Монометаллизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Монометаллизм (от моно... и металлы), денежная система, при которой один металл служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. В зависимости от того, какой металл играет эту роль, М. может быть: медным, серебряным, золотым. Медный М. существовал в Риме (3—2 вв. до н. э.); серебряный в России (1843—52), в Голландии (1847—75), в Индии (1852—93), в Китае длительное время был серебряный М., который официально отменен в 1935. Золотой М. был введён в конце 18 в. в Великобритании, а в конце 19 в. в других странах Европы — в Германии (1871—73), во Франции и Бельгии (1873—74), в России и Японии (1897), США (1900).

Файлы: 1 файл

Монометаллизм.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Монометаллизм (от моно... и металлы), денежная система, при которой один металл служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. В зависимости от того, какой металл играет эту роль, М. может быть: медным, серебряным, золотым. Медный М. существовал в Риме (3—2 вв. до н. э.); серебряный в России (1843—52), в Голландии (1847—75), в Индии (1852—93), в Китае длительное время был серебряный М., который официально отменен в 1935. Золотой М. был введён в конце 18 в. в Великобритании, а в конце 19 в. в других странах Европы — в Германии (1871—73), во Франции и Бельгии (1873—74), в России и Японии (1897), США (1900).

При системе  М. в обращении находятся монеты не только из золота или серебра, которые  служат основой обращения, но и из других металлов. Например, при золотом М. наряду с золотыми монетами, которые обладают неогранической платёжной силой и в отношении которых действует система свободной чеканки, обращаются медные и серебряные монеты, а также кредитные деньги (банкноты) и бумажные деньги. Все они подлежат свободному размену на золото. Монеты из серебра и меди обязательны к приёму на ограниченные суммы. С развитием капитализма наиболее соответствующей его потребностям денежной системой стал золотой. В зависимости от характера обращения и обмена денежных знаков на золото в теории денег различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты. 
Золотой монометаллизм существовал до первой мировой войны (1914-1918 гг.) в форме золотомонетного стандарта. Золотомонетный стандарт характеризуется тем, что исчисление цен товаров осуществляется в золоте; во внутреннем обращении страны находятся полноценные золотые монеты, золото выполняет все функции денег; производится свободная чеканка золотых монет для частных лиц с фиксированным содержанием золота; находящиеся в обращении денежные знаки (банкноты, металлическая разменная монета) свободно и неограниченно размениваются на золотые монеты по нарицательной стоимости (например, в России 5-рублевый кредитный билет обменивался на 5 руб. золотом); допускаются свободный вывоз и ввоз золота и функционирование свободных рынков золота. 
Все это обеспечивало относительную устойчивость и эластичность денежной системы. Излишние по сравнению с требованиями закона денежного обращения золотые монеты уходили из обращения в сокровище. При расширении потребности хозяйственного оборота в деньгах золото поступало из сокровища в обращение. Поэтому золото-монетный стандарт в наибольшей степени соответствовал требованиям народного хозяйства, способствовал развитию производства, кредитной системы, международной торговли и кредита, вывозу капитала. 
Вместе с тем функционирование золотомонетного стандарта требовало наличия определенных золотых запасов у центральных банков, которые служили резервом монетного обращения, обеспечивали размен банкнот на золото. 
Следует отметить, что даже в период расцвета золотомонетного стандарта обмен банкнот на золото часто приостанавливался в периоды войн, когда государство вынуждено было финансировать военные расходы за счет бумажной эмиссии. Так было в Великобритании в период наполеоновских войн, в Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. 
Первая мировая война,требуемая больших финансовых затрат на военные затраты, вызвала рост дефицита бюджетов воюющих государств и привела к отмене золотомонетного стандарта. Во всех воевавших странах (кроме США) был прекращен размен монет на золото и запрещен вывоз его за границу; золотые монеты ушли из обращения в сокровище.

  • золото-монетный стандарт (существовал до 1й Мировой войны – это золотое обращение со свободным обменом бумажных и кредитных денег на золото)
  • золото-слитковый стандарт (он был введен в Англии и Франции в 1ю Мировую войну. На золото обменивалась только сумма соответствующая цене стандартного слитка золота)
  • золото-девизный стандарт (введен в 20х годах, когда банкноты было разрешено менять на иностранную валюту).

Золотомонетный монометаллизм


Эта система  подразумевает свободное обращение  золотых монет, их чеканку, выпуск и вывоз без особых препятствий. При этом золотые монеты легко обмениваются на другие виды денег, находящиеся в обращении (например, бумажные).

Золотослитковый монометаллизм


В основе системы  всё ещё лежит золото, но обменять его на другие виды денег труднее. Купить золото можно только в слитках  стандартного веса (12,4 или 12,6 кг).

Золото-девизный монометаллизм


Внутри страны национальная валюта на золото не обменивается, но можно купить девизы (ценно-финансовые средства: иностранную валюту, иностранные заменители денег) и приобрести золото в той стране, чьи девизы приобретены.

Девизный монометаллизм


Обмен валюты на золото не происходит, но содержание валюты определяется в золоте. Следовательно, международные торгово-валютные операции можно осуществлять в соответствии с этим золотым содержанием денег. Таким образом, обмен девизов происходит пропорционально золотому содержанию валюты.

 

 

Органы государственного управления

Согласно Конституции, Казахстан является    унитарным   государством   с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Президент Республики Казахстан  является  главой  государства, его высшим должностным лицом,  определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе  40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Правительство возглавляет систему исполнительных органов и  осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во  всей  своей деятельности  ответственно перед Президентом Республики,  а в случаях, предусмотренных  Конституцией,  -   перед   Мажилисом   Парламента   и Парламентом. Члены  Правительства  подотчетны  палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство  образуется  Президентом  Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент  Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент  состоит  из  двух   палат:   Сената   и   Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют   депутаты,   представляющие    в    порядке, установленном   конституционным  законом,  по  два  человека  от каждой области,  города  республиканского  значения  и   столицы   Республики Казахстан.   Пятнадцать   депутатов   Сената  назначаются  Президентом Республики с  учетом  необходимости  обеспечения  представительства  в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис  состоит из ста семи депутатов,  избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может  быть  одновременно  членом  обеих палат.

Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет,  срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная   власть   осуществляется  посредством  гражданского, уголовного и  иных  установленных  законом  форм  судопроизводства.  В случаях,    предусмотренных    законом,   уголовное   судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная   система   Республики  устанавливается  Конституцией Республики  и  конституционным  законом.  Учреждение   специальных   и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет  своим  назначением  защиту  прав,  свобод  и законных интересов граждан и организаций,  обеспечение исполнения  Конституции,  законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная  власть  распространяется  на  все  дела   и   споры, возникающие на основе Конституции,  законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения,   приговоры   и   иные   постановления   судов  имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Местные органы власти

В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр  управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические  партии

Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство». Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».

 


Информация о работе Монометаллизм