Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 18:10, контрольная работа
Основными задачами экономического анализа являются: - своевременная и объективная диагностика состояния предприятия, установление его болевых точек и изучение причин их образования; - поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости; - разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление состояния предприятия; - прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……….….…..2
1.Организация экономического анализа……………….…..….……………3
2.Типология видов экономического анализа………….……..……………..6
3. Показатели вариации……………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……..…………..21
Библиографический список …………………………..…...……………….…22
Коэффициентный анализ представлен расчетом относительных показателей интенсивности и координации.
Помимо перечисленных, к стандартным
методам анализа также относят
– факторный экономический анализ (изучает причинно-следственные взаимосвязи и формирует количественную оценку причин изменения результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций) (подробно о данном виде анализа см. в темах 4, 5, 6 и 7);
– сравнительный анализ (бенчмаркинг), в основе которого лежит сравнение деятельности не только предприятий-конкурентов, но передовых фирм отрасли или структурных подразделений одной. Задачи сравнительного анализа:
Выбор показателей при сравнительной оценке будет тем шире, чем выше степень однотипности сравниваемых предприятий. В качестве критериев отбора предприятий по однотипности выступают: отрасль деятельности, объем и структура товарооборота, применяемая технология торговли, территориальное расположение и т. д.
Методика определения резервов повышения эффективности деятельности организаций за счет изучения передового опыта работы более передовых рассмотрен нами на примерах 5.8 и 5.9 в рамках темы «Приемы изучения прямой детерминированной факторной связи».
Помимо вышеперечисленных видов анализа по методике изучения объекта в зависимости от стоящих аналитических задач, такжевыделяют:
– функционально-стоимостной (см. его характеристику в классификации видов анализа по аспектам исследования);
– маржинальный анализ (анализ безубыточности, CVP–анализ) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно-следственных связей объема продаж, затрат и прибыли с учетом деления затрат на условно-переменные и условно-постоянные;
– анализ рисков – нацелен на количественное измерение уровня неопределенности и риска хозяйственных ситуаций посредством статистических и эвристических методов анализа.
7. По признаку времени экономический анализ подразделяется следующим образом:
– предварительный, который проводится до проведения хозяйственной операции с целью обоснования ее экономической эффективности (к нему отнят, например, инвестиционный анализ), а также с целью прогнозирования будущих тенденций развития организации (его еще называют перспективным – см. выше);
– последующий, проводимый после совершения хозяйственной операции с целью определения не использованных резервов роста эффективности. Такой анализ в зависимости от временного признака подразделяется на ретроспективный и оперативный (см. выше).
8. По объектам управления анализ можно разделить на финансово-экономический, технико-экономический, которые были рассмотрены нами выше, а также:
– аудиторский – экспертная диагностика финансового здоровья организации, проводимая аудиторами или аудиторскими фирмами;
– социально-экономический – изучает взаимосвязь социальных и экономических условий производственного процесса, взаимного их влияния на результаты деятельности организации;
– экономико-статистический – применяется для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях управления: и микро, и макро;
– экономико-экологический – исследует взаимодействие экономических процессов на предприятии, а также регионов с экологической средой их функционирования;
– маркетинговый– предназначен для изучения внешней среды хозяйствования организаций, выбора наиболее эффективных методов их продвижения и позиционирования на рынке, изучения рынка сбыта и товароснабжения, формирования товарного предложения, ценовой политики.
9. По степени охвата изучаемого объекта:
– комплексный – этот анализ охватывает изучение всех сторон деятельности конкретного объекта;
– тематический – предполагает глубокое изучение одной стороны хозяйственной деятельности объекта исследования.
10. По кругу изучаемых вопросоввыделяют:
– сплошной – проводится по всем подразделениям анализируемого предприятия;
– выборочный – проводится по ряду отдельных подразделений, выбор которых обусловлен целью анализа.
11. По периодичности и времени проведениявыделяют:
– единовременный анализ, который носит разовый характер, например, при смене руководства, и проводится по программе, разработанной применительно к каждой конкретной ситуации.
– периодический анализ – проводится постоянно через определенный промежуток времени по более или менее устойчивым программам и, свою очередь, подразделяется на: а) оперативный, б) ретроспективный, в) перспективный.
12. По субъектам анализа,
т. е. в зависимости от
Следует отметить, что каждый из вышеназванных видов экономического анализа, являясь своеобразным по содержанию, организации и методике проведения, тесно взаимосвязан с другими, дополняя их.
3. Показатели вариации
Для изучения степени колеблемости явления (т. е. степени отклонения ожидаемого значения от средней величины) во времени и пространстве используются показателя вариации, к числу которых относятся:
– размах вариации (R):
R = Xmax-Xmin,
где Xmax– максимальное значение признака из совокупности; Xmin – минимальное значение признака из совокупности;
– коэффициент равномерности (Кр) показывает количественную однородность (равномерность) совокупность данных:
Кр = 100 % - ν или Кр = 1 - ν,
где ν – коэффициент неравномерности.
Критическое значение Кр считается равным 77 %2, а оптимальным значение должно превышать 95 %. В том случае, если Кр<77 %,то совокупность нельзя признать однородной или равномерной;
– коэффициент неравномерности (ν) (или вариации),характеризующий количественную неоднородность совокупности:
ν ,
где δ – среднеквадратическое отклонение (СКО).
Критическое значение ν равно 23 %;
– среднеквадратическое отклонение (δ) оценивает разброс значений числовых данных:
,
где значения Хi и определяются характером задачи, поставленной перед аналитиком.
В частности, при анализе равномерности выполнения плана товарооборота (или поступления товаров) в разрезе месяцев (кварталов) – см. пример 3.4.:
– в качестве Xi выступает степень выполнения плана товарооборота (или поступления товаров) за каждый месяц (квартал) анализируемого периода;
– в качестве – степень выполнения плана товарооборота (или поступления товаров) за весь анализируемый период;
– в качестве n – количество месяцев (кварталов) в анализируемом периоде.
При анализе равномерности распределения товарооборота (или поступления товаров – см. пример 3.5) по месяцам (кварталам) отчетного периода в качестве Xi выступает удельный вес товарооборота (или поступления товаров) за каждый месяц (квартал) анализируемого периода.
Пример 1. На основании приведенной ниже информации необходимо проанализировать равномерность выполнения плана товарооборота по кварталам отчетного года.
Таблица А – Анализ выполнения плана товарооборота в разрезе кварталов отчетного года
Кварталы года |
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение от плана, (+;-) |
Степень выполнения плана, % | |
по плану |
фактически | |||
А |
1 |
2 |
3 (2-1) |
4 (2:1)100 |
1 квартал |
234,5 |
230,0 |
-4,5 |
98,1 |
2 квартал |
230,0 |
210,0 |
-20,0 |
91,3 |
3 квартал |
235,5 |
246,0 |
10,5 |
104,5 |
4 квартал |
238,0 |
267,0 |
29,0 |
112,2 |
Итого за год |
938,0 |
953,0 |
15,0 |
101,6 |
Таблица Б – Анализ равномерности выполнения плана товарооборота в разрезе кварталов отчетного года
Периоды |
Степень выполнения плана (Хi), % |
Хi – |
(Хi – )2 |
(∑ (Хi – .)2):n |
Коэффициент равномерности, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 квартал |
98,10 |
-3,50 |
2,25 |
х |
х |
2 квартал |
91,30 |
-10,30 |
106,09 |
х |
х |
3 квартал |
104,50 |
2,90 |
8,41 |
х |
х |
4 квартал |
112,20 |
10,60 |
112,36 |
х |
х |
Итого |
101,60 |
х |
229,11 |
57,28 |
43,62 |
Примечание. Расчет значения коэффициента равномерности (гр. 5) осуществляется по следующей методике: 100 % - (57,28:101,60)·100 %.
Согласно полученным результатам расчетов, выполнение плана по реализации товаров за отчетный год было неравномерным, подтверждением чему служит значение коэффициента равномерности, составившее 43,62 %, что не удовлетворяет его нормативному уровню. Образование данной ситуации было предопределено сокращением фактического товарооборота по сравнению с планом в I и II кварталах отчетного года на 1,9 и 8,7 % соответственно, что в абсолютном выражении составило 4,5 тыс. руб. и 20 тыс. руб. С целью выяснения конкретных причин сокращения масштабов торговой деятельности организации за указанные промежутки времени необходимо более подробно проанализировать изменение состава, структуры и влияние факторов на товарооборот за I и II кварталы года.
Пример 2Учитывая, что поступление товаров должно производиться равными долями по полумесяцам, необходимо проанализировать его равномерность, используя ниже приведенную информацию.
Таблица А – Поступление товаров на предприятие от оптовой базы в 1 квартале отчетного года
Примечание. Плановый размер поставки товаров по полумесяцам отчетного года в абсолютном выражении 8 456,67 тыс. руб. (50 740 тыс. руб.:6), а в относительном выражении - 16,67 % ((100 %:6) или (8 456,67:50 740·100%)).
Таблица Б – Анализ равномерности поступления товаров в разрезе периодов 1 квартала отчетного года
Периоды |
Удельный вес поставки в общем объеме поступления товаров (Хi), % |
Хi - |
(Хi – )2 |
(∑ (Хi – )2):n |
Коэффициент равномерности, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Январь 1-15 |
17,440 |
0,770 |
0,593 |
х |
х |
Январь 16-31 |
16,160 |
-0,060 |
0,004 |
х |
х |
Февраль 1-15 |
14,580 |
-2,090 |
4,368 |
х |
х |
Февраль 16-28 |
16,440 |
-0,230 |
0,053 |
х |
х |
Март 1 - 15 |
17,540 |
0,870 |
0,7 570 |
х |
х |
Март 16 - 31 |
17,840 |
1,170 |
1,3 690 |
х |
х |
В среднем за период |
16,670 |
х |
7,144 |
1,191 |
92,9 |
Примечание. Расчет значения коэффициента равномерности (гр. 5) осуществляется по следующей методике: 100 % - (1,191:16,67)·100 %.
Таким образом, исходя из полученного значения
Периоды |
Январь 1 - 15 |
Январь 16 - 31 |
Февраль 1 - 15 |
Февраль 16 - 28 |
Март 1 - 15 |
Март 16 - 31 |
Всего за 1 квартал |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Сумма поставки, тыс. руб. |
8 850,00 |
8 200,00 |
7 400,00 |
8 340,00 |
8 900,00 |
9 050,00 |
50 740,00 |
Структура поставки, % |
17,44 |
16,16 |
14,58 |
16,44 |
17,54 |
17,84 |
100 |
коэффициента равномерности, которое составило почти 93 %, поступление товаров на предприятие за каждый полумесяц отчетного квартала можно признать равномерным. Данная ситуация оценивается положительно, так как оказывает благоприятное влияние на процесс формирования товарных фондов организации, что в свою очередь (при прочих равных условиях), с одной стороны, дает возможность равномерного удовлетворения потребностей покупателей, а с другой – предупреждает вероятность относительного перенакопления или дефицита товарных запасов, которые (в случае их возникновения) оказывают негативное влияние на динамику выручки от продажи товаров.
Заключение
Экономический анализ - это научно разработанная
система методов и приемов, посредством
которых изучается экономика предприятия,
выявляются резервы производства на основе
учетных и отчетных данных, разрабатываются
пути их наиболее эффективного использования.
Таким образом, экономический анализ -
это выведение экономических закономерностей
из соответствующих фактов экономической
действительности, исследования протекания
экономических процессов в зависимости
от порождающих их причин и воздействующих
факторов. Экономическим анализом занимаются
не только работники экономических служб,
но и технических отделов. Только общими
усилиями совместной работы экономистов,
техников, технологов, руководителей разных
производственных служб, обладающих разносторонними
знаниями по изучаемому вопросу, можно
комплексно исследовать. Перспективы
развития экономического анализа в теоретическом
направлении тесно связаны с развитием
сменных наук, в первую очередь, математики,
статистики, бухгалтерского учета и др.
Кроме того, развитие анализа зависит
и от запросов практики. В условиях командно-административной
системы управления он не находил достаточно
широкого практического применения, так
как не было нужды в обосновании управленческих
решений на местах, все решения исходили
сверху. Что касается перспектив прикладного
характера, то анализ хозяйственной деятельности
постепенно займет ведущее место в системе
управления. Этому содействуют преобразования,
которые происходят в нашем обществе.
Совершенствования экономического механизма
через переход к рынку, конкуренция предприятий
и форм собственности будут содействовать
повышению заинтересованности в этой
науке. Финансовый анализ может использоваться:
как инструмент обоснования краткосрочных
и долгосрочных экономических решений,
целесообразности инвестиций; как средство
оценки мастерства и качества управления;
как способ прогнозирования будущих результатов.