Оценка существенности и риска в процессе аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 18:42, реферат

Описание работы

Планируя аудиторскую проверку, необходимо установить материальность (существенность) аудита.
Материальность (существенность) - это максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемой финансовой отчетности, и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.

Файлы: 1 файл

Реферат по 2 модулю.docx

— 23.98 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства РФ ФГБОУ ВПО «Ульяновская Государственная Сельскохозяйственная Академия им. П.А. Столыпина

 

 

Факультет экономический

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

Реферат по аудиту на тему: « Оценка существенности и риска в процессе аудиторской деятельности»

 

 

 

 

Выполнила :студентка  5 курса 2 группы

экономического факультета

Шманатова Надежда

Проверила :Хамзина Оксана Ивановна

 

 

 

Ульяновск 2015

 

Существенность в аудите.

Планируя аудиторскую проверку, необходимо установить материальность (существенность) аудита.

Материальность (существенность) - это максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемой финансовой отчетности, и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.

При этом необходимо иметь представление о возможных пользователях информации и о возможных решениях, которые могут приниматься для того, чтобы определить допустимую степень погрешности в отчете. Оценка материальности зависит от опыта и квалификации аудитора, и определяется им самим для каждого клиента с учетом объема и специфики его деятельности.

В начале проверки аудитор должен решить, какую общую сумму ошибки можно считать существенной, и исходя из этого, организует процесс сбора необходимых доказательств. Суждение аудитора о степени материальности достаточно субъективно и требует от него высокого профессионализма, опыта работы, знания специфики деятельности клиента, а также особенности экономической и социальной среды.

Можно не брать во внимание неточности в бухгалтерской отчетности, когда:

1.Они мелкие и не влияют  на решение пользователей финансовой  отчетности.

2.Когда затраты на выявление и исправление мелких ошибок слишком велики.

3.Когда время, затраченное на  эти цели, может отсрочить публикацию  бухгалтерской отчетности.

Некоторые аудиторы считают, что необходимы точные количественные оценки материальности. Другие против таких жестких оценок. Погрешности можно измерять по отношению: к общему объему реализации, налогооблагаемой базе, общей сумме активов баланса, балансовой величине основных средств по остаточной стоимости. Чаще всего считается, что отклонение показателя до 5 % будет незначительным, а более 10 % - существенным, т.е. материальным. Однако не все ошибки и обстоятельства можно оценить количественно. Например, незаконный характер операций, нарушение условий контракта.

При оценке материальности используют 2 основных подхода:

  • Индуктивный подход - предполагает оценку материальности отдельно для каждой статьи отчетности, а затем суммирование оценок для определения общей материальности.
  • Дедуктивный подход - предполагает определение материальности для всей финансовой отчетности в целом, а затем распределение оценки по отдельным статьям отчетности, чтобы определить объем работ по каждому счету. Используя дедуктивный подход можно избежать ситуации, когда сумма оценок материальности по отдельным статьям превышает допустимую величину для отчета о финансовых результатах баланса или отчета о движении денежных средств.

 

Виды и оценка аудируемого риска.

С аудитом финансовой отчетности связаны непосредственно следующие виды риска: предпринимательский и риск аудитора.

Предпринимательский риск для бизнеса состоит в том, что аудитор или аудиторская фирма могут потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительно. Этот вид риска зависит от следующих факторов: конкурентоспособности аудиторской фирмы, от финансового положения клиента, от компетентности администрации и учетного персонала клиента.

Сущность риска аудитора состоит в том, что аудитор может допустить некоторые погрешности в своей работе и при подведении общих итогов сделать неверные выводы.

Различают 2 основных метода оценки аудиторского риска:

1.Интуитивный.

2.Расчетный.

Интуитивный метод заключается в том, что аудиторы исходя из собственного опыта и знания деятельности клиента определяют риск на основании отчетности или по данным устного опроса, тестирования администрации и используют эту оценку в планировании аудита. Такой метод используется по отношению лишь к небольшим организациям, поэтому не получил широкого применения в мировой практике.

Расчетный метод предполагает оценку аудиторского риска путем составления и решения факторных моделей относительных величин.

Аудиторский риск состоит из 3 компонентов:

  1. внутрихозяйственный риск (ВХР)
  2. риск средств контроля (РК)
  3. риск не обнаружения (РН)

Произведение трех данных компонентов определяет величину приемлемого аудиторского риска:

ПАР = ВХР*РК*РН,

где ПАР - приемлемый аудиторский риск, выражающий меру готовности аудитора признать приемлемой вероятность содержания в финансовой отчетности материальных (существенных) ошибок после завершения аудита и выдачи клиенту стандартного аудиторского заключения без оговорок.

Это субъективно установленный уровень риска. Если аудитор полагает, что вероятность банкротства клиента высока и в связи с этим возрастает предпринимательский риск аудитора, то необходимо снизить уровень ПАР.

ВХР - это установленный аудитором уровень риска, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам. Оценивая ВХР, аудитор должен учитывать следующие основные факторы: характер бизнеса клиента; честность администрации; профессионализм учетного персонала. Некоторые факторы, например честность администрации, оказывают сильное влияние на отклонение от норм, поэтому большинство аудиторов, даже при самых благоприятных обстоятельствах устанавливают уровень ВХР значительно выше 50 %.

РК - представляет собой оценку аудиторами эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента в отношении ее способности предотвращать и обнаруживать ошибки. Если система внутреннего контроля абсолютно не эффективна, то РК составляет 100 %. РК обратно пропорционален риску не- обнаружения (РН).

РН - это риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок в финансовой отчетности. Риск необнаружения определяет количество свидетельств, которые аудитор планирует собрать. Если планируется низкий уровень риска, необходимо получить большее количество свидетельств. Когда аудитор готов взять на себя больший риск, свидетельств требуется меньше.

Система организации внутреннего контроля и методы ее оценки.

 Система внутреннего контроля - и это совокупность организационных мер, методик и действий, применяемых руководством и работниками экономического субъекта для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Хорошо организованная система внутреннего контроля должна обеспечивать:

  1. Соблюдение требований законодательных и нормативных актов при осуществлении хозяйственных и финансовых операций;
  2. Исполнительскую дисциплину на всех уровнях управленческой структуры экономического субъекта;
  3. Своевременность, правильность и полноту оформления бухгалтерских документов и составления бухгалтерской отчетности;
  4. Предотвращение и выявление ошибок и нарушений;
  5. Сохранность активов экономического субъекта.

Система внутреннего контроля на любом предприятии включает в себя большое количество разнообразных элементов (например, еженедельная планерка у директора предприятия с отчетами руководителей подразделений - тоже элемент внутреннего контроля).

Согласно классификации, приведенной в упомянутых выше федеральных стандартах, все элементы системы внутреннего контроля могут быть подразделены на три группы:

  1. надлежащую систему бухгалтерского учета;
  2. контрольную среду;
  3. средства контроля.

Рассмотрим эти составляющие. Начнем с системы бухгалтерского учета. Согласно Закону РФ «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Основной задачей бухгалтерского учета (в числе прочих) является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. Организация бухгалтерского учета предполагает в качестве одной из его функций контроль за хозяйственными операциями (п.3 ст. 6 закона), а в обязанности главного бухгалтера Закон вменяет обеспечение соответствия осуществления хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств (п. 3 ст. 7 закона). Поэтому хорошо организованный бухгалтерский учет на предприятии уже содержит в себе надежные элементы внутреннего контроля (например, составляя годовую отчетность, ответственный и добросовестный главный бухгалтер обязательно сверит суммы задолженностей с дебиторами и кредиторами - это элемент внутреннего контроля в бухгалтерском учете, предусмотренный ст. 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете»).

Бухгалтерский учет на предприятии будет хорошо организован, надежен и эффективен, если он соответствует требованиям указанного закона, а также требованиям положений (ПБУ) Минфина РФ, в первую очередь таких, как Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», ПБУ 5/01 «Учет материально производственных запасов» и др.

В процессе изучения системы бухгалтерского учета на предприятии аудитор прежде всего использует результаты предварительного планирования, а также применяет некоторые аудиторские процедуры, чаще всего такие, как:

  1. Осмотр;
  2. Опрос;
  3. Просмотр документов (сканирование и прослеживание);
  4. Проверка соблюдения установленных правил.

Поскольку на данном этапе планирования указанные процедуры применяются с целью проверки соответствия системы бухгалтерского учета требованиям положений по бухгалтерскому учету Минфина РФ, то все они являются процедурами на соответствие.

Методику и порядок применения указанных процедур для изучения системы бухгалтерского учета аудиторы разрабатывают самостоятельно, в своих внутрифирменных стандартах (п. 2.6 общероссийского стандарта «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии»).

В качестве рекомендации для разработки таких методик укажем, что в ходе изучения системы бухгалтерского учета аудитору необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Общие вопросы бухгалтерского учета
  2. Форма бухгалтерского учета, его автоматизация
  3. Организация бухгалтерской службы, распределение обязанностей
  4. Квалификация и опыт работы главного бухгалтера

Наличие организационно-распорядительной документации, организация подготовки, оборота и хранения документов :

  • Конкретные вопросы бухгалтерского учета.
  • Наличие приказа по учетной политике, соответствие учетной политики требованиям ПБУ 1/98.
  • Порядок документирования хозяйственных операций.
  • Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
  • Ведение регистров бухгалтерского учета.
  • Порядок отражения операций в регистрах учета.
  • Порядок составления бухгалтерской отчетности.

В ходе изучения перечисленных вопросов аудитор должен уяснить, соответствует ли организация бухгалтерского учета требованиям ПБУ Минфина РФ и не содержит ли она существенных нарушений. При использовании для этого процедуры просмотра документов (при большом их количестве) значительную экономию времени и сил дает применение выборочных статистических методов.

Информация о работе Оценка существенности и риска в процессе аудиторской деятельности