Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 16:42, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести оценку рентабельности деятельности организации на основе формы «Отчет о финансовых результатах», сделать соответствующие выводы и рекомендации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить методики анализа отчета о финансовых результатах;
- провести анализ показателей доходов и расходов;
- осуществить факторный анализ прибыли от продаж;
- провести анализ прибыли до налогообложения;
- сделать анализ показателей рентабельности;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……….……………………………………….…………………5
1.1. Прибыль как основной показатель деятельности предприятия. Классификация факторов, влияющих на рентабельность и основные методики проведения факторного анализа……………………………………..5
1.2. Аналитические возможности отчета о финансовых результатах и его значение в оценке рентабельности деятельности организации…..………..…11
2. Оценка рентабельности деятельности организации НА ОСНОВЕ ДАННЫХ Отчета о финансовых результатах на примере ОАО «НПК «ЭЛАРА» имени Г.А.Ильенко…………………19
2.1. Экономическая характеристика организации………………..………...….19
2.2. Анализ доходов и расходов и финансовых результатов ………………...26
2.3. Факторный анализ прибыли от реализации ..…………………………..…31
2.4. Факторный анализ рентабельности продаж..……………………...………35
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ.………………………………………...……………….………37
Заключение……………………………………………………………….…40
Список использованной литературы……………………………..42
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……….………………………………………
1.1. Прибыль как основной показатель деятельности предприятия. Классификация факторов, влияющих на рентабельность и основные методики проведения факторного анализа……………………………………..5
1.2. Аналитические возможности отчета о финансовых результатах и его значение в оценке рентабельности деятельности организации…..………..…11
2. Оценка рентабельности деятельности организации НА ОСНОВЕ ДАННЫХ Отчета о финансовых результатах на примере ОАО «НПК «ЭЛАРА» имени Г.А.Ильенко…………………19
2.1. Экономическая характеристика организации………………..………...….19
2.2. Анализ доходов и расходов и финансовых результатов ………………...26
2.3. Факторный анализ прибыли от реализации ..…………………………..…31
2.4. Факторный анализ рентабельности продаж..……………………...………35
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА
ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ.………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..42
Приложения
Введение
Успешность работы предприятия в рыночных условиях хозяйствования оценивается не в количестве произведенной продукции, а в величине прибыли, полученной при реализации товаров, пользующихся платежеспособным спросом. Величина прибыли зависит от объема, ассортимента реализуемой продукции, уровня издержек производства и уровня цен, по которым она продается. Поэтому прибыль является результатом не только успешного использования факторов производства, но и синтетическим показателем всех видов хозяйственно-производственной деятельности.
Вместе с тем получение прибыли должно носить не одноразовый, а постоянный характер, что возможно только на базе непрерывного экономического роста предприятия. При этом экономический рост предприятия может быть обеспечен лишь при условии использования форм и методов хозяйствования, адекватных рыночным отношениям. Установление этих форм немыслимо без рассмотрения сущности функционирования предприятия и показателей его результатов в условиях рынка.
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
Актуальность обусловлена тем, что показатели рентабельности, применяющиеся при анализе эффективности управления предприятием и определении долгосрочного благополучия организации, в дальнейшем используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования, и правильная их оценка дает руководству организации наиболее точную информацию о состоянии организации в целом.
Цель курсовой работы - провести оценку рентабельности деятельности организации на основе формы «Отчет о финансовых результатах», сделать соответствующие выводы и рекомендации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить методики анализа
отчета о финансовых
- провести анализ показателей доходов и расходов;
- осуществить факторный анализ прибыли от продаж;
- провести анализ прибыли до налогообложения;
- сделать анализ показателей рентабельности;
- выявить комплекс мер с целью оптимизации деятельности хозяйствующего субъекта.
Объектом исследования является ОАО НПК «ЭЛАРА» имени Г.А.Ильенко».
В работе изучались и использовались научные труды известных экономистов В.Г.Артёменко и В.В. Остаповой, Т.А. Пожидаевой, О.В. Ефимовой и М.В. Мельника, Л.В. Донцовой и Н.В. Никифоровой, М. А. Вахрушиной и Н. С. Пласковой.
Информационной основой работы являются данные учебной и учебно-методической литературы, материалы, опубликованные в периодической печати, работы научно-исследовательских центров, вузов.
Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Прибыль как основной показатель деятельности предприятия. Классификация факторов, влияющих на рентабельность и основные методики проведения факторного анализа
Исключительно важную роль в системе оценки результативности, деловых качеств предприятия и степени его надежности играют показатели прибыли и рентабельности. В прибыли аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты деятельности предприятия.
Анализ финансовых результатов (прибыли) деятельности предприятия заключается в:
Необходимыми документами для подробного анализа прибыли и рентабельности являются Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.
Для начала необходимо найти следующие показатели:
1) абсолютное отклонение прибыли (∆П):
∆П = П1 – П0, где П1, П0 — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;
2) темп роста (снижения) (Т):
Т = П1 / П0 x 100 %;
3) уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг:
Уi = Пi / Вi x 100 %,
где i = 0 — базисный период;
i = 1 — отчетный период;
4) изменение структуры (∆Y):
∆Y = Y1 – Y0,
где Y1, Y0 — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.
При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
Отметим основные типы факторного анализа:
Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:
Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:
Для дальнейшего анализа прибыли, факторы, влияющие на ее значение, представим в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия
№ п/п |
Показатель |
Отчетный период |
Базовый период |
1 |
1. Количество проданной продукции (товаров), шт. |
q1 |
q0 |
2 |
2 Цена продукции, тыс. руб. |
p1 |
p0 |
3 |
3 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. |
В1 |
В0 |
4 |
4 Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб. |
S1 |
S0 |
5 |
Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт. |
Sед. 1 |
Sед. 0 |
6 |
Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. |
П1 |
П0 |
Порядок расчета влияния перечисленных факторов на прибыль представлен в табл. 2 и 3.
По данным таблицы 2 произведем расчет показателей в ценах базового года, сопоставимых ценах отчетного года и ценах отчетного года. Соответственно, проанализируем выручку от реализации продукции (товаров), полную себестоимость и прибыль от реализации товарной продукции. Показатели и коэффициенты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели деятельности за базовый год в сопоставимых ценах
№ п/п |
Показатель |
Базовый год |
Отчетный год в сопоставимых ценах (q1 x p0) |
Отчетный год |
1 |
Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. |
В0 |
В' |
В1 |
2 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
S0 |
S' |
S1 |
3 |
Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. |
П0 |
П' |
П1 |
На основании данных таблиц 1 и 2 можно проанализировать влияние на прибыль от реализации изменение каждого фактора, а также совокупное влияние факторов. Данные расчетов представим в таблице 3.
Таблица 3
Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции
Фактор |
Формула расчета |
Изменение отпускных цен на продукцию |
∆p1 = В1 – В' |
Изменение в объеме продукции |
∆p2 = p0 x (S' / S0) – p0 |
Изменение в структуре продукции |
∆p3 = p0 x((В' / В0) – (S'/S0)) |
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции |
∆p4 = S' – S1 |
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции |
∆p5 = S0 x (В' / В0) – S' |
Совокупное влияние факторов |
Сумма = ∆p1 + ∆p2 + ∆p3 + ∆p4 + ∆p5 |
Согласно таблице 3 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора.
1) расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:
ΔП = П1 – П0.
2) расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δp1):
Δp1 = В1 – В' = q1 x p1 – q1 x p0, где
В1 = q1 x p1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;
В' = q1 x p0 — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.
3) расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δp2):
Δp2 = П0 x (S'/ S0) – p0, где
S' — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;
S0 — полная себестоимость базисного года.
4) расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (Δp3):
Δp3 = П0 x ((В' / В0) – (S' / S0)).
5) расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости (Δp4):
Δp4 = S'– S1, где
S1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.
6) расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δp5):
Δp5 = S0 x (В' / В0) – S'.
После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле: