Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Затраты в управленческом учете играют особую роль. Менеджерам предприятий различных уровней требуется информация о затратах для исчисления прибыли, маржинального дохода, себестоимости остатков товарно-материальных ценностей, выбора политики технического перевооружения, мотивации и др.
Данных финансового бухгалтерского учета о величине затрат в целом по предприятию или традиционным объектам калькулированию (продукция, полуфабрикат, заказ и т.д.) недостаточно для принятия решений по оперативному, тактическому и стратегическому управлению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………2
Теоретическая часть……………………………………………………………..3
1. Классификация затрат для целей контроля……………………………….3
2. Центры ответственности…………………………………………………...5
3. Анализ отклонений как средство контроля затрат……………………….9
Практическая часть………………………………………………………….......13
Заключение………………………………………………………………..……..22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский управленческий учет 17_2008.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Результатом процедуры управленческого учета, в ходе которой фактические затраты сравнивают с запланированными величинами является отчет об исполнении сметы, который позволяет координировать работу всех центров и регулировать деятельность организации в целом. Обычно в отчете указывают наименование контролируемых затрат, затраты по смете, фактические расходы и отклонение фактических затрат от сметных (см. таблица 1).

ТАБЛИЦА 1..

Отчеты об исполнении сметы затрат различных уровней (тыс. руб.)

Статьи контролируемых затрат

Затраты

Отклонения по затратам (+,-)

по смете

фактически

за месяц

с начала года

Отчет мастера отделения №1

1. Материалы

100

98

-2

-1

2. Заработная плата прямая

50

51

+1

+0,5

3. Заработная плата обслуживающих рабочих

22

22,5

+0,5

+0,3

4. Топливо и энергия на технологические цели

18

19

+1

+0,7

5. Эксплуатация и ремонт оборудования

20

19,5

-0,5

-0,5

6. Прочие расходы

10

10,5

+0,5

-0,3

Итого затрат

220

220,5

+0,5

-0,3

Отчет начальника цеха №1

1. Содержание аппарата управления цеха

40

41

+1

-

2. Содержание прочего цехового персонала

30

29

-1

-2

3. Содержание и текущий ремонт здания, сооружений, инвентаря

100

102

+2

-1

4. Непроизводительные расходы

-

2

+2

+5

5. Прочие расходы цеха

30

29

-1

-3

6.                         Итого расходы цеха

200

203

+3

-1

7. Расходы отделений

 

 

 

 

№ 1

220

220,5

+0,5

-0,3

№ 2

200

205

+5

+7

№ 3

280

278

-2

-3

Итого расходы отделений

700

703,5

+3,5

+3,7

Всего расходы по цеху

900

906,5

+6,5

+2,7

Отчет заместителя директора по экономике

1. Расходы на управление организацией

200

206

+6

+10

2. Общехозяйственные расходы

200

195

-5

-7

3. Налоги, сборы и отчисления

100

100

-

+1

4. Непроизводительные расходы

-

50

+50

+100

5. Итого общие расходы по организации

500

551

+51

+104

6. Расходы цехов:

 

 

 

 

№ 1

900

906,5

+6,5

+2,7

№ 2

800

790,5

-9,5

-2,7

№ 3

1000

1005

+5

+10

Итого

2700

2702

+2

+10

Всего затраты организации

3200

3253

+53

+114

 

Основными принципами отчетности по исполнению сметы являются:

- включение в отчет только контролируемых расходов;

- укрупнение показателей отчетности по центрам по мере восхождения от низшего уровня управления к высшему;

- наличие в отчетности информации об отклонениях, позволяющей реализовать принцип управления по отклонениям.

Сущность принципа управления по отклонениям заключается в предположении, что менеджеру более высокого уровня управления нет необходимости оперативно контролировать отдельные расходы и доходы центров ответственности низших уровней управления, если их величины существенно не отличаются от заданных. Если же отклонения по расходам и доходам существенны (обычно более 5 %), то менеджерам более высокого уровня управления представляется дополнительная информация, объясняющая возникшие отклонения в соответствующем центре ответственности. На основе дополнительной информации менеджер принимает решения в пределах своих полномочий или представляет соответствующую информацию вышестоящему руководителю. (Пример составления отчетов центрами затрат различного уровня приведен в таблице1.)

В приведенных отчетах сопоставляются фактические затратами с расходами по смете и рассчитываются отклонения по затратам. Для установления динамики отклонений по месяцам в таблице приведены данные по отклонениям с начала года. Например, по прочим расходам в отделении №  1 за текущий месяц допущен перерасход 0,5 тыс. руб. Однако с начала года по этой статье получена экономия на сумму 0,3 тыс. руб., поэтому перерасход отчетного месяца может быть оправданным.

При оценке отклонений по отдельным затратам особое внимание следует обратить на непроизводительные расходы цехов и организации в целом, состоящие из потерь от простоев, недостач и порчи материальных ценностей, потерь от брака и др. Непроизводительные расходы в смете не отражаются.

При составлении отчета об исполнении сметы затрат по организации в целом следует иметь в виду, что для руководителя организации и его заместителя по экономике все затраты являются контролируемыми. Поэтому в отчете об исполнении сметы расходов по организации приводятся данные об общехозяйственных расходах, получаемых по данным бухгалтерского финансового учета.

Сметы и отчеты об их исполнении составляют первый (нижний) уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности, разрабатываемой в рамках информационной системы управленческого учета.

При определении центров затрат, порядка учета затрат по ним, содержания отчетов об исполнении сметы различных уровней и оценке отклонений от сметы целесообразно использовать отраслевые инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, а также отраслевые методические указания по анализу хозяйственной деятельности организаций.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В теоретической части работы была рассмотрена тема «Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета».

Была дана классификация затрат для целей контроля и регулирования. Рассмотрены сложности при отнесении затрат к контролируемым и неконтролируемым. Изменение классификации под воздействием таких факторов, как уровень управления и время осуществления расходов.

Рассмотрена постановка учета затрат по звеньям организационной структуры управления. Раскрыт вопрос о разграничении ответственности  по затратам на предприятии в форме построения учетной системы по центрам ответственности.

Перечислены условия, необходимые для обеспечения эффективности системы учета по центрам ответственности.

Сделан вывод о цели учета по центрам ответственности, которая совпадает с целями мотивациями и состоит в обобщении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности, что позволяет увязать величину понесенных затрат со сферой деятельности руководителя соответствующего подразделения.

Для выполнения задач контроля необходимо регулярно сравнивать фактически понесенные затраты с величиной запланированных расходов. Разницу или отклонения можно проанализировать, используя внутрифирменные отчеты об исполнении смет.

В практической части дано решение предложенной задачи по производственному кооперативу, занимающемуся выпуском верхней одежды.

В процессе решения были вычислены затраты по производственному  и непроизводственному отделам.

Затем общепроизводственные и общехозяйственные расходы были распределены пропорционально основной заработной плате производительных рабочих.

На основе полученных данных составили калькуляцию на каждое изделие и рассчитали цену, исходя из планируемого уровня рентабельности.

Были даны проводки для синтетического и аналитического учета затрат за месяц.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1, 2 .- К.: Ника-Центр, 1999.

2.      Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. пособие / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. – 359 с.

3.      Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. / И. П. Сахирова. Уфа: Гилем, 2006. 152с.

4.      Кизилов А.Н. Бухгалтерский (управленческий) учет : - М.: Эксмо, 2006. - 320 с.

5.      Управленческий учет: системы, методы, процедуры: Учебное пособие /  О. Д. Каверина – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352с.: ил.

6.      Управленческий учет: Учебное пособие / Под редакцией А. Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 512 с.

1

 



Информация о работе Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета