Организация наличных и безналичных расчётов в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте.

Содержание работы

Введение 3

1. Информационное обеспечение аудита денежных средств 4

2. Методика аудита денежных средств.

2.1. Задачи и последовательность аудита. 5

2.2. Аудит кассовых операций. 6

2.3. Аудит операций по счетам в банке 10

3. Организация наличных и безналичных расчётов в Украине.

3.1. Сущность и значение денежных расчётов. 13

3.2. Формы безналичных расчётов. 15

Заключение 21

Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.96 Кб (Скачать файл)

При аудите операций по расчетному счету аудитор также  проверяет:

  • порядок ведения учетных регистров;
  • ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;
  • своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;
  • тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных  услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 31 "Текущий счет" с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 36 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 37 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Поступление денежных средств  от финансово-кредитных организаций  в виде кредитов проверяют путем  встречной сверки записей по регистрам  бухгалтерского учета по счетам 50 "Расчеты  по краткосрочным кредитам и займам", 60 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 31 "Текущий счет", а также сверки выписок и приложенных  к ним документов. Особое внимание аудитор должен уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу  банка (кредитной организации). Для  этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 30 "Касса ". Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.

Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 31 "Текущий счет" в сопоставлении  со счетами учета затрат (23 "Производство", 91 "Общехозяйственные расходы ", и др.), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги. Пересекающейся процедурой проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу.

 

Аудитор должен проверить:

  • приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;
  • тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 31 "Расчетный счет" и дебету счета 30 "Касса". Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела аудиторской проверки.

При проверке операций по валютным счетам аудитор должен обратить внимание на:

  • соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала;
  • проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензии НБУ на осуществление валютных операций;
  • наличие разрешений и лицензий НБУ, предоставляемых уполномоченному банку на проведение отдельных операций;
  • осуществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами-резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение;
  • учет операций денежных средств в валюте.

Аудит операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому  валютному счету, открытому в  банке, в том числе и за рубежом. Для проверки полноты зачисления выручки сравнивают сумму поступившей  в течение года валютной выручки  со стоимостью экспортированного товара.

 

 

 

  1. Организация наличных и безналичных расчётов в Украине
    1. Сущность и значение денежных расчетов

Денежные расчеты, которые осуществляют предприятия и организации независимо от организационно-правовой формы и  вида деятельности могут совершаться  как наличными деньгами, так и  в безналичном порядке. В совокупности эти денежные расчеты образуют денежный оборот предприятий.

В денежном обороте предприятий  можно выделить такие направления:

  • расчеты, связанные с процессом производства (покупка сырья, материалов, основных фондов);
  • расчеты по результатам деятельности (финансовые обязательства предприятия перед бюджетом, централизованными фондами целевого назначения, кредитными учреждениями);
  • внутрихозяйственные расчеты (это расчеты с рабочими и служащими при создании и использовании различных денежных фондов).

Своевременное проведение денежных расчетов создает нормальные условия для:

  • производства и реализации продукции;
  • возможности воспроизводственного процесса на предприятии;
  • устойчивого финансового состояния предприятий;
  • выполнения денежных обязательств перед другими субъектами хозяйственной деятельности, бюджетом, банками.

Кроме того, своевременные денежные расчеты предотвращают отвлечение средств в просроченную дебиторскую  задолженность и способствуют ускорению  оборачиваемости оборотных средств .

Денежные расчеты, как отмечалось, могут проводиться с помощью  наличных денег и безналичным  путем. Государство разграничило сферу  использования налично-денежных и  безналичных расчетов . Принято, что налично-денежные расчеты применяются в основном при обслуживании населения, т.е. при формировании и использовании его доходов и только в определенных случаях и в ограниченных суммах между предприятиями.

Безналичные расчеты обслуживают  в основном сферу хозяйственных  связей предприятий, а также их взаимоотношения  с финансово-кредитной системой.

Движение наличных денег и безналичных  платежных средств взаимосвязано. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:

  • предприятие получает выручку за реализованную продукцию, выполненные работы или предоставленные услуги путем перечисления денег на расчетный счет, т.е. безналичным путем;
  • в то же время, предприятие, в обслуживающем его банке, имеет возможность получить:
  • наличные деньги для выплаты заработной платы своим работникам и других выплат (материального поощрения, на командировочные расходы).
  • наличные деньги на текущие потребности, хозяйственные расходы (эта сумма лимитируется банком).

Полученные предприятием наличные средства имеют обязательное целевое  использование. Предприятия и организации, получая плату в форме наличных денег, вносят ее в банк на свой расчетный  счет . В дальнейшем с предприятиями-поставщиками продукции, с бюджетом — по налогам, с централизованными фондами — по обязательным отчислениям, с кредитными учреждениями — по полученным ссудам они рассчитываются в безналичном порядке. В этом случае налично-денежный оборот переходит в безналичный.

В совокупном денежном обороте преобладают  безналичные расчеты , так как они имеют ряд преимуществ перед налично-денежными расчетами. 
Эти преимущества проявляются, прежде всего, в ускорении расчетов, в экономии затрат, связанных с перевозкой наличности, их пересчетом и хранением. Использование безналичных расчетов уменьшает потребность в обращении денежных знаков государства. Кроме того, при данных расчетах денежная масса аккумулируется в банках и создаются условия для контроля за их целевым использованием.

Оборот наличных денег в Украине  регулируется принятыми НБУ нормативными актами (постановление Правления  НБУ "О порядке ведения кассовых операций в национальной валюте в  Украине"). Регулирование направлено на стабилизацию денежного обращения, рыночных преобразований, повышение  уровня управляемости денежного  оборота предприятий и организаций.

Основой организации безналичных  расчетов в хозяйственном обороте  Украины является Инструкция №7 "О  безналичных расчетах в хозяйственном  обороте Украины", разработанная  в соответствии с 
Законом Украины "О банках и банковской деятельности", "О предприятиях в 
Украине" и другими законодательными и нормативными актами Украины.

    1. Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты в хозяйственном  обороте Украины осуществляются по следующим формам расчетных документов: платежными поручениями; платежными требованиями-поручениями; чеками; аккредитивами; векселями; платежными требованиями; инкассовыми поручениями (распоряжениями).

Платежное поручение — это письменное распоряжение владельца  
счета банку о перечислении определенной суммы денег с его счета 
на счет получателя средств в том же или в другом учреждении  
банка.

Платежные поручения используются при расчетах за товары, оказанные  услуги и выполненные работы; при  расчетах с бюджетом, банками, страховыми и аудиторскими компаниями. Поручения  принимаются банком только в пределах средств на его счете, кроме поручений  на перечисления в бюджет сумм налогов, сборов, обязательных платежей и взносов  в государственные целевые фонды.

Платежные поручения принимаются  в расчетах по платежам товарного  и нетоварного характера.

Расчеты платежными поручениями  могут осуществляться:

  • за фактически отгруженную продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги;
  • в порядке предоплаты;
  • для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности предприятий.

Расчет платежными требованиями-поручениями — комбинированный расчетный документ, который состоит из двух частей:  
верхняя — требование предприятия-поставщика предприятию-покупателю 
оплатить стоимость товара, выполненных работ и услуг  
нижняя — поручение покупателя (плательщика) своему банку о  
переводе суммы денежных средств с его расчетного счета на счет  
поставщика.

Платежное требование-поручение заполняется  получателем средств и направляется плательщику. Таким образом, этот документ, который содержит требование продавца к покупателю и поручение покупателя своему банку оплатить на основании  направленных ему расчетных и  отгрузочных документов стоимость  товара, выполненные работы и услуги. Плательщик, при согласии оплатить товар (работы, услуги) заполняет нижнюю часть этого документа и передает его в банк, который его обслуживает  для перечисления акцептованной  суммы на расчетный счет продавца.

Для гарантированной ускоренной доставки платежного требования- поручения плательщику платежного требования-поручения оно может быть передано в комплекте с расчетными и отгрузочными документами за поставленную продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги.

Расчетный чек — это документ, который содержит письменное  
распоряжение владельца чека (чекодателя) учреждению банка  
(банку-эмитенту), которое ведет его счет, уплатить  
чекодержателю указанную в чеке сумму средств.

Несмотря на внешнюю схожесть оплаты наличными денежными средствами и чеками, между этими двумя  формами расчетов имеются существенные различия.

Если оплата наличными абсолютно  гарантирована, то передача чека чекодержателю  чекодателем еще не означает факта  действительной оплаты и перечисления денег со счета должника на счет кредитора, т.к. фактическое перечисление денег зависит от наличия денежного  покрытия переданного чека, т.е. наличия  соответствующих средств на банковском счете чекодателя при передаче чека чекодержателем в банк для погашения.

 

 

В этой связи гарантированная оплата чека может обеспечиваться:

  • путем депонирования чекодателем средств на отдельном счете в банке ( этой целью вместе с заявлением на выдачу чековой книжки предоставляется платежное поручение);
  • для депонирования средств на отдельном счете чекодателя; 
    наличием средств на соответствующем счете чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком по соглашению с чекодателем при предоставлении чековой книжки.

Для поставщика данная форма  расчетов имеет как преимущества:

  • относительная быстрота расчетов;
  • большая скорость поступления денег на счет чекодержателя и соответственно ускорение оборота и сокращения дебиторской задолженности.

Так и недостатки:

  • недостаточная гарантия платежей из-за недостаточности средств у чекодателя;
  • невозможность расчетов чеками по крупным суммам платежей; 
    возможность подделки.

Чековая форма расчетов имеет и  определенные преимущества для покупателя. Главным является высокая степень  гарантии получения товара, т.к. чек  выписывается или передается в момент получения товара, выполнения работ и предоставления услуг. В настоящее время относительная сложность в оформлении чека выступает определенным недостатком в использовании чеков покупателями.

 

Аккредитив — это форма расчетов, при которой  
банк-эмитент по поручению своего клиента обязан  
выполнить платеж третьему лицу (бенефициару — продавцу,  
исполнителю работ) и предоставить полномочия другому банку  
(представляющему — банк продавца, который по поручению  
банка-эмитента выполняет аккредитив). Аккредитивы бывают: покрытый, непокрытый, отзывной, безотзывной.

Информация о работе Организация наличных и безналичных расчётов в Украине