Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:40, лекция
Законодательной основой принятия МСФО в России стал Федеральный закон от 27.07.10 № 208 ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". В силу этого закона общественно значимые российские организации должны готовить, аудировать, представлять и публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность, которая должна быть составлена в соответствии с МСФО.
МСФО сегодня – это международный язык бизнеса. Чтобы получать выгоды от вовлеченности в мировую экономику, российский бизнес должен уметь говорить на этом языке1. Именно поэтому вместе с началом рыночных реформ в России начался поиск механизмов официального принятия МСФО.
Законодательной основой принятия МСФО в России стал Федеральный закон от 27.07.10 № 208 ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". В силу этого закона общественно значимые российские организации должны готовить, аудировать, представлять и публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность, которая должна быть составлена в соответствии с МСФО.
Во исполнение Закона о консолидированной финансовой отчетности постановлением Правительства РФ от 25.02.11 № 107 утверждено Положение, в котором детально расписан механизм признания МСФО для применения на территории нашей страны.
В апреле-августе 2012 г. по инициативе
Министерства финансов Российской Федерации
проведена международная оценка
инфраструктуры корпоративной отчетности
в Российской Федерации. Оценка осуществлена
по методике, разработанной ЮНКТАД
и рекомендованной к
В ходе оценки устанавливается
наличие и состояние
Проведенной оценкой были охвачены все элементы инфраструктуры подготовки финансовой и нефинансовой корпоративной отчетности:
Проведенная оценка дала количественные показатели (эти показатели рассматриваются для целей оценки исключительно как индикативные, характеризующие в большей степени тенденции, чем достижения в создании и поддержании инфраструктуры), характеризующие инфраструктуру корпоративной отчетности в Российской Федерации.
Элементы инфраструктуры корпоративной отчетности |
Количественные показатели |
Направления совершенствования корпоративной отчетности |
Нормативно-правовая база |
Оценка в целом превысила 71 %. Полное соответствие контрольным показателям - нормативное обеспечение разрешения на занятие аудиторской деятельностью и профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Системы нормативного регулирования финансовой отчетности и аудита - 77,7 % и 73,8 % соответственно. Существенное отставание в области правовой базы экологической и социальной отчетности, а также отчетности о корпоративном управлении (14,3 %). Недостаточен потенциал |
Дальнейшее сближение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности с МСФО; установление стабильной системы перевода МСФО на русский язык; обсуждение необходимости и целесообразности введения МСФО для малого и среднего бизнеса; Установление отчетности о выбросах, имеющих отношение к изменению климата; установление отчетности об экологической устойчивости организаций; обеспечение достоверности содержащейся в этих отчетах информации; Введение обязательного аудита для целей регистрации эмитента на фондовой бирже; Создание комитетов по аудиту в составе советов директоров общественно значимых организаций; введение специальных требований к членам таких комитетов по аудиту; Развитие системы расследований, проводимых надзорными органами; Активизация применения международных стандартов ревизионной деятельности. |
Институциональная основа |
Показатель в целом составил чуть больше 68 %. Высокая степень соответствия контрольным показателям таких элементов инфраструктуры, как ее финансирование и профессиональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Наиболее слабым элементом этого
компонента оказалась система координации
процессов регулирования и |
Расширение сферы надзора за качеством бухгалтерской отчетности; Усиление координации надзора за соблюдением норм профессиональной этики бухгалтеров; Определение органа, ответственного за распространение передовой практики в вопросах корпоративного управления и социальной ответственности организаций; Координация законотворческой деятельности органов, занятых вопросами корпоративной отчетности; Улучшение механизмов информационного обмена между органами, занимающимися вопросами корпоративного управления; Усиление координации деятельности профессиональных ассоциаций бухгалтеров. |
Кадровый потенциал |
Оценка превысила 79 %. Полное соответствие имеется по
следующим элементам Заметно более низкие показатели получены при оценке профессионального уровня обучения и подготовки бухгалтеров и аудиторов, при оценке их общего уровня квалификации. Невысокой оказалась оценка
существующих квалификационных
требований к младшему
|
Повышение квалификации бухгалтерского и аудиторского персонала; Совершенствование программ подготовки бухгалтеров и аудиторов; Улучшение подготовки специалистов для органов, регулирующих корпоративную отчетность в стране; Введение квалификационных требований для младшего бухгалтерского персонала, в том числе требования непрерывного повышения квалификации. |
В целом проведенная оценка подтвердила наличие в Российской Федерации развитой инфраструктуры корпоративной отчетности и достаточно высокую степень соответствия ее международно признанным стандартам. Осуществление комплекса мероприятий, сформированного по результатам оценки, обеспечит совершенствование этой инфраструктуры и будет способствовать улучшению делового и инвестиционного климата в стране.
1 Бухгалтерский учет № 3 март 2012 И. Р. Сухарев «Значение введения МСФО
в России»