Организация налогового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Налоговый контроль осуществляется налоговыми органа-ми в различных формах. Одна из них - налоговая проверка, включая проверку данных учета и отчетности. Постановка на-логоплательщика на учет в налоговых органах также является формой налогового контроля. Формой налогового контроля выступает также получение различного рода объяснений нало-гоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, кроме того, он может осуществляться в виде осмотра поме-щений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 19.59 Кб (Скачать файл)

1. Организация налогового контроля  в РФ

Налоговый контроль осуществляется налоговыми органа-ми в различных формах. Одна из них - налоговая проверка, включая проверку данных учета и отчетности. Постановка на-логоплательщика на учет в налоговых  органах также является формой налогового контроля. Формой налогового контроля выступает также получение различного рода объяснений нало-гоплательщиков, связанных с исчислением и  уплатой налогов, кроме того, он может  осуществляться в виде осмотра поме-щений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Контроль налоговых  органов за полнотой и своевремен-ностью уплаты предусмотренных законодательством  налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых  органах.

Постановка на учет в налоговых органах осуществляется налогоплательщиками - юридическими лицами по месту нахож-дения организации  или по месту нахождения ее обособленных подразделений; налогоплательщиками - физическими лицами, занимающимися  предпринимательством без образования  юри-дического лица, - по месту их жительства, а также по месту на-хождения принадлежащего организациям и физическим лицам недвижимого имущества  и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Важно подчеркнуть, что в целях усиления налогового конт-роля установлена обязанность  организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные  на тер-ритории России, а также  в собственности которых находятся  подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транс-портные средства, встать на учет в качестве налогоплательщика  в налоговом органе как по месту  своего нахождения, так и по месту  нахождения каждого своего обособленного  подразделе-ния, а также по месту  нахождения принадлежащего им недви-жимого имущества и транспортных средств.

При этом Налоговый  кодекс устанавливает, что налогопла-тельщики - организации и индивидуальные предприниматели  обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются  или нет обстоятельства, с которыми Кодекс связывает возникновение  обязанности по уплате того или иного  налога. Иными словами, обязанность  налогоплательщика встать на учет в  налоговом органе связана только лишь с фактом его регистрации  в соответствующем государственном  органе, а не с тем, будет ли данная организация или индивидуальный пред-приниматель в ближайшее  время заниматься предпринима-тельской или иной деятельностью и, соответственно, возникнет ли у него в ближайшее  время обязанность платить налоги.

Налоговое законодательство установило конкретные сроки постановки налогоплательщиков на учет в налоговом  органе. Налогоплательщики обязаны  подать заявление о постановке на учет в течение 5 дней после их государственной  регистрации. Заявление организации  о постановке на учет по месту нахож-дения  подлежащего налогообложению недвижимого  имущества или транспортных средств  подается в соответствующий орган  в течение 20 дней со дня его регистрации.

Таким образом, в  Российской Федерации создается  единый централизованный государственный  реестр налогоплательщи-ков, что существенно  усиливает одну из важнейших составных  частей налогового контроля в стране.

2. Налоговая проверка как основная  форма контроля

Основной формой контроля налоговых органов за полно-той  и своевременностью уплаты налогоплательщиками  причи-тающихся налогов является налоговая  проверка.

Налоговое законодательство установило два вида прове-рок, проводимых налоговыми органами: камеральные и  вы-ездные.

Камеральные налоговые  проверки могут проводиться в  отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться  только в отношении организаций  и индивидуальных предпринимателей.

В случае принятия решения о привлечении налогоплатель-щика к налоговой ответственности  за совершение налогово-го правонарушения руководитель налогового органа обязан изложить обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведен-ной  проверкой, на основе каких документов, и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих документов, а также четко изложить решение о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответствен-ности  за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса, предусматривающих ответствен-ность  за данные правонарушения и применяемые  к налого-плательщику меры.

Только после  принятия мотивированного решения  нало-гоплательщику может быть направлено требование об уплате недоимки по налогу и пеням.

Принципиально новое  во взаимоотношениях налоговых органов  и налогоплательщиков - это введенная  в Налоговом кодексе норма  об обязательном судебном порядке взыска-ния  с налогоплательщика штрафных санкций  за нарушение налогового законодательства (если налогоплательщик не уп-лачивает штраф добровольно). То есть штрафы за нарушение налогового законодательства с момента вступления в действие Налогового кодекса взимаются только по решению суда.

После вынесения  решения о привлечении налогоплатель-щика к ответственности за нарушение  налогового законода-тельства налоговый  орган должен обратиться в суд  с исковым заявлением о наложении  на этого налогоплательщика налого-вой  санкции. При этом до обращения в  суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно  уплатить соответствующую сумму  налоговой санкции. Обращение в  суд производится налоговым органом  только в случае, если налого-плательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или  же пропустил установленный в  требовании срок уплаты штрафной санкции.

Исковое заявление  о взыскании налоговой санкции  с ор-ганизации или индивидуального  предпринимателя подается налоговым  органом в арбитражный суд, а  с физического лица, не являющегося  индивидуальным предпринимателем, - в  суд общей юрисдикции. К исковому заявлению в обязательном по-рядке  должны быть приложены решение налогового органа и другие необходимые документы.

3. Налоговые правонарушения и  ответственность за их совершение

Налоговым кодексом РФ существенно изменены дейст-вовавшие до его принятия чрезмерно жесткие  нормы ответ-ственности за налоговые  нарушения. Эти нормы применялись  при отсутствии ясного и четкого  налогового законодательства, предупредительных процедур, а также при нечеткости и рас-плывчатости формулирования составов налоговых нарушений. В этих условиях зачастую не закон, а налоговые инспекторы и их руководители определяли сам факт нарушения налого-плательщиком налогового законодательства и соответственно размер штрафных санкций за это нарушение.

Процедура определения  нарушения законодательства о налогах  была чрезмерно проста для налоговых  органов, они сами могли трактовать налоговое законодательство при  том, что отсутствовала точная процедура  доведения до каждого на-логоплательщика  многочисленных и нередко противоречивых циркуляров, которые издавали уполномоченные органы испол-нительной власти.

Вследствие этого, а также непомерно раздутых размеров штрафных санкций не только за уклонение  от уплаты нало-гов, но и за неточность или небрежность при составлении  на-логовых отчетов, а то и просто за ошибку в расчете налогов, предприятия-налогоплательщики  сурово наказывались.

Все это привело  к тому, что к моменту принятия Налогового кодекса задолженность  предприятий-налогоплательщиков во все  виды бюджетов и внебюджетные фонды  по штрафам и пеням оказа-лась в два раза больше, чем основная недоимка предприятий. Поэтому при  подготовке и принятии Налогового кодекса  было принято решение о существенном снижении размеров штра-фов и пеней, а также о дифференциации ответственности  за налоговые нарушения.

В результате в  Кодексе установлено около 30 видов  составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса  их было фактически только два. При  этом меры ответственности в одних  случаях устанавливаются в процентном отношении к сумме налоговых  нарушений, а в других - в четко  фиксированной сумме.

Принципиально новым  в Налоговом кодексе является и то, что впервые в российской налоговой практике дано достаточ-но четкое определение понятия налогового правонарушения. Согласно Кодексу налоговым  правонарушением является ви-новно  совершенное противоправное, т. е. в  нарушение зако-нодательства о налогах  и сборах, действие или бездействие  налогоплательщика, за которое Налоговым  кодексом уста-новлены соответствующие  меры ответственности.

Основополагающими принципами привлечения к от-ветственности  за нарушение налогового законодательства, оп-ределенными в основном налоговом  законе страны, являются следующие:

- ни один налогоплательщик, будь то юридическое лицо, пред-приниматель  или налогоплательщик - физическое  лицо, не может быть привлечен  к ответственности за совершение  на-логового правонарушения иначе  как по основаниям и в по-рядке,  которые предусмотрены Налоговым  кодексом РФ;

- к налогоплательщику  не могут быть повторно применены  меры налоговой ответственности  за совершение одного и того  же нарушения налогового законодательства;

- ответственность  за действия, предусмотренные Налоговым  кодексом, совершенные физическим  лицом, наступает толь-ко в  том случае, если они не содержат  признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодатель-ством  РФ;

- привлечение налогоплательщика  - юридического лица к ответственности  за совершение налогового нарушения  не может освобождать его должностных  лиц (при наличии соответствующих  оснований) от административной, уго-ловной или иной ответственности,  предусмотренной зако-нами РФ;

- в случае привлечения  налогоплательщика к ответствен-ности  за нарушение налогового законодательства  он не ос-вобождается от обязанности  уплаты причитающихся сумм налогов; 

- налогоплательщик  не может считаться виновным  в нару-шении налогового законодательства, если эта виновность не доказана  и не установлена решением  суда, вступившим в законную силу;

- на налогоплательщика  не может быть возложена обязан-ность  доказывать свою невиновность  в совершении на-логового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств,  свидетельствующих о факте налогового  правонарушения и виновности  налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы;

- все сомнения  в виновности налогоплательщика  в совер-шении налогового правонарушения  согласно Налоговому кодексу  РФ всегда должны толковаться  в пользу налого-плательщика.

Принципиально новым  моментом при определении меры ответственности  налогоплательщика за нарушение  налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противо-правное действие или бездействие: умышленное правонаруше-ние и совершенное  по неосторожности.

Умышленным считается  такое правонарушение, когда совершившее  его лицо, осознавая противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно до-пускало  наступление их вредных последствий.

В то же время признается совершенным по неосторож-ности  такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного  характера своих действий или  бездействия либо вредный характер возникших в результате их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.

В зависимости от вины должностных лиц налогоплатель-щика, действия которых привели к нарушению  налогового законодательства, определяется и вина организации-налого-плательщика.

Одновременно с  этим установлены определенные обстоя-тельства, при наличии которых налогоплательщик не подле-жит ответственности за нарушение налогового законода-тельства. Суть этих обстоятельств состоит  в следующем.

Во-первых, вину налогоплательщика  исключают действия, совершенные  должностным лицом вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и  непреодолимых обстоя-тельств.

Во-вторых, не подлежат ответственности те действия на-логоплательщика, приведшие к нарушению налогового за-конодательства, которые являются следствием выполнения письменных разъяснений  по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым органом, или другим уполномоченным государственным органом, или их должност-ными лицами в пределах их компетенции.

И в-третьих, действия, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенного налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент их совершения в со-стоянии, при котором это  лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния, также исключают его вину.

Применение того или иного размера финансовых санкций за нарушение налогового законодательства зависит от обстоя-тельств, смягчающих или же, наоборот, отягчающих предус-мотренную в законе ответственность  за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельством, смягчающим ответственность за на-рушение  налогового правонарушения, является, в частности, совершение правонарушений вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также  под влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служеб-ной  или иной зависимости. Судом могут  быть признаны смяг-чающими и другие, не поименованные в Налоговом  кодексе обстоятельства.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, являет-ся совершение налогового правонарушения лицом, ранее (т. е. в течение 12 месяцев  со дня последнего применения санкций) привлекавшимся к ответственности  за аналогичное правона-рушение.

При наличии у  налогоплательщика хотя бы одного из ука-занных смягчающих ответственность  обстоятельств размер финансового  штрафа уменьшается не менее чем  в два раза по сравнению с тем  размером, который установлен Налоговым  ко-дексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается  в два раза.

Информация о работе Организация налогового контроля в РФ