Нематариальные активы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить учет нематериальных активов
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность нематериальных активов их классификацию принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов;
- изучить учет поступления, амортизации и выбытия нематериальных активов;
- ознакомится с финансовым анализом нематериальных активов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Сущность нематериальных активов………………………….. 5
1.1 Понятие нематериальных активов…………………………………. 5
1.2 Классификация нематериальных активов…………………..…….. 9
1.3 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов….. 10
Глава 2. Особенности учета нематериальных активов…………….... 15
2.1 Учет поступления нематериальных активов…………………..… 15
2.2 Амортизация нематериальных активов………………………….. 21
2.3 Выбытие нематериальных активов……………………………….. 26
Заключение………………………………………………….………….. 29
Список использованной литература…………………………………. 31

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

ст.

Введение………………………………………………………………….. 3

Глава 1 Сущность нематериальных активов………………………….. 5

1.1 Понятие нематериальных активов…………………………………. 5

1.2 Классификация нематериальных активов…………………..…….. 9

1.3 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов….. 10

Глава 2. Особенности учета нематериальных активов…………….... 15

2.1 Учет поступления нематериальных активов…………………..… 15

2.2 Амортизация нематериальных активов………………………….. 21

2.3 Выбытие нематериальных активов……………………………….. 26

Заключение………………………………………………….………….. 29

Список использованной литература…………………………………. 31

 

Введение

 

 С развитием рыночных  отношений, быстротой и масштабностью  технологических изменений невозможно  обеспечить конкурентоспособность  лишь за счет использования  материальных и финансовых факторов, которые становятся общедоступными для большинства организаций. В этих условиях особый интерес у участников экономических отношений вызывают вопросы, связанные с использованием в деятельности организаций факторов нематериального характера как инструментов повышения их доходности и конкурентоспособности. Наличие в составе внеоборотных средств нематериальных активов увеличивает рыночную стоимость организации, повышает ее инвестиционную привлекательность, защищает от недобросовестной конкуренции, способствует оптимизации издержек производства и коммерческой деятельности, обеспечивает конкурентные преимущества на внутренних и внешних рынках и т.д.

Однако при создании, перераспределении и вовлечении в коммерческий оборот объектов нематериальных активов возникает множество проблем, связанных с их использованием, учетом, управлением, аудитом и анализом. Несовершенство законодательной базы, отсутствие четкой классификации объектов нематериальных активов, недостаточная теоретическая разработанность методик учета, анализа и аудита объектов нематериальных активов – эти и другие проблемы становятся сегодня весьма актуальными для исследования.

  Необходимо отметить, что до недавнего времени в нашей стране отсутствовало само понятие нематериальных активов. С развитием рыночных отношений это понятие не только вошло в теорию российского бухгалтерского учета, но и стало применяться на практике. Учет, анализ и аудит нематериальных активов вызывает множество вопросов, что свидетельствует о востребованности и практической значимости предлагаемой темы исследования. Специфика нематериальных объектов состоит в том, что они не имеют вещественно-натуральной формы и это обстоятельство, в первую очередь, определяет трудности их учета, анализа и аудита. Правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций устанавливает Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)

Цель работы изучить учет нематериальных активов

Задачи исследования:

- рассмотреть сущность  нематериальных активов их классификацию принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов;

- изучить учет поступления,  амортизации и выбытия нематериальных  активов;

- ознакомится с финансовым  анализом нематериальных активов.

 

Глава 1 Сущность нематериальных активов

 

1.1 Понятие нематериальных активов

 

Нематериальные активы  представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью  приносить  организации экономические выгоды, т. е. доход.

Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив». В свою очередь, «нематериальный» (англ. – intangible) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.

  В бухгалтерском понимании нематериальных активов принято различать: идентифицируемые НМА, к числу которых относятся интеллектуальная собственность (ИС) и некоторые другие имущественные права, способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года); и неидентифицируемые НМА, иногда называемые активами типа гудвилл. В бухгалтерском понимании гудвилл (деловая репутация) возникает только при покупке фирмы. Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

 В некотором смысле  символ деловой репутации (гудвилл) - это товарный знак. Обычно под  деловой репутацией понимают  положительную оценку юридического  лица другими участниками имущественного  оборота. По мере добросовестного  использования, рекламирования и т.д. стоимость этой связки (товарный знак плюс репутация) постоянно растет. Очень важно при этом, что речь идет не просто о товарном знаке, а именно о его связке с деловой репутацией. Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Неким коммерческим эквивалентом репутации, в отличие от товарного знака, является брэнд.

Брэнд - различающее название и/или символ, предназначенный для  идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товара или услуги от аналогичных товаров конкурентов. Таким образом, брэнд сообщает клиенту о происхождении продукта и защищает клиента и производителя от конкурентов, которые пытались бы поставлять продукты, кажущиеся идентичные.

Таким образом, НМА в  бухгалтерском смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). В статье 138 ГК РФ понятие ИС используется для обозначения исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Конкретное содержание исключительных прав определяется специальными законами, к числу которых относятся патентный закон, закон об авторском праве и смежных правах, закон о товарных знаках и т.д.

В международных соглашениях, участницей которых является Российская Федерация, понятие ИС используется, как правило, в более широком смысле. Так, в соответствии с n.VIII ст.2 Конвенции, учреждающей ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), «интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

Область применения понятия  ИС не ограничивается только исключительными  правами, а распространяется на всю  совокупность имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) - охраноспособные  результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том  числе: объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), на которые выданы или могут быть выданы охранные документы в соответствии с Патентным законом РФ или соответствующими законами других стран; программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; произведения науки (научные отчеты) и  другие   объекты   авторского   права   в   научно-технической сфере, охраняемые Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»; «ноу-хау» - результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Согласно Международных  Стандартов Финансовой Отчетности  38 «Нематериальные активы» нематериальный актив как объект интеллектуальной собственности - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для административных целей.

При определении нематериальных активов в оценочной деятельности оценщик должен принимать в расчет все нематериальные активы, как учитываемые  на балансе, так и не учитываемые  на балансе. При этом к числу «активов», не учитываемых на балансе, относятся, например, «персональный гудвилл» и «собранная вместе и обученная рабочая сила». Эти «активы» не могут принадлежать и не принадлежат компании, поэтому они не могут называться активами (без кавычек). Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и нематериальных активов эти «активы» необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании в целом может быть решающим.

Налоговое законодательство дает определение понятию нематериального  актива в п. З статьи 257 Налогового кодекса РФ: нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального  актива необходимо наличие способности  приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

 К нематериальным активам не относятся:

а) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы;

б) не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

в) материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

г) финансовые вложения.

В отличие от правил бухгалтерского учета, Налоговый кодекс относит  к нематериальным активам, в частности  «владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в  отношении промышленного, коммерческого или научного опыта». Это очень существенно, так как большинство результатов интеллектуальной деятельности на российских предприятиях охраняется именно как ноу-хау. Под термином «ноу-хау» часто понимают знания, неотчуждаемые от конкретного человека или от компании (предприятия). Эти знания могут повышать стоимость компании, но не могут быть активами в традиционном смысле, тем более они не являются ОИС. Если речь идет о технических или технологических ноу-хау, то наиболее полно и точно этот термин (know-haw) определен в инструкциях Европейского Союза, а именно: «ноу-хау» означает массив технической информации, которая является секретной, существенной и идентифицированной в любой подходящей форме.

 

1.2 Классификация нематериальных активов

 

Известно, что существует множество разнородных по составу объектов нематериальных активов, которые по тем или иным признакам объектов можно  классифицировать следующим образом  (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

Классификация нематериальных активов

Признак классификации

Группа нематериальных активов

      1

2

 

Вид нематериальных активов 

  • Объекты интеллектуальной  собственности
  • Отложенные затраты
  • Деловая репутация

 

 

 

 

Канал поступления на предприятие

  • Внутренний
  • Внешний

 

Срок службы

  • Нематериальные активы с ограниченным сроком службы
  • Нематериальные активы с неограниченным сроком службы

Погашение стоимости

  • Амортизируемые нематериальные активы
  • Неамортизируемые нематериальные активы

Объем получаемых прав на объект

  • Исключительные права
  • Неисключительные права

Возможность существования  отдельно от юридического лица

  • Идентифицируемые
  • Неидентифицируемые

 

Таким образом, особенность  нематериальных активов состоит  в том, что они используются предприятием в хозяйственной деятельности с  целью извлечения дохода в течение длительного периода времени, и они не имеют вещественно-натуральной формы.

Информация о работе Нематариальные активы