Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:30, курсовая работа
Налоговый контроль осуществляется налоговыми органа-ми в различных формах. Одна из них - налоговая проверка, включая проверку данных учета и отчетности. Постановка на-логоплательщика на учет в налоговых органах также является формой налогового контроля. Формой налогового контроля выступает также получение различного рода объяснений нало-гоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, кроме того, он может осуществляться в виде осмотра поме-щений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
1. Организация налогового
Налоговый контроль
осуществляется налоговыми органа-ми
в различных формах. Одна из них -
налоговая проверка, включая проверку
данных учета и отчетности. Постановка
на-логоплательщика на учет в налоговых
органах также является формой налогового
контроля. Формой налогового контроля
выступает также получение
Контроль налоговых
органов за полнотой и своевремен-ностью
уплаты предусмотренных
Постановка на учет
в налоговых органах
Важно подчеркнуть,
что в целях усиления налогового
конт-роля установлена обязанность
организаций, в состав которых входят
обособленные подразделения, расположенные
на тер-ритории России, а также
в собственности которых
При этом Налоговый
кодекс устанавливает, что налогопла-тельщики
- организации и индивидуальные предприниматели
обязаны встать на налоговый учет
вне зависимости от того, имеются
или нет обстоятельства, с которыми
Кодекс связывает возникновение
обязанности по уплате того или иного
налога. Иными словами, обязанность
налогоплательщика встать на учет в
налоговом органе связана только
лишь с фактом его регистрации
в соответствующем
Налоговое законодательство
установило конкретные сроки постановки
налогоплательщиков на учет в налоговом
органе. Налогоплательщики обязаны
подать заявление о постановке на
учет в течение 5 дней после их государственной
регистрации. Заявление организации
о постановке на учет по месту нахож-дения
подлежащего налогообложению
Таким образом, в Российской Федерации создается единый централизованный государственный реестр налогоплательщи-ков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.
2. Налоговая проверка как
Основной формой контроля налоговых органов за полно-той и своевременностью уплаты налогоплательщиками причи-тающихся налогов является налоговая проверка.
Налоговое законодательство установило два вида прове-рок, проводимых налоговыми органами: камеральные и вы-ездные.
Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.
В случае принятия
решения о привлечении
Только после принятия мотивированного решения нало-гоплательщику может быть направлено требование об уплате недоимки по налогу и пеням.
Принципиально новое во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков - это введенная в Налоговом кодексе норма об обязательном судебном порядке взыска-ния с налогоплательщика штрафных санкций за нарушение налогового законодательства (если налогоплательщик не уп-лачивает штраф добровольно). То есть штрафы за нарушение налогового законодательства с момента вступления в действие Налогового кодекса взимаются только по решению суда.
После вынесения
решения о привлечении
Исковое заявление
о взыскании налоговой санкции
с ор-ганизации или
3. Налоговые правонарушения и
ответственность за их
Налоговым кодексом РФ существенно изменены дейст-вовавшие до его принятия чрезмерно жесткие нормы ответ-ственности за налоговые нарушения. Эти нормы применялись при отсутствии ясного и четкого налогового законодательства, предупредительных процедур, а также при нечеткости и рас-плывчатости формулирования составов налоговых нарушений. В этих условиях зачастую не закон, а налоговые инспекторы и их руководители определяли сам факт нарушения налого-плательщиком налогового законодательства и соответственно размер штрафных санкций за это нарушение.
Процедура определения нарушения законодательства о налогах была чрезмерно проста для налоговых органов, они сами могли трактовать налоговое законодательство при том, что отсутствовала точная процедура доведения до каждого на-логоплательщика многочисленных и нередко противоречивых циркуляров, которые издавали уполномоченные органы испол-нительной власти.
Вследствие этого,
а также непомерно раздутых размеров
штрафных санкций не только за уклонение
от уплаты нало-гов, но и за неточность
или небрежность при
Все это привело к тому, что к моменту принятия Налогового кодекса задолженность предприятий-налогоплательщиков во все виды бюджетов и внебюджетные фонды по штрафам и пеням оказа-лась в два раза больше, чем основная недоимка предприятий. Поэтому при подготовке и принятии Налогового кодекса было принято решение о существенном снижении размеров штра-фов и пеней, а также о дифференциации ответственности за налоговые нарушения.
В результате в
Кодексе установлено около 30 видов
составов налоговых правонарушений,
в то время как до принятия Кодекса
их было фактически только два. При
этом меры ответственности в одних
случаях устанавливаются в
Принципиально новым в Налоговом кодексе является и то, что впервые в российской налоговой практике дано достаточ-но четкое определение понятия налогового правонарушения. Согласно Кодексу налоговым правонарушением является ви-новно совершенное противоправное, т. е. в нарушение зако-нодательства о налогах и сборах, действие или бездействие налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом уста-новлены соответствующие меры ответственности.
Основополагающими
принципами привлечения к от-
- ни один налогоплательщик,
будь то юридическое лицо, пред-приниматель
или налогоплательщик - физическое
лицо, не может быть привлечен
к ответственности за
- к налогоплательщику
не могут быть повторно
- ответственность
за действия, предусмотренные Налоговым
кодексом, совершенные физическим
лицом, наступает толь-ко в
том случае, если они не содержат
признаков состава
- привлечение налогоплательщика
- юридического лица к
- в случае привлечения
налогоплательщика к
- налогоплательщик
не может считаться виновным
в нару-шении налогового
- на налогоплательщика
не может быть возложена
- все сомнения
в виновности
Принципиально новым моментом при определении меры ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противо-правное действие или бездействие: умышленное правонаруше-ние и совершенное по неосторожности.
Умышленным считается такое правонарушение, когда совершившее его лицо, осознавая противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно до-пускало наступление их вредных последствий.
В то же время признается совершенным по неосторож-ности такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер возникших в результате их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.
В зависимости от
вины должностных лиц налогоплатель-
Одновременно с
этим установлены определенные обстоя-тельства,
при наличии которых
Во-первых, вину налогоплательщика исключают действия, совершенные должностным лицом вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоя-тельств.
Во-вторых, не подлежат
ответственности те действия на-логоплательщика,
приведшие к нарушению
И в-третьих, действия,
содержащие признаки налогового правонарушения,
совершенного налогоплательщиком - физическим
лицом, находившимся в момент их совершения
в со-стоянии, при котором это
лицо не могло отдавать себе отчета
в своих действиях или
Применение того или иного размера финансовых санкций за нарушение налогового законодательства зависит от обстоя-тельств, смягчающих или же, наоборот, отягчающих предус-мотренную в законе ответственность за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельством, смягчающим ответственность за на-рушение налогового правонарушения, является, в частности, совершение правонарушений вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служеб-ной или иной зависимости. Судом могут быть признаны смяг-чающими и другие, не поименованные в Налоговом кодексе обстоятельства.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, являет-ся совершение налогового правонарушения лицом, ранее (т. е. в течение 12 месяцев со дня последнего применения санкций) привлекавшимся к ответственности за аналогичное правона-рушение.
При наличии у налогоплательщика хотя бы одного из ука-занных смягчающих ответственность обстоятельств размер финансового штрафа уменьшается не менее чем в два раза по сравнению с тем размером, который установлен Налоговым ко-дексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается в два раза.