Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:02, реферат
Монометаллизм (от моно... и металлы), денежная система, при которой один металл служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. В зависимости от того, какой металл играет эту роль, М. может быть: медным, серебряным, золотым. Медный М. существовал в Риме (3—2 вв. до н. э.); серебряный в России (1843—52), в Голландии (1847—75), в Индии (1852—93), в Китае длительное время был серебряный М., который официально отменен в 1935. Золотой М. был введён в конце 18 в. в Великобритании, а в конце 19 в. в других странах Европы — в Германии (1871—73), во Франции и Бельгии (1873—74), в России и Японии (1897), США (1900).
Монометаллизм (от моно... и ме
При системе
М. в обращении находятся монеты
не только из золота или серебра, которые
служат основой обращения, но и из
других металлов. Например, при золотом М. наряду с
золотыми монетами, которые обладают неогранической
платёжной силой и в отношении которых
действует система свободной чеканки,
обращаются медные и серебряные монеты,
а также кредитные деньги (банкноты) и
бумажные деньги. Все они подлежат свободному
размену на золото. Монеты из серебра и
меди обязательны к приёму на ограниченные
суммы. С развитием капитализма наиболее
соответствующей его потребностям денежной
системой стал золотой. В зависимости от характера
обращения и обмена денежных знаков на
золото в теории денег различают три разновидности
золотого монометаллизма: золотомонетный,
золотослитковый и золотодевизный стандарты.
Золотой монометаллизм существовал до
первой мировой войны (1914-1918 гг.) в форме
золотомонетного стандарта. Золотомонетный
стандарт характеризуется тем, что исчисление
цен товаров осуществляется в золоте;
во внутреннем обращении страны находятся
полноценные золотые монеты, золото выполняет
все функции денег; производится свободная
чеканка золотых монет для частных лиц
с фиксированным содержанием золота; находящиеся
в обращении денежные знаки (банкноты,
металлическая разменная монета) свободно
и неограниченно размениваются на золотые
монеты по нарицательной стоимости (например,
в России 5-рублевый кредитный билет обменивался
на 5 руб. золотом); допускаются свободный
вывоз и ввоз золота и функционирование
свободных рынков золота.
Все это обеспечивало относительную устойчивость
и эластичность денежной системы. Излишние
по сравнению с требованиями закона денежного
обращения золотые монеты уходили из обращения
в сокровище. При расширении потребности
хозяйственного оборота в деньгах золото
поступало из сокровища в обращение. Поэтому
золото-монетный стандарт в наибольшей
степени соответствовал требованиям народного
хозяйства, способствовал развитию производства,
кредитной системы, международной торговли
и кредита, вывозу капитала.
Вместе с тем функционирование золотомонетного
стандарта требовало наличия определенных
золотых запасов у центральных банков,
которые служили резервом монетного обращения,
обеспечивали размен банкнот на золото.
Следует отметить, что даже в период расцвета
золотомонетного стандарта обмен банкнот
на золото часто приостанавливался в периоды
войн, когда государство вынуждено было
финансировать военные расходы за счет
бумажной эмиссии. Так было в Великобритании
в период наполеоновских войн, в Америке
в период гражданской войны 1861-1865 гг.
Первая мировая война,требуемая больших
финансовых затрат на военные затраты,
вызвала рост дефицита бюджетов воюющих
государств и привела к отмене золотомонетного
стандарта. Во всех воевавших странах
(кроме США) был прекращен размен монет
на золото и запрещен вывоз его за границу;
золотые монеты ушли из обращения в сокровище.
Эта система
подразумевает свободное
В основе системы всё ещё лежит золото, но обменять его на другие виды денег труднее. Купить золото можно только в слитках стандартного веса (12,4 или 12,6 кг).
Внутри страны национальная валюта на золото не обменивается, но можно купить девизы (ценно-финансовые средства: иностранную валюту, иностранные заменители денег) и приобрести золото в той стране, чьи девизы приобретены.
Обмен валюты на золото не происходит, но содержание валюты определяется в золоте. Следовательно, международные торгово-валютные операции можно осуществлять в соответствии с этим золотым содержанием денег. Таким образом, обмен девизов происходит пропорционально золотому содержанию валюты.
Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.
Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.
Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.
Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Члены Правительства подотчетны палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.
Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.
Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.
Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.
Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.
Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.
Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.
Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.
Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.
Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.
В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.
Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство». Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».