Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:03, курсовая работа
Целью исследования является анализ монополистических тенденций и в современной экономике и состояние антимонопольного законодательства и предложение путей его совершенствования
Введение ………………………………………………………………………...3
1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике……..5
1.1 Сущность и причины существования монополий..........................................5
1.2 Формы и виды монополий…………………………………………………..12
1.3 Монопольная цена. Монополия и конкуренция…………………………...18
2. Основные направления антимонопольного законодательства в современных условиях…………………………………………………………..18
2.1 Содержание антимонопольного законодательства………………………..21
2.2 Последствия применения антимонопольного законодательства………...23
2.3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства
в России…………………………………………………………………………..26
Заключение …………………………………………………………………….29
Список использованной литературы ……………………………………...30
Закон РФ “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”.
Данный Закон определяет правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Для целей настоящего Закона употребляются следующие термины [12, c.9-16]:
рынок товара (товарный рынок) - сфера оборота товара одной потребительской стоимости, в пределах которой определяется монопольное положение;
конкуренция - состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых нуждается потребитель;
монопольное положение - доминирующее положение предпринимателя, дающее ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным признается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%.
монопольная цена - цена, устанавливаемая предпринимателем,который занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя;
монопольная деятельность - действия (бездеятельность) предпринимателя (предпринимателей) при условии монопольного положения на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;
монопольное образование - предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое образование, занимающее монопольное положение на рынке.
Злоупотреблениями монопольным положением считаются:
навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
ограничение или приостановление производства, а также изъятие из оборота товаров в целях создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта в целях создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;
другие действия в целях создания препятствий доступа на рынок (выхода из рынка) других предпринимателей;
установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей.
Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:
запрещение создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров в целях ограничения конкуренции;
принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;
принятие решений о централизованном распределении товаров, что приводит к монопольному положению на рынке;
установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой;
предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, ставящих их в привилегированное положение по отношению к другим предпринимателям;
ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров;
установление запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.
Недобросовестной конкуренцией признается:
неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени;
умышленное распространение заведомо ложных или неточных сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя;
получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации в целях нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом РФ в соответствии с его компетенцией.
2.2 Последствия применения антимонопольного законодательства
Проведенный анализ теории и практики антимонопольного регулирования затрагивает важный вопрос о последствиях применения антимонопольного законодательства.
Выше уже упоминалось наиболее общее последствие антимонопольных практик - затруднение нормального конкурентного процесса, которое вызвано двумя причинами. Во-первых, теория совершенной конкуренции в качестве идеала берет не ситуацию конкуренции, а ее окончания.
Во-вторых, теория и практика антимонопольного регулирования не может не смешивать случаи предполагаемого монополистического поведения и другие виды предпринимательской деятельности.
В данной части более подробно обратимся к последствиям антимонопольного регулирования, а именно, его влиянию на [17, c.9-12]:
- единство российского рынка;
- экономическое развитие в целом.
Антимонопольное законодательство - один из немногих видов законодательства, делящих российский рынок на отдельные товарные рынки.
Само по себе такое разделение не представляет особой проблемы и не противоречит правильно понимаемому конституционному принципу единства экономического пространства.
Дело в том, что любое экономическое пространство не может быть едино, если понимать единство как однородность. Другое понимание может дать взгляд на пространство с точки зрения действующего человека, для которого пространство - пространство выбора и принятия решений и желаемое единство пространства тогда должно означать стремление к увеличению его "протяженности" - расширению возможностей выбора и деятельности для бизнеса и граждан.
Пространство действительно неоднородно и классификация его на отдельные рынки не может сама по себе представлять проблемы. Однако, одно дело - классификация в целях познания мира, другое - в целях его преобразования. Как мы показали выше, классификация человека в качестве предпринимателя может помешать увидеть не - предпринимательские черты в его поведении и, более того, привести к законодательным ограничениям на его действия в качестве потребителя.
Разделение же российского экономического пространства на отдельные рынки в антимонопольном законодательстве - не просто способ описания происходящего, а именно инструмент действий.
Понятие товарного рынка входит в определение доминирующего положения, наличие которого и позволяет применять к фирме нормы антимонопольного законодательства, регламентирующие важнейшие стороны деятельности предприятий: увеличение капитализации, реорганизацию, структуру производства и продаж.
Таким образом, попадание в Реестр, созданный в соответствии с ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Постановлением Правительства РФ "О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов", означает возможность достаточно серьезных дополнительных издержек.
Региональная практика ведения подобных реестров показывает, что при определении географических границ рынка широко используются границы субъекта федерации и его районов. Поэтому "монополистами" становятся даже фирмы, действующие в таких высококонкурентных секторах, как производство мясных, хлебных и колбасных изделий.
Рассматривая антимонопольное регулирование как барьер для входа, обнаружим, что наиболее существенным этот барьер будет являться для регионов, имеющих относительно маленький внутренний рынок, либо в силу географических размеров, либо в силу неразвитости региона.
Таким образом, основными двумя следствиями антимонопольного регулирования для регионального развития будет являться общее уменьшение предпринимательской активности и переток капиталов в регионы с более развитым внутренним рынком.
Еще одним примером того, к чему может привести применение неосновательной теории (или применение неосновательной практики), является влияние антимонопольного законодательства на экономическое развитие. Прежде всего, еще раз повторю, что под конкуренцией понимается процесс, возникающий благодаря стремлению к прибыли и заключающийся в появлении инноваций, а также копированию чужих инноваций.
Законодательная попытка "нормализовать" прибыль, которая предлагается антимонопольным законодательством, является самым серьезным ударом по процессу конкуренции.
Аналогичным действием обладают и другие нормы, выработанные на основе модели совершенной конкуренции. Выбор один: либо конкуренция продолжается, либо на нее накладываются схемы, копирующие ситуацию отсутствия (окончания) конкуренции.
Но если мы отведем какое-либо место в жизни "нормальной прибыли", которая может возникнуть только в результате "нормальных действий", то увидим, что конкуренция и инновации исчезают, а энергично конкурирующих людей сменяют безликие владельцы фирм.
2.3 Направления совершенствования антимонопольного законодательства в России
Практика рассмотрения дел антимонопольными органами показывает, что большое количество таких дел связано с монополистической деятельностью субъектов естественных монополий.
Закон "О естественных монополиях", принятый два года тому назад, не имеет широкого применения. Можно назвать несколько причин:
- отсутствие правовых актов, без которых неприменимы многие нормы, в частности нормы о рассмотрении дел "О нарушениях законодательства".
К таким актам, прежде всего, относятся Правила, определяющие порядок рассмотрения дел, которые должны быть утверждены Правительством РФ;
- исключение из сферы действия Федерального закона ряда сфер естественной монополии и, прежде всего такой сферы, как водопользование и канализация;
- противоречия норм о системе органов регулирования естественных монополий включены в Закон "О естественных монополиях" и в Закон Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергии в Российской Федерации", принятый в апреле 1995 года. В соответствии со статьей 5 Закона "О естественных монополиях" федеральный орган регулирования естественных монополий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
В этом случае должна быть единая федеральная система органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий в отдельной сфере. По Закону "О тарифах на электроэнергию" создаются, наряду с Федеральной энергетической комиссией, региональные комиссии, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, что препятствует созданию единой системы регулирования.
В качестве еще одной из причин малой эффективности Закона "О естественных монополиях" можно назвать противодействие его принятию и применению, оказываемое со стороны крупнейших монополий РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и других.
В связи с исключением из сферы действия Закона "О естественных монополиях" ряда сфер, и прежде всего водопользования, ряд субъектов Российской Федерации разработал проекты региональных законов.
Принятие таких законов каждым субъектом может привести к отсутствию унификации норм. Кроме того, Закон "О естественных монополиях" содержит нормы, ограничивающие гражданские права, а такое ограничение возможно согласно Гражданскому кодексу РФ только законами Российской Федерации, а не законами ее субъектов.
Представляется, что эти препятствия преодолимы.
Так, воспроизведение в законах субъектов Российской Федерации норм Федерального закона, ограничивающих гражданские права, по существу не может рассматриваться как ограничения, установленные законом субъекта Федерации. Для устранения же разночтений в законах субъектов Федерации возможно предложить модельный Закон.
Наконец, выход можно найти в дополнении сфер естественных монополий, на которые распространяется действие Федерального закона "О естественных монополиях", рядом других сфер, в частности сферой водопользования.
Может быть названо еще одно направление совершенствования антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях - гармонизация соответствующего законодательства стран СНГ, что будет способствовать развитию общего рынка.
Информация о работе Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике