерах правительственных субсидий, а также о любых невыполненных условиях получения субсидий. |
МСФО (IAS) 21 |
Влияние изменений валютных курсов |
Компания может вести |
МСФО (IAS) 22 |
Объединения бизнеса |
Заменен на IFRS 3. |
МСФО (IAS) 23 |
Затраты по займам |
Стандарт определяет метод бухгалтерского отражения затрат по займам. Он требует немедленного признания затрат по займам в качестве расходов. Вместе с тем стандарт допускает в качестве альтернативного варианта капитализацию затрат по займам, непосредственно связанных с приобретением, строительством или производством актива. |
МСФО (IAS) 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
Стандарт раскрывает информацию о сделках между взаимосвязанными сторонами, если они отвечают определенным критериям. В стандарте приводится определение понятия "взаимосвязанные стороны". Имя (название) конечной контролирующей стороны, включая физических лиц, должно быть раскрыто. Требования по раскрытию информации теперь распространяются на операции между контролируемыми государством компаниями. |
МСФО (IAS) 25 |
Учет инвестиций |
Заменен на МСФО 39 и МСФО 40. |
МСФО (IAS) 26 |
Учет и отчетность по пенсионным планам |
Стандарт определяет виды пенсионных планов, дисконтирование пенсий. Этот стандарт следует отличать от МСФО 19, который обсуждает вопросы раскрытия информации о пенсионных программах в финансовой отчетности работодателей, реализующих такие программы. |
МСФО (IAS) 27 |
Консолидированная и индивидуальная отчетность |
Стандарт раскрывает вопросы подготовки
и представления сводной (консолидированной)
финансовой отчетности группы предприятий,
находящихся под контролем |
МСФО (IAS) 28 |
Учет инвестиций в ассоциированные компании |
Инвестиции в ассоциированные компании должны учитываться на основе метода долевого участия. Стандарт также оговаривает допустимые исключения. Определены требования в части раскрытия информации. Частично заменен на МСФО 36 и МСФО 39. |
МСФО (IAS) 29 |
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции |
Данные финансовой отчетности должны пересматриваться с учетом инфляции на дату балансового отчета. Полученные в результате этого прирост или сокращение денежной позиции должны отражаться на чистой прибыли и раскрываться раздельно. Требуется раскрытие информации о пересмотре цифр финансовой отчетности, а также о том, какая единица измерения или какой индекс цен при этом применялись. |
МСФО (IAS) 30 |
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждений |
Отменен. |
МСФО (IAS) 31 |
Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности |
Раскрытие информации об участии в совместных предприятиях отражается раздельно по совместно контролируемым операциям и активам. В стандарте определены требования в части отчетности для предприятий, берущих на себя риск, и предприятий-инвесторов. Скорректирован в соответствии с МСФО 36 и МСФО 39. |
МСФО (IAS) 32 |
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации |
Стандарт облегчает |
МСФО (IAS) 33 |
Прибыль на акцию |
Стандарт устанавливает |
МСФО (IAS) 34 |
Промежуточная финансовая отчетность |
Стандарт определяет минимальное содержание промежуточной финансовой отчетности и устанавливает принципы для признания и оценки в полной и сжатой финансовой отчетности за промежуточный период. |
МСФО (IAS) 35 |
Прекращаемая деятельность |
Отменен. |
МСФО (IAS) 36 |
Обесценение активов |
Стандарт устанавливает |
МСФО (IAS) 37 |
Резервы, условные обязательства и условные активы |
Стандарт определяет критерии признания и оценки условных обязательств и условных активов, а также раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности. |
МСФО (IAS) 38 |
Нематериальные активы |
Стандарт устанавливает |
МСФО (IAS) 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
Стандарт раскрывает порядок признания финансовых активов и финансовых обязательств, в том числе производных инструментов. Использование хеджирования (ограждения от потерь) в отношении убытков, определенных по справедливой стоимости. |
МСФО (IAS) 40 |
Инвестиции в недвижимость |
Аннулировал МСФО 25. Устанавливает порядок учета инвестиционной собственности (земельных участков, зданий и т.д.), применяется оценка по справедливой стоимости. |
МСФО (IAS) 41 |
Сельское хозяйство |
Устанавливает порядок учета и раскрытия информации в организациях, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью. |
2. Переход России на международные стандарты финансовой отчетности
Российская система бухгалтерского учета (РСБУ) находится в стадии реформирования, что обусловлено формированием в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых экономических требований. В связи с этим нужна ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т. е. эта информация должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям, чтобы они могли проводить анализ, контроль и управлять своими вложениями. В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе МСФО, как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.
В связи с отмеченными обстоятельствами постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – Программа). Это положило начало реализации намеченных мероприятий по перестройке РСБУ.
Программой предусматривалось: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в процессе освоения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета. Для достижения цели реформы и решения поставленных задач был утвержден План мероприятий по реформированию бухгалтерского учета, в который были включены три условные группы мероприятий: создание новой нормативной базы бухгалтерского учета, становление бухгалтерской профессии и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.
В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), определяющая программу действий на период 2004–2010 гг.
Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.
Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:
• недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992–2003 гг.;
• тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;
• административной реформой в России.
Целью развития
бухгалтерского учета и отчетности
на среднесрочную перспективу
Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.):
• повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
• создание инфраструктуры применения МСФО;
• изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
• существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.
В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.
Необходимость
такого подхода вызвана потребностями
российских внешних пользователей
в данных бухгалтерской отчетности.
Пришло время отдельные положения
МСФО зафиксировать в
В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.
Ведущую роль в обновлении нормативной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности должны играть переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.
Другим направлением государственной политики является совершенствование процесса аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, иных специалистов бухгалтерского учета). В международной практике Комитет по образованию IFAC выдвигает ряд серьезных требований к желающим стать профессиональными бухгалтерами и получить соответствующий сертификат (аттестат). Среди них – обязательное получение дополнительного образования к имеющемуся высшему образованию, наличие стажа работы по специальности. Указанные требования соблюдает только Институт профессиональных бухгалтеров России, проводящий аттестацию с 1997 г. и постоянно повышающий требования к получению аттестата.
Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.
При наличии
федерального органа исполнительной власти
в области образования
Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.
По мнению руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности А. С. Бакаев[3], к причинам, которые не позволяют в полной мере реализовать новые подходы к постановке учета и раскрытию информации в отчетности, относятся:
1) избирательное применение новых правил бухгалтерского учета, о чем говорят исследования ИПБ России и письменные обращения Минфина России;
2) чрезмерное влияние на развитие бухгалтерского учета требований налоговых органов, а также налогового законодательства;
3) недостаточно активное участие аудиторского сообщества во внедрении новых подходов к формированию бухгалтерской отчетности;
4) негативное отношение к нововведениям со стороны собственников и управленческого персонала;
5) отставание законодательной и иной нормативной базы от вводимых новых правил бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
6) отсутствие нормальной рыночной инфраструктуры в связи с тем, что оценочная и аудиторская деятельность находится пока в процессе становления, закон соответствия спроса и предложения не реализуется, недостаточно динамично развиваются системы связи и т. п.
Со времени опубликования статьи А. С. Бакаева многое было сделано, но еще больше предстоит сделать.
Реальное реформирование бухгалтерского учета, несмотря на срок, предусмотренный в Программе, должно занять, на наш взгляд, от 10 до 15 лет. В частности, необходимо время для смены целого поколения специалистов в области бухгалтерского учета и пользователей бухгалтерской информации.
Информация о работе Международные стандарты бухгалтерской отчетности