Основные аспекты бухгалтерского учета в ООО «Феникс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение системы организации бухгалтерского учета в коммерческих организациях.

Чтобы достичь указанной цели необходимо поставить и решить в ходе работы, следующие задачи:
познакомиться с нормативно – правовой базой бухгалтерского учета;
изучить нормативно – правовую базу, касающуюся коммерческих организаций, а также организацию и порядок бухгалтерского учета в коммерческих организациях;
изучить требования бухгалтерской отчетности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основная часть. Основы бухгалтерского учета и контроля в коммерческих организациях………………………………………………………………………….6
1.1 Система бухгалтерского учета в коммерческих организациях, их учетная политика …………………………………………………………………………........6
1.2 Нормативно – правовая база бухгалтерского учета……………………........15
1.3 Бухгалтерская отчетность: понятия, требования……………………………..20
1.4 Типовые формы бухгалтерской отчетности…………………………………..23
2. Практическая часть. Основные аспекты бухгалтерского учета в ООО «Феникс»……..………………………………………………………………………26
2. 1.Организация бухгалтерского учета в ООО «Феникс»………………………….29
2.2. Изучение учетной политики, особенностей порядка ведения бухгалтерского учета ООО «Феникс»………………………………………………………………....31
2.3.Учет и анализ товарных операций ООО «Феникс»……………………………....34
2.4 Учет и анализ денежных средств и расчетных операций ООО «Феникс»…………………………………………………………………………………41
2.5 Учет и анализ труда и расчетов с персоналом ООО «Феникс»…………………47
2.6.Учет основных средств, нематериальных активов, производственных запасов ООО «Феникс»…………………………………………………………………………..49
2.7. Учет и анализ доходов, расходов и финансовых результатов ООО «Феникс»……………………………………………………………………………..…52
2.8. Бухгалтерская отчетность. Анализ бухгалтерской отчетности ООО «Феникс»…………………………………………………………………………………57
Заключение…...…………………………………………………………………………..60
Глоссарий…...……………………………………………………………………………63
Список использованных источников…………………………………………………...65
Список сокращений…………………………………

Файлы: 1 файл

1. Основная часть. Основы бухгалтерского учета и контроля в комм(1).doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

Принцип ответственности  руководителя. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» определено, что руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности.   [35,33] 

Принцип определения  факта хозяйственной деятельности. Поскольку предметом бухгалтерского учета являются хозяйственные операции, то, очевидно, что все факты хозяйственной  деятельности, подлежащие отражению в учете, должны быть четко определены.

Принцип непрерывности  и всеобъемлющего характера. В бухгалтерском учете осуществляется сплошной, непрерывный и полный учет всех хозяйственных операций, чем достигается всеобъемлющий характер бухгалтерского учета. Все первичные документы должны быть своевременно, достоверно и полно зарегистрированы в бухгалтерском учете.   [35,33]                    

      Принцип обособления имущества. Имущество организации, являющееся собственностью организации, должно учитываться обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации, в том и от имущества собственников. Этот же принцип необходимо соблюдать и при учете имущества, полученного доверительное управление;

Принцип двойной записи. Каждая хозяйственная операция в денежном выражении отражается по дебету одних счетов и по кредиту других счетов, - это хрестоматийный принцип, известный всем, кто хотя бы один раз слушал лекцию по бухгалтерскому учету. 7

Принцип баланса. Баланс в бухгалтерском учете – это экономическая группировка имущества по составу и по источникам их формирования. В активе баланса отражаются основные средства, запасы, затраты, денежные средства и расчеты с дебиторами; в пассиве – источники собственных средств (уставный капитал и прибыль), а так же расчеты с кредиторами. Принцип баланса требует соблюдения балансовой формулы: сумма активов равна сумме пассивов.[35,34]

Принцип соответствия. Все факты хозяйственной деятельности организации должны относится к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, все доходы данного отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, обусловившими получение этих доходов.

Принцип отчетного периода. Согласно ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций является календарный год, при этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала года. [3,2]

Изучив бухгалтерский  учет с разных сторон, следует также  детально рассмотреть понятие «учетная политика организации».

 Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика для целей бухгалтерского учета закреплена в следующих нормативно-правовых документах: Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте» Положением по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008

 К способам ведения  бухгалтерского учета относятся:

  • способы погашения стоимости активов;
  • организация документооборота;
  • инвентаризация;
  • способы применения счетов бухгалтерского учета;
  • система регистров бухгалтерского учета;
  • способы обработки информации;
  • иные соответствующие способы и приемы8.

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией для использования. Методы учета различных активов и обязательств установлены положениями по бухгалтерскому учету, и организация должна самостоятельно решить, какие из них она будет применять.[41,49]

Определяя учетную политику организации, необходимо учитывать следующие основные требования:

Требование полноты. Учетная политика должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности. Выполнение этого требования достигается в процессе организации системы документооборота.

Требование своевременности. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском  учете и бухгалтерской отчетности обеспечивается благодаря четкому составлению первичных учетных документов в соответствии с требованиями закона о бухгалтерском учете и своевременному отражению их в бухгалтерской отчетности. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.[3,3]

Требование осмотрительности. Предполагает большую готовность к  признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Требование приоритета содержания перед формой. Отражение  в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности следует  производить исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости. В бухгалтерском учете неукоснительно соблюдается тождественно данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Требование рациональности. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации  достигается обоснованным разделением  расходов на прямые и косвенные, возможностью для малых предприятий вести учет по упрощенным формам и т. п.

Учетная политика организации  составляется главным бухгалтером  и утверждается руководителем организации. Положения учетной политики организации должно применяться всеми ее обособленными подразделениями.

Только что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить – в указанные сроки.[43,1]

При формировании учетной  политики организации предлагается учитывать, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций;
  • организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем;
  • учетная политика организации применяется последовательно из года в год
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты 9.

Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 при  формировании учетной политики предполагаются следующие допущения 10:

    • Допущение имущественной обособленности.
    • Допущение непрерывности деятельности.
    • Допущение последовательности применения учетной политики.
    • Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Факты хозяйственной  деятельности организации относятся  к тому отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Это допущение – единственное, которое не согласуется с правилами налогового учета.

Но можно и вносить  изменения  в учетную поли тику. Делается это согласно п. 16 ПБУ 1/2008 в следующих случаях11:

  • когда меняется законодательство Российской Федерации или нормативные документы по бухгалтерскому учету;
  • когда организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;
  • когда изменились условия деятельности организации .

Внесение изменений  в учетную политику всегда оформляется приказом руководителя. Если же у организации возникли операции, схема учета которых не была установлена, то учетную политику следует просто дополнить. Все дополнения тоже утверждаются приказом руководителя. Вносить их можно в течение всего года.

Ответственным за организацию  бухгалтерского учета на предприятии  является руководитель. Именно он принимает решение о том, как нужно вести учет. В зависимости от сложности хозяйственных операций, количества работников, наличия обособленных подразделений и объема работ вести учет могут:

    • бухгалтерия, под руководством главного бухгалтера;
    • один бухгалтер, состоящий в штате организации;
    • специализированная организация (аудиторская фирма) или бухгалтер-специалист, работающий по договору гражданско-правового характера;

Выбранный способ деятельности должен быть указан в приказе об учетной политике. И обязательно следует пояснить, какую форму бухгалтерского учета будет использовать предприятие. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. Основными формами ведения бухгалтерского учета являются12:

  • журнально-ордерная;
  • мемориально-ордерная;
  • упрощенная форма учета для малых предприятий;
  • автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Нормативно  – правовая  база бухгалтерского учета

 

Правила, лежащие в  основе организации и ведения  бухгалтерского учета, которые  принимают и исполняют все участники хозяйственной деятельности регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.

Все правовые документы, касающиеся регулирования бухгалтерского учета, подразделяются на четыре уровня:13

1.Законодательный – законы, постановления, указы органов федеральной власти

  1. Нормативный – положения по бухгалтерскому учету министерств и ведомств
  2. Методические – приказы, инструкции по отраслям и ведомствам
  3. Уровень хозяйствующего субъекта – организационно – распорядительные документы руководства предприятия

Первый уровень - представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Основу системы документов такого уровня представляют:

  • Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (с изменениями и дополнениями).
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.2) от 26.01.1996 №-14 ФЗ (в редакции от 08.04.2007г. №243-ФЗ) // СЗ РФ от 23.05.2007 -№ 32

Второй уровень - представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации, т.е. стандартами по бухгалтерскому учету, в которых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемые Правительством РФ. В настоящее время используется 20 Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету:

  • План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н) и др.;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. №34н), (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н, от 18.09.2006 N 116н, от 26.03.2007 N 26н);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08), утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н (ред.от 06.10.08);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда » (ПБУ 2/08), утвержденное Приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 г. N 116н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденное Приказом Минфина РФ от 27. 11. 2006 №147н (ред. от 25.12.07);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06. 07. 99 №43н (ред. от 18.09.06);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально – производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 09. 06. 2001 №44н (ред. от 26.03.07);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 30. 03. 97 №26н (ред. от 27.11.06);
  • Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Минфина РФ от 25. 11. 98 №56н(ред. от 20.12.07);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утверждено Приказом Минфина РФ от 28. 11. 2002 №96н (ред. от 20.12.07);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06. 05. 99 №32н (ред. от 27.11.06);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06. 05. 99 №33н(ред. от 27.11.06);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/08), утвержденное приказом Минфина РФ от 29. 04. 2008 №48н (ред. от 26.05.08);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 27. 01. 2000 № 11н (ред. от 18.09.06);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 16. 10. 2000 №92н (ред. от 18.09.06);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07), утвержденное приказом Минфина РФ от 27. 12. 2007 №153н (ред. от 23.01.08);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 02. 07. 2002 №66н(ред. от 18.09.06);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное прик<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt;

Информация о работе Основные аспекты бухгалтерского учета в ООО «Феникс»