1.2.5. Первоначальный
и согласованный аудит.
Первоначальный
аудит проводится аудитором (фирмой)
впервые для данного клиента. Это существенно
увеличивает риск и трудоемкость аудита,
т.к. аудиторы не располагают необходимой
информацией об особенностях деятельности
клиента.
Согласованный
(повторный) аудит осуществляется повторно
или регулярно. Основан на знании специфики
клиента, его положительных и отрицательных
сторон в организации бухгалтерского
учета, результатах длительного сотрудничества
с клиентом (консультирование, помощь
в организации системы внутреннего контроля
и т.д.).
Практика работы аудиторских
фирм свидетельствует о преимуществе
согласованного (повторного) аудита. Такое
сотрудничество удобно аудиторам, которые
в течение многих лет основательно изучают
деятельность клиента, и клиенту, который
получает высококвалифицированную, всестороннюю,
основанную на многолетнем сотрудничестве
помощь и оценку. Смена аудиторской фирмы
вызывает настороженность, как у потребителей
информации, так и у новых аудиторов.
1.3. Аудиторские стандарты,
их виды и значение
Аудиторские стандарты формулируют
единые основополагающие предписания,
определяющие нормативные требования
к качеству и надежности аудита и обеспечивающие
гарантии результатов аудиторской проверки
при их соблюдении.
Аудиторские стандарты являются
основанием для доказательства в суде
качества проведения аудита и определения
меры ответственности аудитора.
Стандарты определяют общий
подход к проведению аудита, масштаб проверки,
виды отчетов аудитора, вопросы методологии,
а так же основные принципы, которым должны
следовать все представители этой профессии.
Аудитор, который отступает от стандарта,
должен обосновать причину этого.
Значение стандартов аудита:
- обеспечивать высокое
качество аудиторской проверки;
- содействуют внедрению
в практику научных достижений
;
- помогают пользователям
понять процесс проверки;
- создают общественный
престиж профессии;
- устраняют контроль со
стороны государства;
- помогают аудитору вести
переговоры с клиентом.
Разработкой стандартов на
международном уровне занимается много
организаций, в том числе и Международная
организация бухгалтеров, которая было
создана в 1977 году. В ее рамках аудиторскими
стандартами занимается Международный
комитет по аудиторской практике, действующий
на правах постоянного комитета. Международные
стандарты проведения аудита, которые
издает Комитет, способствуют развитию
профессии в тех странах, где ее уровень
ниже общемирового, и унификация подхода
к аудиту в международном масштабе.
Международные стандарты применяются
в любых случаях проведения независимого
аудита. Однако Международные стандарты
не превалируют над местными.
Варианты использования международных
стандартов
1. Международные стандарты
используют в качестве базы
для разработки собственного
документа, например в Австралии,
Бразилии, Индии, Голландии.
2. Международные стандарты
могут восприниматься в качестве
национальных стандартов, например
Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи.
3. Международные стандарты,
в развитых странах, профессиональными
организациями могут приниматься
просто к сведению, например Канада,
Великобритания, Ирландия, США.
1.4.Виды аудиторских
стандартов
1. Общие стандарты аудита:
- Основные принципы аудита.
- Цели и объем проверки
финансовых отчетов.
- Письмо-обязательство о
согласии на проведение аудита.
2. Рабочие стандарты аудита:
- Аудиторские доказательства ( вид,
источники, методы получения )
- Действия аудитора при
выявлении мошенничества или
ошибок.
- Использование работы
эксперта
- Информация для руководителя.
3. Стандарты отчетности:
- Отчет аудитора о проведении
финансовой отчетности.
- Виды аудиторских заключений.
- Дата составления аудиторского
отчета, события после подписания
баланса.
4. Документы третьего
уровня ( внутренние стандарты аудита)
- Определение целей соглашения
для аудита.
- Обзор бизнеса.
- Оценка возможности риска.
- Оценка систему внутреннего
контроля.
- Определение стратегии
аудиторской проверки.
- Оценка эффективности
контроля.
- План независимых обследований.
- Завершение проверки.
- Представление заключения.
2.Организация
и нормативное регулирование
аудиторской деятельности в РФ
Правовые
основы аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность в
РФ осуществляется в соответствии с Федеральным
законом «Об аудиторской деятельности
» (далее – ФЗ № 119) и принятым во исполнение
закона федеральными правилами (стандартами),
указами Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ, регулирующими отношения,
возникающие при осуществлении аудиторской
деятельности.
Можно выделить пять уровней
правового регулирования аудиторской
деятельности:
- федеральное законодательство
(Закон «Об аудиторской деятельности»,
Гражданский кодекс, Уголовный кодекс
и др.);
- указы Президента РФ
и постановления Правительства
РФ;
- федеральные правила (стандарты)
аудиторской деятельности;
- инструкции Минфина России
и Центрального банка РФ по
аудиторской деятельности;
- внутрифирменные стандарты,
разрабатываемые для детализации
правил аудиторской деятельности
и международных стандартов.
Лицензирование
аудиторских организаций
Аудиторская организация
осуществляет свою деятельность по проведению
аудита после получения лицензии на условиях
и в порядке, предусмотренном ФЗ № 119 и
постановлением Правительства «Положение
о лицензировании аудиторской деятельности»
от 29 марта 2002г. Лицензирующим органом
является Департамент организации аудиторской
деятельности Минфина России. Перечень
документов, требований и условий, необходимых
для подачи заявления о предоставлении
лицензии на осуществлений аудиторской
деятельности, утвержден письмом Минфина
России от 11 апреля 2002г.
Аудиторская организация может
быть создана в любой организационно –
правовой форме, за исключением открытого
акционерного общества.
Не менее 50% кадрового состава
аудиторской организации должны составлять
граждане РФ, постоянно проживающие на
ее территории, а в случае если руководителем
аудиторской организации является иностранный
гражданин, - не менее 75% (ФЗ № 119).
В штате аудиторской организации
должно состоять не менее пяти аудиторов.
Лицензии выдаются отдельно
на осуществление:
- банковского аудита;
- аудита страховых организаций
и обществ взаимного страхования;
- аудита бирж, внебюджетных
фондов и инвестиционных институтов.
Если в соответствии с законодательством
РФ оказание отдельных видов сопутствующих
аудиту услуг требует получения соответствующей
лицензии, аудиторские организации и индивидуальные
аудиторы не вправе оказывать такие услуги
без получения соответствующей лицензии.
Аттестация
на право осуществления аудиторской деятельности
Аттестация на право осуществления
аудиторской деятельности (далее - аттестация)
осуществляется в соответствии с федеральным
законодательством для проверки квалификации
физических лиц, желающих заниматься аудиторской
деятельностью. Необходимость аттестации
определяется той мерой ответственности,
которую берет на себя аудитор, давая публичное
официальное заключение о достоверности
отчетности проверяемого экономического
субъекта.
Аттестация осуществляется
в форме квалификационного экзамена, который
проводится в виде тестирования и письменного
экзамена. Аттестации предшествует обучение,
проводимое в специализированных аккредитованных
учебных центрах по специальным программам.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный
экзамен, выдается квалификационный аттестат
аудитора. Начиная с 2002г. квалификационный
аттестат аудитора выдается без ограничения
срока его действия. Ранее действовавшие
аттестаты продляются бессрочно.
К претендентам на получение
квалификационного аттестата аудитора
предъявляются следующие требования:
- наличие документа о
высшем экономическом и (или) юридическом
образовании, полученном в российских
учреждениях высшего профессионального
образования, имеющих государственную
аккредитацию. Допускается предъявление
документа о высшем экономическом
и (или) юридическом образовании, полученном
в образовательном учреждении
иностранного государства, при документальном
подтверждении эквивалентности
указанного документа российскому
документу государственного образца
о высшем экономическом и (или)
юридическом образовании;
- наличие стажа работы
по экономической или юридической
специальности не менее трех
лет.
Закон «об аудиторской деятельности»
устанавливает следующие основания для
аннулирования квалификационного аттестата
аудитора:
- установление факта получения
квалификационного аттестата аудитора
с использованием подложных документов;
- вступление в законную
силу приговора суда, предусматривающего
наказания в виде лишения права
заниматься аудиторской деятельностью
в течении определенного срока;
- установление факта несоблюдения
требований ст.8 и 12 ФЗ № 119;
- установление факта систематического
нарушения аудитором при проведения
аудита требований, определенных
законодательством РФ или федеральными
правилами (стандартами) аудиторской
деятельности;
- установление факта подписания
аудитором аудиторского заключения
без проведения аудиторской проверки;
- установления факта неосуществления
аудиторской деятельности в течении
двух календарных лет подряд;
- нарушение аудитором
требования о прохождении обучения
по программам повышения квалификации.
Обязательный
и инициативный аудит
Аудиторская проверка может
быть обязательной и инициативной.
Инициативная проверка проводится
по решению экономического субъекта по
направлениям и вопросам, согласованным
с экономическим субъектом. Осуществление
обязательной аудиторской проверки не
зависимо от его воли и желания и проводится
а обязательном порядке в случаях, установленных
законом «Об аудиторской деятельности».
Обязательный аудит – ежегодная
обязательная аудиторская проверка ведения
бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности организации или индивидуального
предпринимателя.
Обязательный аудит проводится
в:
- открытых акционерных
обществ;
- кредитных организаций;
- страховых организаций;
- обществах взаимного
страхования;
- товарных или фондовых
баржах;
- инвестиционных фондов;
- государственных внебюджетных
фондах, источником образования
средств которых являются предусмотренных
законодательством РФ обязательные
отчисления, производимые физическими
и юридическими лицами;
- фондах, источником образования
средств которых являются добровольные
отчисления физических и юридических
лиц;