Организация работы по праведению инвентаризации и переоценки основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 22:00, лекция

Описание работы

Инвентаризация основных средств – это проверка и документальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой руководителем организации. Сущность инвентаризации состоит в том, что в наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1 ред..docx

— 25.55 Кб (Скачать файл)

1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО  ПРАВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И  ПЕРЕОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ  СРЕДСТВ

1.1 Экономическая сущность, значение, задачи и цели проведения инвентаризации и переоценки основных средств

Инвентаризация основных средств – это проверка и документальное подтверждение  фактического их наличия, выявление отклонений от учетных  данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой руководителем  организации.

Сущность инвентаризации состоит в том, что в наличие  тех или иных объектов устанавливается  с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания  и пересчета. [9 c.53]

В основу классификации инвентаризаций положены два признака: полнота охвата ценностей, назначение и характер проверки.

В зависимости от полноты  охвата ценностей инвентаризации подразделяются на полные, частичные, выборочные и  сплошные.

Полная инвентаризация - это проверка в натуре всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату.

Частичной инвентаризацией - является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов и охватывает какой-либо один вид имущества предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе.

Выборочная инвентаризация - касается только части определенного  вида имущества предприятия. Она  может проводиться по переоценивающимся  материальным ценностям.

Сплошная инвентаризация  - проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятия.

 Основные задачи инвентаризации:                                                                                                                                        1) выявление фактического наличия  имущества на предприятии;                                                                      2) контроль за сохранностью имущества  путем сопоставления фактического  наличия имущества с данными  бухгалтерского учета;

3) выявление неиспользуемого имущества;

проверка соблюдения правил и условий хранения имущества;

проверка реальности стоимости  учтенного в балансе имущества.

Инвентаризация является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета, а также методологическим приемом фактического контроля при  проведении ревизии, аудита и др.

Инвентаризация представляет собой проверку объектов бухгалтерского учета в натуре органолептическим  путем, т.е. способ проверки соответствия фактического наличия имущества  в натуре данным бухгалтерского учета.

Основными целями инвентаризации являются:

- проверка полноты и  правильности отражения инвентаризируемых  объектов в учете;

- проверка фактического  наличия активов и контроль  их сохранности;

- проверка состояния товарно-материальных  ценностей (их фактического соответствия  стандартам по качеству) и условий  хранения таких ценностей;

- приведение учетной оценки  объектов инвентаризации в соответствие  с внешними и внутренними нормативными  документами и соответствующими  рыночными показателями;                                                                                                                                   - выявление причин несвоевременного  или неверного отражения хозяйственных  операций в учете, а также  причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных  нормативных документов и внутренних  инструкций и положений организации,  если такие операции имели  место.

Экономическая сущность переоценки состоит в приведении стоимости  основных фондов в соответствие с  современными условиями воспроизводства.

При переоценке определяется восстановительная текущая стоимость  основных средств, т.е. полная стоимость  затрат, которые должна осуществить  организация, ими владеющая, если бы она полностью заменила их на аналогичные  новые объекты по рыночным ценам, существующим на дату переоценки, включая  затраты на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, для импортируемых объектов —  также таможенные платежи н другие аналогичные затраты. [10]

Переоценке подлежат все  основные средства, находящиеся в  собственности предприятии, их хозяйственном  ведении, оперативном управлении н  долгосрочной аренде с правом выкупа, независимо от технического состояния, действующие и неиспользуемые, находящиеся  на консервации, в резерве, подготовленные к списанию, но не оформленные в  установленном порядке соответствующими актами и некоторые другие. Переоценка имущества, переданного в лизинг, осуществляется юридическим лицом, на балансе которого числится это  имущество.

В условиях инфляции по решению  правительства периодически проводится переоценка основных средств, позволяющая  устранить несоответствие первоначальной стоимости основных средств, приобретенных  ранее, современным ценам. При проведении переоценки основных средств путем уточнения их первоначальной стоимости получают так называемую восстановительную стоимость.

При принятии решения о  переоценке тех или иных основных средств в дальнейшем их переоценку придется производить регулярно, чтобы  стоимость основных средств, по которой  они отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности, существенно  не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Задача переоценки основных средств предприятия с одновременным  выбором рациональной политики амортизации  является оптимизационной задачей, в результате успешного решения  которой должен быть обеспечен максимальный чистый доход при заданном рациональном уровне амортизационных отчислений, что принципиально и определяет эффективность текущей деятельности и долгосрочной стратегии развития предприятия.

Поскольку сроки проведение работ по переоценке основных средств  предприятия тесно связаны законодательно с порядком отражения в бухгалтерском  и налоговом учете (начало отчетного  года), предприятиям необходимо ускорить процесс принятия решений и выбора эксперта-оценщика.

Как правило, переоценка основных средств осуществляется в  целях увеличения суммы чистых активов  за счет стоимости основных средств. Еще одной целью переоценки основных средств является приближение балансовой стоимости имущества к рыночной, тем самым, оптимизируя налогообложение. Связано это с тем, что таким  образом можно достичь оптимального соотношения между налогами на прибыль  и налогами на имущество.

1.2 Нормативно-правовые  документы  документы, регулирующие  вопросы инвентаризации и переоценки  основных средств

Для выявления результатов  инвентаризации используют книгу остатков материалов, в которой отводят  специальные графы для записи остатков материалов в натуральном  измерении по данным инвентаризационных описей. Затем составляются сличительные ведомости, для чего могут использоваться также данные отчетов материально  ответственных лиц. По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств  инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных  лиц письменные объяснения. На основании  предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает  характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с  этим определяет порядок регулирования  разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета, а свой заключения и приложения фиксирует в протоколе.

Нормативные правовые акты

     Общие.

     1.  Закон   РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском  учете и

отчетности»  (в  ред.  от  25.06.2001 № 42-З) (ст. 12 «Инвентаризация

имущества и обязательств»). [1 ст.12]

     2.   Методические   указания   по  инвентаризации  имущества  и

финансовых обязательств, утвержденные Минфином РБ 05.12.1995 № 54.

     3.    Инструкция    по   применению   Типового   плана   счетов

бухгалтерского  учета  (пояснения к счетам 41 «Товары», 42 «Торговая

наценка», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 92 «Внереализационные

доходы  и  расходы»),  утвержденная  постановлением  Минфина  РБ  от

30.05.2003 № 89.

     4.  Инструкция  о порядке отражения в бухгалтерском  учете налога

на  добавленную  стоимость  (пп.7,  8),  утвержденная постановлением

Минфина РБ от 16.12.2003 № 176. [2 пп.7,8]

     5.   Инструкция   о  порядке  исчисления  и   уплаты  налога  на

добавленную  стоимость  (пп.7,  8.4,  11,  13.2,  60),  утвержденная

постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 16.

     6. Инструкция  о порядке исчисления и уплаты  в бюджет налогов на

доходы  и прибыль (подп. 13.7), утвержденная постановлением МНС  РБ от

31.01.2004 № 19.

     По  инвентаризации  основных средств и объектов  интеллектуальной

собственности.

     1.  Инструкция  по бухгалтерскому учету основных  средств (п.29),

утвержденная  постановлением  Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (в ред.

постановления Минфина РБ от 26.12.2003 № 183).

     2. Положение   по  бухгалтерскому  учету нематериальных  активов

(п.27),  утвержденное  постановлением  Минфина РБ от 12.12.2001 № 118

(в ред. постановления  Минфина РБ от 31.03.2003 № 48).

     3.  Методические  рекомендации  по  оценке  стоимости   и  учету

объектов  интеллектуальной  собственности  в  составе нематериальных

активов и порядок экспертизы достоверности оценки стоимости  объектов

интеллектуальной  собственности  в  составе  нематериальных активов,

утвержденные приказом Госкомпатента  от 17.04.1998 № 20, Минэкономики

от  18.05.1998  № 41, Минфина  от 20.04.1998 № 109 и Государственного

комитета по науке и  технологиям РБ от 22.04.1998 № 75.

     4.  Разьяснение   к  Методическим  указаниям   по  инвентаризации

имущества   и  финансовых  обязательств,  утвержденным  Минфином  РБ

05.12.1995  №  54,  утвержденное  приказом  Минфина РБ от 18.05.1999

№ 126.

     5. Инструкция  об особенностях проведения инвентаризации, оценки

и   постановки   на   бухгалтерский  учет объектов  интеллектуальной

собственности,  утвержденная  постановлением Госкомпатента, Минфина,

Комитета  по  авторским  и  смежным  правам  при  Минюсте, ГНК РБ от

10.05.2001 № 22/51/21-О/64.

При проведении переоценки необходимо руководствоваться такими нормативными актами, как:

1) Указ Президента РБ  от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки  основных средств, не завершенных  строительством объектов и неустановленного  оборудования»; [3]

2) постановление Совета  Министров РБ от 17.11.2006 № 1543 «О  некоторых вопросах реализации  Указа Президента Республики  Беларусь от 20 октября 2006 г. №  622»;

3) Инструкция о порядке  переоценки основных средств,  не завершенных строительством  объектов и неустановленного  оборудования, утвержденная постановлением  Минэкономики, Минфина, Минстата  и Минстройархитектуры РБ от 20.11.2006 № 199/139/185/34 (далее - Инструкция  № 199/139/185/34).

 

1.3 Этапы и способы провидения  инвентаризации и переоценки  основных средств

Этапы проведения инвентаризации основных средств:

1.     Диагностика  состояния учета ОС;

2. проверка регистров  аналитического учета ОС, инвентарных  карточек ОС, книг, описей, техдокументации,  подготовка инвентаризационных  описей;

3.     Проверка  наличия / отсутствия ОС, соответствие  их инвентарным номерам (проверка  обозначения номеров на объектах); выявление объектов не годных  к эксплуатации и не подлежащих  восстановлению

4.     Соотнесение  итоговых показателей инвентаризации  с данными бухучета. Выявление  излишков, недостач

5.     Оформление  инвентаризационных документов; составление  сличительных ведомостей

6.     Приход излишков, списание недостач (с выявлением  их причин и отнесением либо  на виновных либо списанием  на издержки), корректировка пересортиц, внесение недостающих записей  в регистры, исправление неправильных  и неточных записей.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

1. наличие и состояние  инвентарных карточек, инвентарных  книг, описей и других регистров  аналитического учета;

2. наличие и состояние  аналитических паспортов или  другой технической документации;

Информация о работе Организация работы по праведению инвентаризации и переоценки основных средств