Организация управленческого учета по системе "JIT"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 09:12, реферат

Описание работы

Актуальна данная тема тем, что система JIT сводится к непрерывно-поточному предметному производству, т.е. снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что превращается в поштучное. С практической точки зрения главной целью системы ЛТ является уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия. Кроме того, система JIT воздействует на характер производственного учета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1Организация управленческого учета по системе «ЛТ» ………...…4
2 Менеджмент и калькулирование в системе «ЛТ»…..……………..9
2.1 Характеристики подхода «ЛТ»…………………………………….9
2.2 Подходы к калькулированию в системе «ЛТ»………………..…13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...16

Файлы: 1 файл

бух.учет реферат.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

Для понимания последовательности действий по оптимизации величины затрат рассмотрим цикл выполнения заказа в ходе бизнес-процесса. Так как главные особенности системы «ЛТ» связаны с организацией материального потока, следует поставить ограничение: рассмотреть те составляющие фрагменты бизнес-процесса, которые относятся к движению сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов и готовой продукции.

Можно выделить пять групп операций цикла прохождения заказа:

  • процесс ожидания обслуживания;
  • обработки заказа;
  • контроля;
  • транспортировки;
  • хранения.

Последовательность и масштабы групп операций зависят от конкретных условий внутренней и внешней среды предприятия. Например, ожидание обслуживания связано с переналадкой оборудования, очередностью работ в «узких местах» из-за дефицита рабочего времени персонала определенной квалификации; недостатка машинного времени конкретного оборудования и др. Оно может иметь место не только перед началом обработки заказа, но и в процессе производственного цикла. Процесс контроля качества может осуществляться при приемке сырья и материалов от поставщиков, в ходе технологического процесса, при приемке продукции. В ряде отраслей, например в пищевой промышленности, контроль качества осуществляется также в процессе хранения сырья, материалов и готовой продукции.

Группы операций, связанных с затратами на транспортировку материалов от поставщиков и готовой продукции покупателям, неизбежны. Их минимизация может достигаться выбором контрагентов, расположенных на близком расстоянии от предприятия; поощрения поставщиков, доставляющих материалы, и покупателей за «самовывоз» продукции. Затраты операций по ожиданию обслуживания снижаются путем перепланировки производственных площадей; затраты на контроль качества снижаются, например, за счет переориентации с последующего на предварительный контроль.

Наибольший эффект система «точно в срок» дает за счет снижения запасов и затрат на внутризаводское перемещение грузов. Обычно промышленное предприятие поддерживает три категории страховых запасов: запасы сырья, материалов и комплектующих изделий; незавершенного производства и готовой продукции.

Все эти запасы играют роль буфера на случай, если будут нарушены договорные условия сроков, качества, комплектации поставки материалов, остановки производственного процесса из-за поломок оборудования, допущенного брака и т.д. Кроме того, могут возникать запасы в цеховых кладовых, межоперационные запасы из-за нерациональной организации производственного процесса и даже из-за неправильной системы мотивации. Например, на Волжском автозаводе максимальный размер премий выплачивается за 100%-ное выполнение объемных показателей, на ряде же других предприятий стимулируется не только выполнение, но и перевыполнение производственной программы. Хранение запасов сопряжено с дополнительными затратами на содержание складских помещений, расходами на оплату труда кладовщиков, возможными потерями в процессе хранения. Наличие больших и плохо организованных запасов может провоцировать хищения, вести к халатности.

2. Подход «точно в срок» рассматривается  в неразрывной связи с комплексными  системами управления качеством.  Причем в отличие от традиционной  концепции качества приемлемого  уровня, допускающего некоторый брак, в системе ЛТ стремятся к идеальному качеству. Только при высоком качестве сырья, материалов и комплектующих изделий можно рассчитывать, что не будет сбоя в производстве при поставках «с колес». Система управления «точно в срок» требует тщательного контроля качества в ходе технологического процесса, так как появление даже одной забракованной детали может иметь серьезные последствия из-за остановки всего бизнес-процесса. Ч.Т. Хорнгрен и Дж. Фостер [5] пишут о необходимости привлечения рабочих к сплошному контролю качества при переходе к поточному производству с непрерывным ритмом. В этом случае личное наблюдение становится лучшим способом контроля.

3. Подход «ЛТ» ориентирован на  спрос, т.е. продукция производится только тогда, когда в ней есть потребность в нужных количествах; спрос

лежит в основе перемещения материалов и продуктов в рамках производственной системы. Иначе этот аспект называют принципом «втягивания».

В качестве примера отличий традиционного  подхода от ЛТ, следующего только за спросом, Д.К. Шим и Д.Г. Сигел приводят действия менеджера ресторана быстрого обслуживания. При системе «точно в срок»: покупатель заказывает гамбургер; официант берет готовую порцию с прилавка; повар, который не спускает глаз с прилавка, готовит новые порции, как только их количество уменьшилось. Менеджер заказывает еще полуфабрикаты, когда видит, что запасы у повара уменьшились ниже нормы. В результате получается, что заказ покупателя «тянет» за собой всю цепочку продуктов. При традиционной системе владелец ресторана планирует, сколько отбивных будет заказано в течение недели, затем подсчитывает, сколько мяса пойдет на одну отбивную и на недельный план реализации отбивных. На основе этого владелец ресторана определяет, сколько продуктов ему понадобится на неделю и осуществляет закупки. По словам Д.К. Шима и Д.Г. Сигела; «спрос «ведет» продукцию через весь производственный процесс» [6].

2.2 Подходы к калькулированию в системе «ЛТ»

ЛТ-калькулирование представляет собой модификацию попередельного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Для попередельного метода характерен учет движения полуфабрикатов на специальных счетах, но калькулирование в системе ЛT отрицает полуфабрикатный вариант учета затрат на производство. Рассматриваемые ниже калькуляционные методы могут применяться только вместе с производственной системой JIT. В связи с отсутствием отечественной практики организации ЛТ-производства, в основном описываются западные подходы к перспективному калькулированию производства «точно в срок». Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в системе ЛT получили несколько названий: backflush costing, delayed costing, endpoint costing, post-deduct costing. Сложно дать прямой перевод каждому из этих названий. Учитывая сущность калькулирования в системе ЛТ, можно их перевести как «калькулирование по последней операции», «отложенное калькулирование», «калькулирование от обратного».

В основе всех модификаций калькуляционных  систем в производстве «точно в срок» лежит принцип ликвидации избыточной информации для управления. Во-первых, в связи с минимизацией расходов на хранение и внутризаводскую транспортировку для менеджеров становится нерелевантными учетные данные по всем стадиям движения материального потока. Производство рассматривается как черный ящик. Во-вторых, прямое отнесение затрат на оплату труда основных производственных рабочих также становится нерелевантным, поэтому данные затраты учитываются в составе общепроизводственных расходов. Как следствие этих двух причин вносятся изменения в рабочий план счетов; сокращаются учетные записи.

Можно выделить три подхода к  калькулированию в системе ЛТ:

1) ликвидируется учет операций, связанных с движением и наличием материалов на складах; ликвидируется обособленный учет прямоотносимой заработной платы основных производственных рабочих и начислений на нее;

2) ликвидируется учет операций, связанных с отпуском в производство материалов и выпуском готовой продукции; ликвидируется обособленный

учет прямоотносимой заработной платы основных производственных рабочих;

3) ликвидируется учет операций, связанных с движением и наличием материалов на складах; учет затрат в процессе производства; учет операций, связанных с выпуском готовой продукции; ликвидируется обособленный учет прямоотносимой заработной платы и начислений основных производственных рабочих.

Третий вариант наиболее радикальный. При нем все записи о расходе материалов, заработной платы и другие осуществляются только в момент продажи продукции на счете «Продажи».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышеизложенное, отмечу, что  цель подхода «точно в срок» - обеспечение  непрерывного движения материалов, полуфабрикатов и продукции без простоев и хранения с соблюдением заложенных параметров качества и на этой основе достижение максимального сокращения цикла производства и продажи заказа, приближения его к времени обработки. Исходя из цели подхода ЛТ, в управленческом учете должны быть решены задачи функционально-стоимостного анализа операций для их возможного сокращения; анализа доходности вариантов приобретения крупных и мелких партий материалов с использованием альтернативных; калькулирования и бюджетирования.

Для обеспечения поставок «точно в  срок» следует ограничить число поставщиков; выбрать близкорасположенные организации и поставщиков на основе конкурентных-предложений, материалов и комплектующих изделий; установить долгосрочные связи с поставщиками; оказывать помощь поставщикам по повышению качества поставок; устанавливать тесное сотрудничество между контролерами за качеством поставщика и заказчика; ориентировать поставщиков на переход на ЛТ-производство; заключать договоры на поставку мелкими партиями, минимизировать объем сопутствующей документации. Использование подхода «точно в срок» за счет снижения затрат и повышения качества приводит к повышению эффективности бизнес-процесса и к повышению конкурентоспособности организации в долгосрочном периоде. Однако возможны следующие трудности: сложно избежать ошибок в ассортименте и срывов поставок, а каждый такой сбой приводит в условиях ЛТ-производства к остановке производственного процесса с неизбежными последствиями. Лучшим является вариант, при котором создается цепочка предприятий-партнеров, работающих по системе «точно в срок». 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бахрушина М. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Финстатинформ. 1998.
  2. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: АУДИТ. 1998
  3. Каверина А. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и Статистика. 2003
  4. Керимов В. Управленческий учет. - М.: ЮНИТИ. 2001
  5. Хонгрен Ч.Т., Дж. Фостер. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М.: Финансы и статистика. 1995
  6. Шим Дж., Сигел Д. Методы управления стоимостью и анализа затрат. - М.: Филинъ. 1996

 


Информация о работе Организация управленческого учета по системе "JIT"