Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 16:47, реферат
Оценка - способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета (имущества,обязательств и хозяйственных операций) посредством сложения произведенных в них затрат для отражения их в учете и бухгалтерской отчетности. Применение оценки обеспечивает реальность и сопоставимость
показателей хозяйственной деятельности предприятий.
Для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними необходима их правильная оценка
1. Введение………………………………………………………………………3
1.1. Общие сведения метода оценки в бухгалтерском учете………………………………………………………………..3
1.2. Виды оценок……………………………………………………….5
2. История становления оценки в бухгалтерском учете..........................22
2.1. Американская школа………………………………………….…22
2.2. Пример становления оценки в немецкой школе (XIX – XX вв.) ………………………………………………………………..23
3. Современное состояние оценки в бухгалтерском учете………………...26
4. Перспективы развития……………………………………………………..30
4.1. Управленческие решения………………………………………..30
4.2. Автоматизация бухгалтерского учета…………………………..32
5. Список использованной литературы……………………………………..33
2.2. Пример становления оценки в немецкой школе (XIX – XX вв.)
Принципиальным вопросом был метод оценки. Фридриху Ляйтнеру принадлежит своеобразная классификация методов оценки, в соответствии с которой цены делятся на абсолютные (текущие и продажные) и относительные (учетные, номинальные, калькуляционные, прейскурантные, по средним ценам, по себестоимости). Первые, с точки зрения Ляйтнера, основаны на сугубо абсолютных данных, вторые вводятся искусственно в целях успешного функционирования бухгалтерского учета.
Более глубокий подход характерен для Ильмари Коверо (1912), который исходил в теории из ликвидационной оценки. Он предложил следующую классификацию оценок:
1. покупная (фактическая) цена;
2. покупная цена на день составления баланса;
3. продажная цена в случае ликвидации;
4. обыкновенная продажная цена;
5. минимальная цена (минимальное значение или цены приобретения, или цены продажи).
Подобную идею высказывали Ф. Фельдендорф, Ф. Штромбек, Р. Пассов, Р. Штерн и др. Фишер впервые четко определил идею бухгалтерского номинализма — оценке по себестоимости. Она провозглашалась, как чисто бухгалтерская, и была направлена против политико-экономических реминисценций Г. Симона, Р. Райща, И. Крайбига (субъективная оценка), И. Коверо и Э. Фэса (объективная оценка по меновой стоимости).
Из сторонников оценки по себестоимости следует назвать Бюша, Аугшпурга, Гюгли, Шибе и Одермана, Байгеля, Кальмеса, Фишера, Герстнера.
Целую серию различных модификаций оценки по себестоимости предложил В. Осбар. Однако все варианты оценки по себестоимости не удовлетворяли многих бухгалтеров — она делала несопоставимой ценности, увеличивала актив скрытыми убытками, а иногда приводила к занижению прибылей. Коверо подчеркивал, что, говоря о текущей рыночной цене, необходимо различать цену продажи и приобретения. Первая уменьшается на величину прибыли, это и есть себестоимость. Несколько дальше пошел Герман Рем, который поставил оценку в прямую связь с ее целью. Например, одно дело, если вы собираетесь продать предприятие, и совсем другое дело, если вы собираетесь его расширять.
Принципиально новым в немецком балансоведении был субъективистский подход к оценке. Он мог иметь своим истоком взгляды Бернарда Больцано (1781—1848), который провозглашал, что субъективное есть реальное для данного случая, т. е. согласно представителям этой школы, если для предприятия данная машина реально стоит Х^ марок, то эта же машина для другого предприятия не может стоить столько же; для него стоимость машины составит Х^. При этом реально будем иметь Х^ \Х^.
Р. Пассов подверг резкой критики теорию субъективной оценки с помощью следующих примеров: 1) допустим, один предприниматель заказал в Берлине две машины, одна предназначена для завода в г. Магдебурге, другая — в г. Мюнхене, машины одинаковые, а оценка их будет различной; 2) для одного и того же предприятия покупается машина по очень высокой.
Различные виды оценок обусловлены различными целями, стоящими перед балансом как учетной категорией. В 1912 г. Циммерманн обратил внимание на то, что баланс должен служить двум целям: выявлять финансовый результат и оценивать имущество. Он же указал, что эти цели взаимоисключают друг друга. Например, уменьшая стоимость амортизируемых основных средств, мы получаем правильный финансовый результат, но искажаем стоимость возможной реализации. Наоборот, давая правильную рыночную оценку имуществу, мы неизбежно искажаем прибыли или убыток.
Учет полуфабрикатов в ряде случаев выделялся 'на отдельном счете. Кальмес был сторонником полуфабрикатной системы учета с определением финансовых результатов по каждому структурному подразделению предприятия. По поводу экономико-юридической природы полуфабрикатов существовали противоположные взгляды. Так, Райш и Крайбиг считали их неотчуждаемыми ценностями, потребляемыми только внутри предприятия, а потому их оценка не могла быть выше себестоимости. Оценка по продажным ценам полностью отвергалась. Симон считал полуфабрикаты отчуждаемыми, а потому предлагал их оценку по «особой продажной цене».
3. Современное состояние оценки в бухгалтерском учете.
Оценка - это процесс установления стоимости объекта, завершаемый заключением о стоимости, проведенный квалифицированным оценщиком.
Оценщик выясняет ее величину аналитическими методами. Качественная оценка – это доказательная оценка, основанная на всех доступных оценщику фактах и подробно изложенная заказчику в отчете об оценке.
Основные методы оценки группируются в три принципиально различных подхода.
Первый – оценка стоимости методом чистых активов, при котором все активы и пассивы предприятия приводятся к определенному виду стоимости на дату оценки, принимая во внимание потенциальные доходы и расходы, связанные с каждой строкой баланса.
Разница между активами и пассивами и составляет стоимость капитала – средств, остающихся в распоряжении предприятия после погашения всех обязательств.
Недостаток этого метода состоит в том, что в нем трудно учесть рыночные факторы эффективности – часто компании обладают дополнительными нематериальными активами и пассивами, которые не отражены на балансе предприятия и численное измерение которых затруднено. Кроме этого, метод чистых активов не учитывает особенностей предприятия как действующего комплекса, рассматривая его как совокупность разрозненных объектов.
Таким образом, он не всегда применим для оценки действующих развивающихся предприятий.
Второй метод оценки основан на анализе достоверной рыночной информации о фактически свершившихся сделках с аналогичными объектами или компаниями.
Например, “пять автозаправочных станций, по всем статьям похожих на мою, были проданы по цене от $230 тыс. до $250 тыс. Значит, можно ожидать, что стоимость моей находится в том же диапазоне”. Недостаток этого метода– он плохо учитывает меняющиеся рыночные тенденции. Если, например, рядом с рассматриваемой автозаправкой через год пройдет кольцевая дорога, то стоимость автозаправки гораздо выше ее нынешних аналогов, но цены прежних сделок на рынке этого не показывают.
Также практика показывает, что данные о сопоставимых компаниях не всегда доступны, да и двух абсолютно одинаковых компаний не существует – они различаются по структуре активов и пассивов, стратегии развития и другим параметрам.
Третья группа методов оценки бизнеса связана с оценкой ожидаемых финансовых поступлений от деятельности компании. Это более надежный метод оценки, лишенный недостатков первого и второго методов, однако и наиболее сложный. Кроме того, он содержит существенную субъективную составляющую, поскольку использует предположения о будущем развитии и финансовых показателях компании.
Оценка бизнеса - это определение стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу. При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов.
Кроме того, отдельно оценивается эффективность работы компании, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами. На основании такого комплексного анализа определяется реальная оценка бизнеса, как имущественного комплекса, способного приносить прибыль.
На базе богатого зарубежного опыта и отечественной практики сформи¬ровалась российская школа оценки экономического анализа, бух¬галтерского учета, налогообложения.
Сегодня для принятия эффективных управленческих решений собственникам и руководству предприятия часто тре¬буется информация о стоимости бизнеса. В проведении оценоч¬ных работ заинтересованы и другие стороны: государственные структуры, кредит¬ные организации, страховые компании, поставщики, инвесто¬ры и акционеры.
Традиционные методы финансового анализа основаны на расчете финансовых коэффициентов и только на данных бухгалтерской отчетности предприятия. Однако наряду с внутренней информацией в про¬цессе оценки стоимости предприятия необходимо анализировать данные, характеризующие условия работы предприятия в регио¬не, отрасли и экономике в целом.
Как правило, современное предприятие - это весьма сложная структура, объединяющая в себе большое количество активов совершенно разной природы - от недвижимого имущества до деловой репутации предприятия.
Поэтому, оценку бизнеса необходимо осуществлять с позиций всех трех существующих оценочных подходов: затратного, доходного и сравнительного. Эти подходы не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга, то есть для оценки бизнеса стараются одновременно использовать методы из разных подходов. При этом, каждый подход основан на использовании определенных свойств предприятия, так или иначе влияющих на величину его стоимости.
Так, при оценке предприятия с позиции затратного подхода во главу угла ставится стоимость имущества предприятия. Затратный подход базируется на типичной мотивации и представлениях расчетливого покупателя, который не заплатит за предприятие больше, чем стоят все его активы.
При оценке бизнеса с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем.
Этот подход основан на ожиданиях инвесторов, которые определяют текущую стоимость предприятия, руководствуясь, в основном, прогнозной величиной будущих доходов от предприятия, а не наличием у предприятия тех или иных активов (принцип ожидания).
При использовании сравнительного подхода в оценке бизнеса, основой для определения стоимости предприятия является мнение свободного рынка, выраженное в ценах совершенных сделок купли - продажи аналогичных предприятий или их акций (долей).
Сравнительный подход основан на принципе замещения, который говорит о том, что стоимость предприятия не может сильно отличаться от стоимости другого предприятия, обладающего эквивалентной для потенциального покупателя полезностью.
Все эти три подхода имеют свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов, из многообразия которых оценщик выбирает наиболее подходящие для конкретного оцениваемого объекта.
Оценка бизнеса сегодня - комплекс услуг, который начинает¬ся с правовой экспертизы. Затем идет финансовый анализ и при необходимости - корректировка баланса, разработка проектов реструктуризации и реконструкции. Заканчивает процесс оценщик, который обобщает работу других специалистов и дает рекомендации по наиболее эффективному управлению предприятием.
Оценка предприятия - это определение в денежном выражении стоимости предприятия, учитывающей его полезность и затраты, связанные с получением этой полезности.
В условиях нестабильности российской экономики, отражающейся на положении российских предприятий на рынке, оценка стоимости предприятия и его активов приобретает особое значение. Независимая оценка может применяться даже на этапе создания предприятия, когда речь идет о взносе в уставный капитал.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие оценку стоимости предприятия (бизнеса) в Российской Федерации.
4. Перспективы развития.
4.1. Управленческие решения.
Результаты оценки стоимости сказываются практически на всех показателях деятельности предприятия. Для достижения успеха в деятельности любой компании менеджеру при принятии каждого серьезного управленческого решения надо просчитать, повысит ли его реализация стоимость компании.
На Западе существует аксиома: «Необходимо использовать оценку стоимости предприятия для принятия лучших управленческих решений». В России такой подход пока интенсивно изучается, однако практически применяется крайне редко.
Обычно для повышения качества управления анализируются отдельные структурные подразделения, процессы, виды продукции, направления деятельности, в то время как необходимо исследовать всю структуру в целом с учетом внешних и внутренних взаимосвязей. Предприятие - сложная система, использующая экономические ресурсы, меняющаяся относительно видов выпускаемой продукции, методов ее производства и продажи. Анализировать одновременно все составляющие структуры возможно на основе оценки стоимости предприятия (бизнеса).
В сжатом виде суть концепции управления стоимостью предприятия сводится к тому, что с точки зрения акционеров фирмы управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости фирмы и ее акций, так как такой рост позволяет акционерам получать для них самый значимый по сравнению с другими его формами доход от вложений в фирму - курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости принадлежащих акционерам чистых активов, а значит и суммы их собственного капитала.
На рост стоимости бизнеса в основном влияют те или иные решения менеджмента. Стоимость корпоративной структуры, формирующаяся в результате принимаемых менеджерами решений, должна рассматриваться как целевая функция управления, которая стремится к максимуму. Наличие стоимостной технологии управления становится условием эффективности работы, так как определяет четкий критерий оценки результатов деятельности - увеличение стоимости предприятия.
Применение технологии оценки бизнеса позволяет видеть, как повлияют на стоимость предприятия те или иные решения менеджмента. Для этого взаимодействие независимых оценщиков и управляющих предприятием возможно по двум основным направлениям:
a. оценка стоимости предприятия как действующего («как есть»);
b. оценка стоимости предприятия с учетом внедрения инновационного инструментария, что подразумевает внедрение инвестиционных проектов, новых методов управления, изменение системы финансирования, проведение реструктуризации и др.
Концепция управления стоимостью предприятия сводится к обеспечению роста рыночной стоимости фирмы и ее акций.
Взаимосвязанные имущественные комплексы, объединенные в корпорации, пересекаются по составу входящих в них материальных и нематериальных активов, обязательств. Стоимость корпоративной структуры, формирующаяся под влиянием принимаемых менеджерами решений, должна рассматриваться как целевая функция управления.
Сформулировав, таким образом, финансовую цель существования бизнеса в терминах наибольшего удовлетворения интересов собственников при существующих ограничениях максимального размера требований, предъявляемых к бизнесу другими заинтересованными сторонами, покажем предпочтительность использования стоимости предприятия в качестве критерия его деятельности.
4.2. Автоматизация бухгалтерского учета
Занять лидирующее положение на рынке, повысить эффективность работы персонала, создать оптимальную структуру управления - вот первоочередные задачи руководителя предприятия. В бухгалтерской и банковской деятельности это особенно важно, что обуславливает широкое применение бухгалтерских пакетов и программ, благодаря внедрению которых повышается оперативность обработки данных и достоверность деловой информации, принимаются более объективные финансовые и управленческие решения. Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии и подготовка финансовой отчетности в налоговые органы в условиях переходной экономики России является одной из наиболее важных задач. Ситуация такова, что сам по себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс и многочисленные другие отчетные формы), которая должна ежеквартально предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия. Кроме того, существуют плановые и внеплановые налоговые проверки, при проведении которых могут потребоваться все бухгалтерские документы, включая первичные. В условиях относительной неопределенности в налоговой сфере предприятие может сильно пострадать или даже потерпеть крах, и всего лишь из-за небрежности в бухгалтерском учете. Примеров тому в России очень много, причем часто страдают предприятия, стремящиеся работать честно. Страдают из-за небрежного ведения внутренней бухгалтерии предприятия. Страдают также из-за незнания и соответственно невыполнения последних законов и распоряжений (а они принимаются сплошь и рядом). При ведении бухгалтерского учета вручную возможны и простейшие арифметические ошибки.
5. Список использованной литературы.
1. Алборов ”Основы бухгалтерского учета”-М.: Издательство”Дело и сервис”,2002.
2. Валдайцев СВ. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ—ДАНА, 2001.
3. ГрязноваА.Г., Федотова М.А., Ленская С.А. и др. Оценка биз¬неса: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2001
4. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселовой. — Киров: АСА, 2002.
5. Микерин Г.И., Козлова О.И. Стоимость корпорации: оценка и управление (о дискуссии по базовым понятиям). Журнал «Вестник университета (ГУУ)» № 1 - М.: ГУУ, 2007.
6. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): учебник/ под ред. В.И. Кошкина. М.: Экмос, 2002
7. Стражев В.И., Латыпова О.В. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие 2-е издание перераб. и доп. Мн: «Вышейшая школа», 2005, 201 с.