Организация аудиторского контроля за деятельностью страховщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель ревизии – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.
Составной частью аудиторского рынка является аудит страховых организаций.
В данной работе я постараюсь изложить основные моменты аудиторской проверки операций, характерных для деятельности лишь страховых компаний

Содержание работы

Теоретическая часть…………………………………………………………….3
Введение……………………………………………………….…………………….3
1. Организация аудиторского контроля за деятельностью страховщиков……..4
1.1.Специфические вопросы, подлежащие проверки у страховщиков………4
1.2. Контроль наличия учредительных документов, правильность
оформления внесенных в них изменений…………………………………6
1.3. Проверка наличия лицензии и соответствия осуществляемой
деятельности требованиям страхового законодательства………………..9
1.4. Проверка применяемых правил страхования и правильности
внесения в них изменений………………………………………………..12
2. Проверка договоров страхования и страховых выплат……………………...15
2.1. Контроль правильности заключения договоров страхования……….….15
2.2. Проверка обоснованности страховых выплат……………………….......21
2.3. Контроль операций перестрахования…………………………….............27 Заключение……………………………………………………………………….……34
Список используемой литературы…………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Аудит в страховой компании.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

    1. Теоретическая часть…………………………………………………………….3

Введение……………………………………………………….…………………….3

1.  Организация аудиторского контроля за деятельностью страховщиков……..4

          1.1.Специфические вопросы, подлежащие проверки у страховщиков………4                                                                      

          1.2. Контроль наличия учредительных документов, правильность

                 оформления внесенных в них изменений…………………………………6                                       

          1.3. Проверка наличия лицензии и соответствия осуществляемой

                 деятельности требованиям страхового законодательства………………..9              

          1.4. Проверка применяемых правил страхования и правильности

                внесения в них изменений………………………………………………..12                                                              

     2. Проверка договоров страхования и страховых выплат……………………...15                       

          2.1. Контроль правильности заключения договоров страхования……….….15       

          2.2. Проверка обоснованности страховых выплат……………………….......21                                  

          2.3. Контроль операций перестрахования…………………………….............27                                               Заключение……………………………………………………………………….……34   

       Список  используемой литературы…………………………………………….41                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение

 

Аудиторский контроль - это комплекс приемов получения и оценки информации, используемых профессионалами в  ходе соответствующих работ для  вынесения суждения посредством  сравнения полученных данных с нормами  и формирования мнения о самой  процедуре и специфики выполненных операций. Аудит - независимая  экспертиза  финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия, которая в течение длительного времени широко применяется в мировой практике. Основными предпосылками такого контроля является взаимная заинтересованность предприятия в лице его владельцев (акционеров), государства в лице налоговой службы и аудитора в обеспечении достоверности учета и отчетности. В своей деятельности аудиторы руководствуются законодательством и собственными коммерческими интересами.

Аудитор – это квалифицированный  специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законом. Цель аудита – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказания услуг, помощь, сотрудничество с клиентом.

Цель ревизии –  выявление недостатков с целью  их устранения и наказания виновных.

Составной частью аудиторского  рынка является аудит страховых  организаций.

В данной работе я постараюсь изложить основные моменты аудиторской  проверки операций, характерных для  деятельности лишь страховых компаний.

 

 

1. Организация  аудиторского контроля за деятельностью страховщиков.

1.1. Специфические вопросы, подлежащие проверке у страховщиков.

 

В ходе аудита у страховщиков проверяются как общие вопросы, свойственные деятельности юридических  лиц многих отраслей хозяйства, так и специфические операции, характерные только для страховых организаций. К общим вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-материальными ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда,  расчетно-платежных и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и ряда других. Контроль за этими операциями и расчетами у страховщиков существенно не отличается от аналогичных проверок в других сферах деятельности, так как в обоих случаях субъекты хозяйствования руководствуются в своей работе одними и теми же нормативными документами.

Специфические черты  аудита страховщиков предопределены характерными особенностями страховых операций, и как следствие, наличием специального страхового законодательства, отличий в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, определении финансовых результатов и налогообложении.1

Учитывая особые требования, предъявляемые к страховщику (необходимость  получения лицензии, запрет на занятие  производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью), в первую очередь необходимо проверять наличие и соответствие законодательству документов, подтверждающих его право на осуществление страховой деятельности: устава, учредительного договора. Свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Кроме того, проверкой должны быть установлены соответствие осуществляемой деятельности и требованиям законодательства, соответствие проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.

Особенности организации  бухгалтерского учета и отчетности страховика должны учитываться при  проверке правильности применения плана  счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности страховых  организаций.

Большое внимание в ходе аудита следует уделить контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по страхованию, сострахование и перестрахованию.

Основной статьей расходов страховщика является страховые выплаты. Поэтому проверке обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат, а также обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах (если такое имело место) отводится значительное время.

Специфика страхования обусловливает необходимость образования у страховых организаций специальных резервов. В ходе проверки следует установить обоснованность и соответствие сформированных страховых резервов принятым обязательствам, соблюдение условий размещения(инвестирования) страховых резервов, предусмотренных органом страхового надзора.

Существенные особенности  у страховщиков имеет состав расходов, включаемых в себестоимость страховых  услуг, что определяет и свои отличия  в формировании финансовых результатов. Поэтому в ходе аудиторской проверки должны быть установлены обоснованность включения тех или иных расходов в себестоимость страховых услуг и правильность формирования финансовых результатов.

Страховым законодательством  установлены жесткие требования по обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика. В связи с этим, особого внимания от аудитора требует проверка соблюдения страховой организацией нормативного соотношения активов и обязательств, требований о максимальной ответственности по отдельному риску.

В соответствии с действующим  законодательством страховые и  перестраховочные компании могут осуществлять некоторые операции в иностранной  валюте. Поэтому в ходе аудита должны быть установлены законность осуществления  и правильность учета операций с иностранной валютой.

 

1.2. Контроль наличия учредительных документов, правильность оформления внесенных в них изменений.

 

Аудиторская проверка страховой  компании начинается с установления наличия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации. Здесь обращается внимание на правильность внесения изменений в уставе страховой компании, касающихся состава учредителей, ее организационно - правовой формы, юридического адреса и т.д. Эти изменения должны быть правильно оформлены:

  • наличие протокола собрания, которое приняло соответствующее решение;
  • регистрация этих изменений в установленном законодательством порядке.2

Об изменениях, внесенных  в устав, страховщик обязан информировать  орган страхового надзора. Если это  не было сделано, то имеет место нарушение страхового законодательства и контролирующей организацией могут быть применены к страховщику предусмотренные санкции. Аудиторы должны проинформировать руководство компании о возможных последствиях допущенного нарушения.

Большое внимание необходимо уделить проверке полноты и своевременности оплаты уставного капитала. Страховая компания должна обладать уставным капиталом в размере, предусмотренном действующим законодательством.

Аудитору следует сопоставить  величину уставного капитала, отраженную в пассиве бухгалтерского баланса и в уставе страховой компании (она должна быть одинакова), проверить правильность оплаты уставного капитала. Новая страховая компания должна оплатить не менее 50% суммы заявленного уставного капитала до регистрации, остальную сумму - в течение первого года со дня регистрации. Если действующая страховая компания меняет размер уставного капитала, то необходимо проверить правильность оформления изменений (наличие протокола собрания, государственной регистрации изменений величины капитала в уставе и т.д.).

При объявлении страховщика  об увеличении уставного капитала, он должен произвести его оплату в  течение одного года со дня регистрации  изменений величины. Если в течение  одного года уставный капитал оплачен  не полностью, то должно быть принято решение об уменьшении его величины.

Оплата уставного капитала в денежной форме должна быть подтверждена справкой банка о поступлении  на расчетный счет страховой организации  средства в счет оплаты уставного  капитала, а также копиями платежных документов (платежные поручения, объявления о взносе наличными).

Оплата уставного капитала может быть произведена ценными  бумагами, имущественными правами, имеющими денежную оценку, но только сверх установленной  законодательством минимальной  величины. Если взнос сделан имуществом с передачей права собственности на него, то этот факт должен подтверждаться документом о праве собственности вкладчика на имущество, актом приема - передачи имущества и решением о денежной оценке этого вклада. Причем, когда номинальная стоимость акций, оплачиваемых имуществом, составляет более 200 МРОТ, для его оценки должен привлекаться независимый оценщик. Денежная оценка должна быть единогласно утверждена решением общего собрания. Важно также отметить, что имущество, вносимое в уставный капитал, не должно быть обременено какими - либо обязательствами.

При любой форме оплаты не допускается освобождение акционера  общества от обязанности внесения вклада в уставный капитал, в том числе  освобождение его от этой обязанности  путем зачета требований к обществу.

Действующие страховые  компании могут увеличить уставный капитал за счет собственных средств (нераспределенной прибыли, фонда накопления, фонда потребления и т.д.). В  этом случае аудитору следует ознакомиться с наличием решения об изменении уставного капитала, с балансом страховщика, на основании которого приято решение о капитализации, с наличием согласия акционеров о капитализации начисленных , но не выплаченных дивидендов.

В ходе проверки следует  обратить внимание на правильность отражения в учете изменений величины уставного капитала. В частности новый размер объявленного уставного капитала показывается в бухгалтерском балансе лишь после государственной регистрации изменений в уставе: в пассиве - сумма, которая указана в уставе, в активе - задолженность учредителей (акционеров) по оплате своей доли уставного капитала. Разность между пассивом и активом представляет собой оплаченную сумму уставного капитала.

 

1.3. Проверка наличия лицензии и соответствия осуществляемой деятельности требованиям страхового законодательства.

 

Страхование является одним  из видов деятельности, заниматься которой можно лишь при наличии  специального разрешения - лицензии. Поэтому  в процессе аудиторской проверки вопросам, связанным  c лицензией, уделяется большое внимание.3

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом,  удостоверяющим право ее владельца  заниматься этой деятельностью при  соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности как на всей территории РФ, так и на определенной территории, заявленной страховщиком.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет  ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено  при выдаче. В случае, если отсутствует информация, позволяющая достоверно оценить страховой риск, страховщику может быть выдана временная лицензия, где указывается срок, на который она выдана.

Лицензии  выдаются на проведение добровольного  и обязательного:

  • личного страхования, включающего:

1) страхование жизни,

2) страхование от несчастных  случаев и болезней,

3) медицинское страхование;

  • имущественного страхования, включающего:

4) страхование средств  наземного транспорта,

5) страхование средств  воздушного транспорта,

6) страхование средств  водного транспорта,

Информация о работе Организация аудиторского контроля за деятельностью страховщиков