Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:07, реферат
Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Целью данной курсовой работы является изучение аудиторской деятельности: ее организация и нормативное регулирование.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности……………………..…4
2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности………………….9
2.1 Правовые основы аудиторской деятельности………………………….….9
2.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - основа регулирования аудиторской деятельности……………………………….……14
2.3 Стандарты аудиторской деятельности……………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………….....22
Список литературы………………………………………………………………23
Обязательный аудит проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Аудит
по специальным аудиторским
2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
2.1 Правовые основы аудиторской деятельности
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:
Из приведенного перечня нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности можно выделить: кодексы и федеральные законы; постановления Правительства РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, федеральные стандарты.
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
В
мировой практике можно выделить
2 различные концепции
Вторая
концепция развита в
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится на стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Эта
система включает 4 основных уровня
(табл. 1), расположенных сверху вниз.
Каждый уровень обладает определенными
видами документов, областью регулирования
и степенью их разработанности.
Таблица. 1
Уровнирегули-рования | Виды и наименования нормативных документов | Область регулирования и использования | Степень разработанности |
I | Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 - ФЗ | Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе | Закон принят |
I I | Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности | Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг | Федеральные стандарты (разработано и утверждено 36 стандарта) |
Законодательные и подзаконные акты | Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов | Разработаны и утверждены с соответствии с ФЗ нормативные документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности и др. | |
III | Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений | Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений | Разработаны аккредитивными профессиональными аудиторскими объединениями |
Нормативные
документы министерств и |
Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский | Министерствами и ведомствами принят и разрабатывается ряд документов по видам аудита | |
IV | Внутренние аудиторские стандарты | При проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг | Разработаны и приняты аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами |
Первый (верхний) уровень включает закон об аудиторской деятельности, который был принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ 36 федеральных стандарта.
Третий
уровень охватывает внутренние стандарты
профессиональных аудиторских объединений,
а также нормативные акты министерств
и ведомств, устанавливающие правила
организации аудиторской
Четвертый
уровень включает внутренние стандарты
аудиторской деятельности, которые
разрабатывают аудиторские
2.2
Федеральный закон
«Об аудиторской
деятельности» - основа
регулирования аудиторской
деятельности
Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.) знаменует новый (третий) этап развития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял сове место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.
Закон
был подготовлен рабочей
Федеральный
закон «Об аудиторской
В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.
Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (организационно-правовая структура аудиторской деятельности в РФ приведена на рис.2).
В законе определена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите. В соответствии с федеральным законом должны быть приведены все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ.
Основные положения закона получили в них конкретные уточнения и разъяснение, что позволило регулировать аудиторскую деятельности непосредственно, начиная с момента его вступления в действие.
Прошедший
период после принятия закона характеризовался
динамичным развитием системы российского
аудита, чему способствовало значительная
работа, проделанная МФ РФ по реализации
основных положений закона. В развитии
закона были приняты по вопросам аудиторской
деятельности Постановления Правительства
РФ, изданы приказы и положения Министерства
финансов РФ.
Рис.2.
Организационно-правовая структура
аудиторской деятельности в РФ
2.3
Стандарты аудиторской
деятельности
В
целях обеспечения качества проведения
аудита и оказания аудиторских услуг
возникает необходимость
Правила (стандарты) аудита – это общие руководящие нормы и правила, формирующие единые основополагающие требования, определяющие нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
На основании аудиторских правил (стандартов) регулируется качество профессиональной деятельности аудиторов.
Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты
определяют общий подход к проведению
аудита, масштаб проверки, виды отчетов
аудиторов, вопросы методологии, а
также основные принципы, которым
должны следовать аудиторские
Следует иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретные действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в ходе проведения аудита, которые могут быть различными, и рациональность которых аудитором должна быть обоснована.
В мировой практике аудиторская деятельность строится в соответствии с международными стандартами. Это, во-первых, общие стандарты, где изложена сущность, цели, задачи и обязанности сторон; во-вторых, профессиональные стандарты, где изложены понятия независимости, объективности, конфиденциальность выдаваемой информации, в-третьих, эксплуатационные стандарты, содержащие методику непосредственно аудиторских проверок, оценку их соответствия законодательным актам, и в-четвертых, стандарты, регламентирующие форму и сроки представления результатов аудита.
Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:
- международные стандарты;
- национальные стандарты;
- внутрифирменные стандарты.