Налоговый аудит и сопутствующие услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

Аудит налогообложения –сложный и трудоемкий процесс, подразумевающий тщательную проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также контроль устранения выявленных нарушений. Эффективная организация налогового аудита как специального аудиторского задания в настоящее время является актуальной темой, требующей особого внимания. Цель работы – рассмотреть понятие, цели и этапы аудита налоговой отчетности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО АУДИТА………4
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО АУДИТА………………….8
СОПУТСТВУЮЩИЕ НАЛОГОВОМУ АУДИТУ УСЛУГИ……………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...13

Файлы: 1 файл

КОНТР АУДИТ.docx

— 28.66 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ”

 

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы  аудита»

на тему: «Налоговый аудит и сопутствующие  услуги»

 

Специальность 080105 «Финансы и кредит»

Специализация – Финансовый менеджмент

Заочное отделение

 

 

Контрольную  работу выполнила

студентка 3 курса        И.А.Фабрий

 

Преподаватель кафедры       А.Я.Минакова

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО АУДИТА………4

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО АУДИТА………………….8

СОПУТСТВУЮЩИЕ НАЛОГОВОМУ АУДИТУ УСЛУГИ……………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире результативная экономика страны требует наличия  развитой системы финансового контроля, представляющего собой систему  организационно-правовых форм и методов  проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.

Аудит налогообложения –сложный и трудоемкий процесс, подразумевающий  тщательную проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности  уплаты налогов и сборов, а также  контроль устранения выявленных нарушений.

Эффективная организация  налогового аудита как специального аудиторского задания в настоящее  время является актуальной темой, требующей  особого внимания.

Цель работы – рассмотреть  понятие, цели и этапы аудита налоговой  отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО АУДИТА

 

Под аудитом понимается независимая  проверка бухгалтерской отчётности аудируемоголица в целях выражения  мнения о достоверности такой  отчётности. Однако наличие в такой  отчётности ряда налоговых показателей, формируемых за рамками  бухгалтерского учёта, и необходимость  их подтверждения  в ходе аудиторской  проверки  потребовали от аудиторов новых  знаний и опыта.

Комплекс услуг, оказываемых  аудиторскими организациями и индивидуальными  аудиторами, включающий проверку правильности исчисления и уплаты налогов, составления  налоговой отчётности, налоговое  консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учёта стали  называть налоговым аудитом.

Согласно закону, налоговый  аудит организации проводится в  обязательном порядке раз в три  года. При налоговом аудите проходят проверку налоговые базы по каждому  виду существующих налогов. Ревизия  налогового учета и отчетности проводят как в целом, так и по каждому  из налогов в отдельности. В этом случае целью аудита будет являться сбор данных и обработка информации для оптимизации налогообложения  налогоплательщика.

Налоговый аудит преследует три основные цели:

    • определение правильности исчисления суммы налогов, подлежащих уплате;
    • предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам (превентивная защита клиента-налогоплательщика);
    • предоставление руководству клиента необходимой информации для последующей оптимизации налогообложения организации-клиента.

При проведении налогового аудита решаются следующие задачи:

    • аудит налоговых обязательств на предмет соответствия исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам налогового законодательства;
    • оптимизация и планирование налогообложения;
    • диагностика проблем налогообложения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
    • анализ методики исчисления налоговых платежей и использования налоговых льгот с учетом корпоративной структуры и правовых отношений с контрагентами;
    • проверка правильности составления деклараций и расчетов клиента по всем или отдельным видам уплачиваемых им налогов.

При этом в ходе налогового аудита оцениваются:

    • соответствие налогового учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в Российской Федерации;
    • соответствие налоговой отчетности экономического субъекта данным первичного учета и тем сведениям о деятельности субъекта, которыми располагает аудиторская организация в ходе проверки;
    • финансовые последствия искажений, найденных в налоговом учете, и пути их устранения;
    • необходимость внесения изменений в методику налогового учета, применяемую субъектом.

Согласно п. 2.9.3 Методики аудиторской деятельности "Налоговый  аудит и другие сопутствующие  услуги по налоговым вопросам. Общение  с налоговыми органами", одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г., протокол N 1 (далее - Методика), этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим  субъектом налогов и сборов в  бюджет и внебюджетные фонды может  проводиться как по всем налогам  и сборам, так и по отдельным  их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Таким образом, налоговый  аудит можно классифицировать как  комплексный налоговый аудит  и тематический налоговый аудит.

Комплексный налоговый аудит - это проверка правильности составления  деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год.

Тематический налоговый  аудит - это проверка правильности составления  деклараций и расчетов по отдельным  налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период.

Помимо указанных двух видов налогового аудита на практике выделяется также так называемый структурный налоговый аудит, под  которым понимается проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений. Последний  вид аудита является особо актуальным для крупных предприятий или  финансово-промышленных групп, имеющих  разветвленную сеть обособленных подразделений.

В первую очередь налоговый аудит  пользуется спросом у крупных  компаний, осуществляющих несколько  видов деятельности, в том числе  экспортно-импортные операции. Обороты  таких компаний велики, поэтому и  налоговые обязательства, в том  числе штрафы и пени, составляют немалые суммы. Таким образом, дабы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, крупной компании целесообразно  и экономически выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета  и составлении налоговой отчетности. В данном случае под налоговым  учетом понимается не только учет по налогу на прибыль организаций, регламентированный главой 25 НК РФ, но и расчет сумм к  уплате по всем налогам, уплачиваемым организацией.

Отдельно налоговый аудит могут  заказать и организации, для которых  обязательным является общий аудит. К таким организациям относятся:

    • открытые акционерные общества;
    • кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
    • организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ;
    • иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

В таком случае налоговый аудит  целесообразно проводить в рамках обязательной аудиторской проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО АУДИТА

 

Фактически налоговый аудит  по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой  в организации проведен налоговый  аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и  привлечения к налоговой ответственности  существенно снижаются.

Практически каждая аудиторская фирма  имеет собственные методы и способы  проведения аудита. Создать универсальную  методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой  системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет  свои особенности в исчислении и  уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление  которых и является задачей налогового аудита.

В целом налоговый аудит можно  определить как выполнение аудиторской  организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских  и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и  соответствия нормам, установленным  законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов  и других платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Налоговый  аудит как процесс состоит  из нескольких этапов:

    1. предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;
    2. проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
    3. оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные  действия.Аудиторы, проводящие проверку, проводят экспертизу бухгалтерского и  налогового учета за весь период, подлежащий проверке. Экспертиза включает проведение анализа первичных документов, получение  разъяснений от руководства о  показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета.

Результатом же проведенного налогового аудита будут являться заключение аудитора и отчет. Несмотря на то, что два  указанных документа не регламентированы на законодательном уровне, именно они, как правило, составляются аудиторскими фирмами для оформления результатов  выполненного налогового аудита. В  заключении о результатах проведения налогового аудита аудиторы выражают мнение о степени полноты и  правильности исчисления (в том числе  правильности применения налоговых  льгот и преференций), отражения  и своевременности перечисления экономическим субъектом налоговых  платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом заключение о результатах  проведения налогового аудита не может  рассматриваться как аудиторское  заключение о достоверности бухгалтерской  отчетности в целом.

Отчет же по результатам проведения налогового аудита содержит рекомендации по исправлению выявленных существенных нарушений и дальнейшему их недопущению, рекомендации в отношении порядка  исчисления налогов, включая правильность применения льгот, перечень вопросов, требующих особого внимания со стороны  руководства организации, предложения  по оптимизации налогообложения  и совершенствованию системы  бухгалтерского и налогового учета  с позиций налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОПУТСТВУЮЩИЕ НАЛОГОВОМУ АУДИТУ УСЛУГИ

 

К сопутствующим услугам  в области налогового консультирования относятся (примерный перечень сопутствующих  услуг приведен в Методике):

    • разработка предложений и рекомендаций по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
    • разработка оптимальных механизмов начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
    • выработка рекомендаций по полному и правильному использованию экономическим субъектом налоговых льгот;
    • разработка комплекса мер, направленного на оптимизацию налогов и снижение налоговых рисков в рамках действующего законодательства;
    • предварительный расчет налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;
    • разработка рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;
    • разработка предложений по созданию у экономического субъекта системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов и сборов;
    • разработка предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;
    • постановка налогового учета;
    • налоговое планирование и оптимизация налогообложения;
    • налоговое сопровождение в виде текущего консультирования по вопросам применения норм налогового законодательства и др.

Приведенные сопутствующие  услуги отличаются по своей сути от непосредственно налогового аудита тем, что налоговый аудит предполагает проведение проверочных мероприятий  в отношении правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в то время как иные сопутствующие  аудиту услуги направлены, прежде всего, на оптимизацию налоговых платежей экономического субъекта, построение системы налогового учета и внутреннего  контроля, а также на консультирование по отдельным вопросам налогообложения.

Информация о работе Налоговый аудит и сопутствующие услуги