Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:03, реферат
Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о налогооблагаемых объектах – имуществе и хозяйственных операциях налогоплательщика и контроля исчисления и уплаты налога на прибыль. При ведении налогового учета необходимо обеспечить прозрачность формирования доходов, расходов и убытков для целей налогообложения, начиная с первичных документов.
Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств закрывается на основании извещения кредитной организации об оплате путем отражения суммы векселя по дебету счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и кредиту соответствующих счетов учета дебиторской задолженности.
При возврате организацией - векселедержателем денежных средств, полученных от кредитной организации в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств, из-за невыполнения в установленный срок векселедателем или другим плательщиком по векселю своих обязательств по платежу производится запись по дебету счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При этом задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная просроченным векселем, продолжает учитываться на соответствующих счетах учета дебиторской задолженности.
Аналитический учет дисконтированных векселей ведется по кредитным организациям, осуществившим учет (дисконт) векселей или иных долговых обязательств, векселедателям и отдельным векселям.
Учет расчетов с кредитными организациями, заимодавцами и векселедателями в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» обособленно.
При получении кредита или займа бухгалтеру необходимо отразить основную сумму долга в соответствии с условиями договора займа или кредитного договора в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором в составе кредиторской задолженности. Сделать это необходимо в момент фактической передачи денег или других вещей. Документами, подтверждающими фактическое получение заемных средств, могут служить приходный кассовый ордер, банковская выписка или приходная накладная в случае получение займа вещами.
Задолженность, как известно, подразделяется на краткосрочную и долгосрочную.
Краткосрочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев.
Долгосрочной задолженностью считается задолженность, срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев.
Согласно пункту 6 ПБУ 15/01 заемщику предоставлено право выбора одного из двух вариантов отражения долгосрочной задолженности в бухгалтерском учете.
Первый вариант предполагает учитывать заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока, в составе долгосрочной задолженности.
Второй вариант основан на переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную, в момент, когда по условиям договора займа или кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней.
Задолженность по кредитам и займам делится на срочную и просроченную.
Срочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке.
Просроченной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения. Организация-заемщик по истечении срока платежа обязана обеспечить перевод срочной задолженности в просроченную. Этот перевод производится организацией в день, следующий за днем, когда по условиям договора займа или кредита заемщик должен был осуществить возврат основной суммы долга.
Многие компании привлекают заемные средства в иностранной валюте, либо условиями договора сумма кредита или займа выражена в условных единицах. В этом случае согласно пункту 9 Положения отражение суммы полученного займа или кредита осуществляется по курсу Центробанка РФ, действовавшему на дату фактического совершения операции (предоставления кредита, займа, включая размещение заемных обязательств), а при отсутствии курса Центробанка РФ, по курсу, определенному по соглашению сторон.
Состав и порядок признания затрат по займам и кредитам.
Классификации затрат, связанные с получением и использованием займов и кредитов:
проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них займам и кредитам;
проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям;
дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств;
курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).
Затраты по полученным займам и кредитам признаются текущими расходами, то есть расходами того периода, в котором они произведены. Включение данных затрат в текущие расходы осуществляется в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам, независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи. Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее операционными расходами и подлежат включению в финансовый результат организации. Исключением являются затраты по кредитам и займам, полученным на приобретение материально-производственных запасов и основных средств.
В случае если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов, других ценностей, работ, услуг, а также выдачи авансов в счет их оплаты, то расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией-заемщиком на увеличение своей дебиторской задолженности.
После получения материально-производственных запасов и иных ценностей, выполнения работ и оказания услуг расходы, связанные с обслуживанием полученных займов и кредитов будут относиться на операционные расходы.
Начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов включаются в их фактическую себестоимость.
Как было сказано выше, организация для привлечения заемных средств может эмитировать ценные бумаги (векселя и облигации). Кроме того векселя могут выдаваться в обеспечение заемных средств. Согласно статье 815 ГК РФ «вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить понаступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы».
«Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права».
Оба вида ценных бумаг, по сути, представляют собой формы договора займа.
В момент выдачи векселя векселедатель отражает сумму, указанную в векселе, как кредиторскую задолженность. При выдаче векселя для получения займа денежными средствами сумма причитающихся векселедержателю к оплате процентов или дисконта включается векселедателем в состав операционных расходов.
Дисконт есть разница между суммой, указанной в векселе и суммой денежных средств, полученных организацией от размещения векселя. Аналогично при размещении облигаций.
Отнесение процентов и дисконта на операционные расходы можно осуществлять двумя способами. Первый способ - это отнесение суммы процентов или дисконта на операционные расходы полностью в момент начисления. Второй - это их предварительный учет в составе расходов будущих периодов в целях равномерного списания.
К инвестиционным активам относятся объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвестиционным активам не относятся. Согласно пункту 23 Положения затраты по полученным займам и кредитам, относящимся к приобретению и (или) строительству инвестиционного актива, должны включаться в стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации. Данное требование ПБУ 15/01 согласуется с методом формирования первоначальной стоимости основных средств, изложенным в ПБУ 6/01 . Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта включаются в фактические затраты таких основных средств и их первоначальную стоимость.
Затраты по полученным займам и кредитам, связанным с формированием инвестиционного актива, по которым амортизация не начисляется, в стоимость такого актива не включаются, а относятся на текущие расходы организации.
Однако стоит заметить, что включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива производится при наличии следующих условий:
возникновение расходов по приобретению и (или) строительству инвестиционного актива;
фактическое начало работ;
наличие фактических затрат по займам и кредитам.
Включать затраты по займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива нужно до первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса. После указанной даты затраты по займам и кредитам относятся на текущие расходы.
Если же инвестиционный актив начал эксплуатироваться до ввода в эксплуатацию, то согласно пункту 31 ПБУ 15/01 указанные затраты необходимо включать в состав текущих расходов начиная с месяца, следующего за месяцем эксплуатации.
В процессе создания инвестиционных активов могут возникнуть ситуации, при которых происходит снижение цен на строительные материалы и оборудование, задержка выполнения отдельных видов работ субподрядными организациями и другие причины. При этом организация временно свободные средства может использовать в качестве долгосрочных или краткосрочных вложений и получать доход. Данный доход должен уменьшать величину затрат связанных с финансированием инвестиционного актива. Уменьшение затрат по займам на величину дохода должно быть подтверждено соответствующим расчетом фактического наличия указанного дохода.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно пункту 28 ПБУ 15/01, при прекращении работ, связанных со строительством инвестиционного актива в течение срока, превышающего три месяца, включение затрат по полученным займам и кредитам, использованным для формирования указанного актива будет относиться на текущие расходы организации. При этом не считается прекращением работ по формированию инвестиционного актива период, в котором осуществляется дополнительное согласование возникших в процессе строительства актива технических или организационных вопросов.
В случае, когда организации приобретают инвестиционный актив за счет заемных средств, полученных на цели, не связанные с его приобретением сумма процентов за использование указанных заемных средств, включается в первоначальную стоимость объекта по средневзвешенной ставке. Пример расчета последней приведен в приложении к ПБУ 15/01. Она равна отношению затрат по кредитам и займам, не связанным с приобретением инвестиционного актива, к средневзвешенной сумме таких займов не погашенных в течение отчетного периода. Средневзвешенная сумма займов и кредитов, не погашенных в течение отчетного периода, определяется путем суммирования остатков непогашенных займов и кредитов на первое число каждого календарного месяца отчетного периода и деления полученной суммы на число календарных месяцев в отчетном периоде
Заемщик довольно часто несет дополнительные расходы при получении кредита или займа. К числу таких расходов относятся:
юридические и консультационные услуги;
осуществление копировально-множительных работ;
оплата налогов и сборов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством);
проведение экспертиз;
услуги связи;
другие затраты, непосредственно связанные с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств.
Включение заемщиком дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов, может производиться двумя способами. При первом способе они относятся в состав операционных расходов в том отчетном периоде, в котором были произведены. При втором способе дополнительные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность с последующим отнесением их в состав операционных расходов в течение срока погашения указанных выше заемных обязательств.
В учетной политике организации согласно требованиям ПБУ 15/01, отраженным в пункте 32 Положения, необходимо раскрыть следующие данные: