Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 15:08, реферат
Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость денежного обращения в стране и наиболее эффективное воздействие финансово- кредитных рычагов на дальнейшее развитие общественного производства. Расчетами, характерными для сельскохозяйственных предприятий, являются взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками.
Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются следующие:
-проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов;
- проверка соблюдения расчетно- финансовой дисциплины и её влияние на платежеспособность предприятия;
3. Организация и методика проведения ревизии и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.
3.1 Проверка организации
и состояния контроля за
Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость денежного обращения в стране и наиболее эффективное воздействие финансово- кредитных рычагов на дальнейшее развитие общественного производства. Расчетами, характерными для сельскохозяйственных предприятий, являются взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками.
Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются следующие:
-проверка достоверности и
- проверка соблюдения расчетно- финансовой дисциплины и её влияние на платежеспособность предприятия;
- установление реальной
- установление законности, целесообразности
и реальности возникновения
и осуществления расчетных
Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с установления наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов, по оказанию работ и услуг, по выполнению капитального строительства. Такими документами являются договора на поставку продукции, оказания услуг и выполнения работ. Договор является документом, определяющим правовой режим взаимоотношений поставшиков и предприятия- потребителей.
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками в договорах устанавливают соблюдение их планового характера, юридическую обоснованность возникновения, наличие и правильность оформления договоров, нарядов, наличие планов капитальных вложений, планов финансирования, проектно- сметной документации. Особо эффективен этот контроль за указанными операциями на преддоговорной стадии их возникновения, что призваны обеспечить, в первую очередь руководитель и главный бухгалтер предприятия. К проведению такого контроля необходимо привлекать планово- экономическую службу общественные организации хозяйства.
Так как договор является первоначальным документом, по которому можно произвести проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, то ревизор должен уделять большое внимание его изучению, особенно разделов, в которых отражается ответственность сторон и штрафные санкции.
Рассмотрим ответственность сторон и штрафные санкции на примере договора на агрохимическое обслуживание (приложение 1). Этот договор заключён между СПК “Жуховичи” (заказчик) и ОАО “Кореличская сельхозхимия” (исполнитель). Документом предусмотрена ответственность и штрафные санкции следующего характера:
1.За невыполнение работ в
оптимальные сроки или
2.За задержку предоставления площадей или других объектов для выполнения агрохимических работ, Заказчик оплачивает Исполнителю простои техники по средней стоимости машино- часа;
3.При несвоевременной оплате
выполненных работ Заказчик
4.В случае несвоевременной оплаты Заказчиком выполненных работ Исполнитель оставляет за собой право отказаться от выполнения последующих работ;
5.Возмещение убытков не
6.Другие санкции.
Если ревизором были установлены факты уплаты штрафных санкций, он должен проверить обоснованность и правильность их уплаты. Если СПК были уплачены штрафные санкции, то необходимо проверить правильность их оприходования и отражения их на счетах.
Также обращается внимание на правильность применения в договорах цен, тарифов за услуги и товары. Подобные факты обнаруживаются сопоставлением цен, указанных в счетах поставщиков, с ценами, указанными в заключенных договорах. Если будет выявлены факты завышения объемов выполненных работ, неправильного применения цен, включения в счета расходов, не предусмотренных сметой, необходимо провести контрольный обмер выполненных объемов строительно- монтажных работ.
Также ревизором изучается структура поставщиков и подрядчиков, с которыми СПК “Жуховичи” были заключены договора. Структура поставщиков и подрядчиков представлена в таблице 3.1 (приложение 2). Из таблицы 3.1 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре поставщиков и подрядчиков занимают: Гроднооблгаз (46,0%), Кореличи маслозавод (2,6%), Кореличи сельхозтехника (6,4%), Лида электросети (31,3%) Барановичское локомотивное депо (1,5%). В целом СПК выступал во взаимоотношения со многими поставщиками и подрядчиками (всего около 50).
3.2. Проверка обоснованности
и целесообразности, используемых
СПК “Жуховичи” форм
При проверке обоснованности и целесообразности, используемых СПК “Жуховичи ” форм безналичных расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен руководствоваться положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь от 31 января 1997 года №849, утвержденным постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 27 декабря 1996 года, протокол №36.
СПК “Жуховичи ” при расчетах с поставщиками и подрядчиками использует платежные поручения (приложения 5,6,7).
Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.
Платежным поручением могут производиться:
-расчеты за полученные товары
при условии ссылки в
- расчеты по нетоварным
- предварительная оплата (в случаях
предусмотренных нормативными
-платежные поручения могут
При расчетах за полученный товар в тексте платежного поручения плательщикам должна быть указана дата получения товара.
Платежное поручение представляется в банк в трех экземплярах: первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и после совершения операции помещается в документы для банка плательщика, второй - направляется получателю для приложения к выписке банка из счета, третий - выдаётся плательщику.
Суммы, принятые к исполнению поручений списываются с указанных в поручениях счетов плательщиков.
Поручения по расчетам за полученные товары, за исключением предварительной оплаты, перечисления авансов, оказания временной финансовой помощи, принимаются банком к исполнению в день их предъявления независимо от наличия средств на счете плательщика.
В случае отсутствия или недостаточности
средств на счетах плательщиков на
всех экземплярах платежных
В неоплаченной сумме платежные поручения помещаются в кортатеку №2 к внебалансовому счету “Расчетные документы неоплаченные в срок”, о чем банком на третьем экземпляре поручения, подлежащем выдаче плательщику, проставляется отметка: “Помещены в кортатеку к внебалансовому счету “Расчетные документы, не оплаченные в срок ”.
Расчеты платёжными поручениями имеют свои преимущества и недостатки. К преимуществам расчетов платежными поручениями относят следующие:
-упрощается форма расчетов;
-ускоряется оборот денег;
-максимально приближен момент отгрузки и момент оплаты;
К недостаткам относят:
-нет гарантии платежа;
-возможность возникновения
При проверке форм расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен проверить в платежных документах наличие всех необходимых реквизитов, необходимо проверить соответствие платежных документов записям,. Отраженным в выписках банках тщательной проверке подвергаются суммы перечисленные поставщикам и подрядчикам.
3.3 Проверка правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками.
В ходе дальнейшей проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо установить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сличают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому учету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, Главной книге и бухгалтерскому балансу.
При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому поставщику и подрядчику. Такие расхождения могут быть следствием запущенности учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками либо результатом злоупотреблений. Каждая сумма задолженности на отдельных счетах рассматривается с точки зрения возникновения задолженности, причины и реальности её получения.
При проверке задолженности различают следующие её категории: текущая (нормальная); не оплаченная в срок; задолженность с истекшим сроком исковой давности; спорная; безнадежная.
Текущей считается такая задолженность, которая вытекает из установленных форм расчетов и является неизбежной в процессе хозяйственной деятельности. Наличие такой задолженности не является нарушением финансовой дисциплины.
Задолженность, не оплаченная в срок,- это задолженность с истекшим сроком оплаты, которая должна быть погашена. При этом необходимо выяснить причины её непогашения в установленные сроки расчетов.
Задолженность с истекшим сроков исковой
давности определяется путем сопоставления
сроков возникновения права на иск
и сроков иска, установленных
К спорной относится
При наличии безнадежной
В ходе проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками следует также установить, проводилась ли инвентаризация расчетов со всеми дебиторами и кредиторами, ознакомиться с её результатами, а в необходимых случаях провести встречную сверку расчетов с дебиторами и кредиторам. Эти проверки оформляются актом сверки расчетов (приложения 3,4).
Рассмотрим один из таких актов: акт сверки расчетов по состоянию на 01.11.2003 года между ООО “Мобильная цифровая связь” и СПК “Жуховичи”, рег. № 736720 (приложение 4). В данном акте отражены результаты сверки расчетов за услуги связи, по данным СП ООО “МЦС” у СПК имеется предоплата в сумме 104121 бел. руб., так как эта сумма положительная; по данным плательщика - сумма отсутствует, что говорит об отсутствии задолженности перед ООО “МЦС”.
Такая работа по сверки расчетов с поставщиками и подрядчиками организуется ревизором в первые дни проведения ревизии в хозяйстве. Для этого ревизор должен выслать поставщикам и подрядчикам извещения о проводимой ревизии с просьбой сообщить о состоянии расчетов и имеющихся претензиях к ревизуемому предприятию. Необходимо также проверить, систематически ли в хозяйстве проводилась сверка (инвентаризация) расчетов, своевременно и правильно ли регулируются обнаруженные при этом расхождения, не кроются ли за этими расхождениями расчетов с поставщиками и подрядчиками злоупотребления.
Если в хозяйстве применяется журнально- ордерная форма учета, то синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведётся на 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” счете и отражается в журнале- ордере 6 АПК. В соответствующих графах журнала- ордера 6 АПК указывают сальдо по расчетам с каждым поставщиком и подрядчиком на начало и конец месяца. Как правило, она будет кредитовой, так как в соответствии с действующими правилами безналичных расчетов, оплата за материальные ценности предшествует их получение. Дебетовое сальдо по данному счету может быть в случае предварительной оплаты ценностей, работ и услуг, неполучения расчетных документов поставщика или превышения перечисленной поставщику суммы над причитающейся ему задолженностью. Расшифровка дебетовой и кредитовой задолженности (сальдо) по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” приводится в специальной таблице, помещенной на титульной странице журнала- ордера 6 АПК.