Основные модели затрат на современных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением. Являясь механизмом, позволяющим вернуть в банки выданные в виде заработной платы денежные средства, торговля формирует основы финансовой стабильности государства. В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Внутренняя торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы учета затрат в торговой организации 5
1.1 Формирование затрат в организациях торговли 5
1.2 Издержки обращения в торговле 7
1.3 Нормативно-правовые и методологические основы формирования издержек обращения торговли 8
Глава 2. Бухгалтерский учет и контроль издержек в ООО "ПРОД – ЛАЙН" 11
2.1 Организация учета затрат в ООО "ПРОД – ЛАЙН" 11
2.2 Расчет издержек обращения на остаток товаров 16
2.3 Учет расходов на организацию торгового процесса 18
2.4 Управленческий контроль затрат предприятия 20
Глава 3. Анализ недостатков учета затрат и себестоимости продукции в практике и возможные направления их совершенствования 23
3.1 Совершенствование методики учета затрат на производство и точности исчисления себестоимости продукции 23
3.2 Основные пути и резервы снижения издережек обращения 24
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая Бух.учет.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Согласно п.8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация;

5) прочие затраты.

Организация учитывает транспортные расходы, связанные с доставкой товаров, в составе расходов на продажу. Данные для расчета транспортных расходов: остаток по транспортным расходам на 31.05.08 - 30 000 руб.;

транспортные расходы за июнь - 65 000 руб.;

реализовано товаров за июнь на сумму 3 000 000 руб.;

стоимость нереализованных товаров на 30.06.2008 - 1 000 000 руб.

Средний процент транспортных расходов составит:

(30 000 руб. + 65 000 руб.): (3 000 000 руб. + 1 000 000 руб.) x 100% = 2,375%.

Таким образом, сумма транспортных расходов, относящаяся к реализованным товарам, будет равна 71 250 руб. (3 000 000 руб. x 2,375%).

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составит 23 750 руб. (1 000 000 руб. x 2,375%).

Таким образом, для сближения бухгалтерского и налогового учетов можно зафиксировать в учетной политике одинаковый порядок списания транспортных расходов, то есть на основании положений, предусмотренных в ст.320 Налогового кодекса РФ.

 

2.4 Управленческий контроль затрат предприятия

Под общей системой контроля на предприятии понимают коммуникационную сеть управленческого учета, с помощью которой обеспечивается соответствие решений, принятых на предприятии, с реализацией их на практике, и основа правильных действий в будущем.

Система контроля, как установление обратной связи, должна обеспечить, с одной стороны, планирование издержек, а с другой, их контроль. В итоге получается некая интегрированная система, в которой и планирование, и контроль осуществляются как две органически связанные составляющие единого процесса. Здесь важно выделить два фокуса внимания для планирования и контроля.[9, с. 154]

Первый это тип контролируемых параметров. С одной стороны, система должна содержать стоимостные характеристики, которые планируются и измеряются в денежном выражении.

С другой, в систему управленческого учета обязательно должны быть включены операционные показатели, характеризующие нормы расхода и потребления сырья, уровня производительности, обеспечив анализ и контроль их сравнительной динамики.

Второй фокус внимания организационная процедура планирования и контроля. Эта процедура может носить традиционный (структурный) характер, когда издержки планируются и контролируются по учетным статьям и подразделениям (центрам затрат). Альтернативой традиционной процедуре является процессно-ориентированный подход, при котором издержки планируются и контролируются по основным процессам. Для этого, естественно, следует предварительно детально прописать существующие бизнес-процессы, что даст формализованное описание всех выполняемых работ, и затем, планировать и контролировать издержки сообразно выполняемой работе.

Причинами возникновения контроля являются:

Неопределенность под воздействием множества случайных факторов, фактические условия в которых действуют предприятия, могут сильно отличаться от предполагавшихся, поэтому, чтобы оценить степень воздействия таких изменений и скорректировать действия предприятия необходимо специальный механизм, роль которого и выполняет контроль затрат (К/З)

Предупреждение возникновения кризисных ситуаций для деятельности фирмы необходим механизм отслеживания и своевременного предупреждения негативных тенденций в окружающей среде, позволяющий своевременно фиксировать ошибки в планировании и прогнозировании затрат и исправить их прежде, чем они помешают достижению поставленных целей.

Поддержание успеха контроль способен оценить не только негативные, но и позитивные тенденции. В результате руководитель может избрать наиболее эффективные и перспективные направления деятельности и скорректировать

 

Глава 3. Анализ недостатков учета затрат и себестоимости продукции в практике и возможные направления их совершенствования

3.1 Совершенствование методики учета  затрат на производство и точности  исчисления себестоимости продукции

 Как  было видно из анализа действующей  практики в ООО "Прод – Лайн" учет затрат предусматривает разделение их на прямые и косвенные, и калькулируется полная фактическая себестоимость. Недостатки этой методики учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в основном сводятся к следующему: показатель себестоимости продукции не всегда достоверно отражает объем действительных издержек производства и реализациипродукции; недостаточная аналитичность учета затрат на производство в разрезе калькуляционных статей расходов затрудняет анализ изменений уровня и структуры себестоимости продукции, вызываемых техническим прогрессом; используются методы распределения косвенных расходов, не обеспечивающие достоверность калькулирования себестоимости отдельных видов продукции.

 По моему  мнению, целесообразнее применять  другой вариант учета затрат, принципиально новый для отечественной  учетной теории и практики. Этот  вариант предполагает разделение  всех затрат за отчетный период  на производственные, обусловленные протеканием производственного процесса, и периодические, более связанные с длительностью отчетного периода. Прямые производственные затраты собираются по дебету счетов 20 или 23 , косвенные производственные затраты – по дебету счета 25 с кредита счетов производственных и финансовых ресурсов. В конце отчетного периода в расчете себестоимости отдельных видов продукции помимо прямых производственных затрат включаются и косвенные производственные затраты, учтенные в течении отчетного периода на счете 25, что отражается записью по дебету счетов 20 или 23 и кредиту счета 25. Периодические же затраты, собираемые на счете 26, при этом варианте не включаются в себестоимость объектов калькулирования, а списываются в конце отчетного периода непосредствен но на уменьшение выручки от реализации продукции: дебет счета 46, кредит счета 26.

 Этот  вариант учета затрат и результатов  предусматривает применение на  практике основной идеи западной  системы "директ-костинг" - разделение  общих текущих затрат отчетного периода по признаку их взаимосвязи с производством на производственные (прямые, условно-переменые) и периодические (косвенные, условно-постоянные) и калькулирование неполной производственной себестоимости.

 Два  основных преимущества второго  подхода к учету затрат заключаются в следующем: с одной стороны снижение трудоемкости учета, его упрощение, с другой - в связи с иным подходом к калькулированию появляются дополнительные аналитические возможности.

 Относительно  составления точных калькуляций. Не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на изделие, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическую себестоимость. Если смотреть с этих позиций, то наиболее точной является калькуляция по прямым (переменным) расходам, которая получается при использовании западной системы "директ-костинг", то есть при втором подходе к учету затрат. В этом случае в калькуляцию включаются расходы, непосредственно связанные с изготовлением данного изделия.

 

 3.2 Основные пути и резервы снижения издержек обращения

Процесс снижения издержек обращения (но не в ущерб качеству обслуживания) способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышает доверие со стороны партнеров, кредиторов, и самое главное покупателей.

Безусловно, на величину издержек обращения существенное влияние оказывает рост товарооборота.

Рост товарооборота и совершенствование его структуры является одним из непременных условий снижения, как объема, так и удельного веса издержек обращения в структуре розничного товарооборота торгового предприятия. Только сопутствующие товары могут привести (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) к изменению на 10-15 % розничного товарооборота торгового предприятия. При этом рост затрат, связанных с реализацией сопутствующих товаров составит 8-9 %. Таким образом, в результате увеличения предложения сопутствующих товаров есть возможность существенно увеличить розничный товарооборот с незначительным ростом издержек обращения.

Таблица 1. – Экономия издержек обращения вследствие увеличения предложения сопутствующих товаров на 10 % в магазине ООО «Прод – Лайн» 2013 г.

Показатели

Товарооборот

Издержки обращения

Уровень издержек

Изменение, %

10

9

0,9

2013

1574133

206634

13,13

2013 год при условии увеличения предложения сопутствующих товаров

1731546

225231

13,01

Результат ( +,-)

+157413

-918597

-0,12


 

Если применить этот подход к формированию товарооборота в магазине, то можно отметить следующее. В ходе роста товарооборота за счет увеличения предложения сопутствующих товаров только на 10 % товарооборот увеличился бы до 1731546 рублей.

ТО1= ТО* (100+У)/100

1574133*(100%+10%)/100)=1731546 рублей.

Где ТО1- объем товарооборота с учетом предлагаемого изменения,

У- удельный вес предлагаемых товаров, %

А издержки обращения выросли на 9 %. Их сумма составит 225231 рублей ( 206634*(100+9)/100

Уровень издержек обращения в данном случае составил бы по : 13,01%, то есть (225231/1731546)*100%

Экономия издержек обращения составила бы по уровню 0,12 (13,13-13,01)

По сумме: 918597 рублей.

Из данных, представленных в таблице 3 можно сделать вывод о том, что увеличение предложения сопутствующих товаров является существенным резервом экономии торговых расходов. Это происходит потому, что увеличивается товарооборот сопутствующих товаров и при этом сокращаются издержки по их хранению.

Расходы, связанные с хранением. Подработкой, подсортировка и упаковкой товаров составили 1722 рублей. При этом на долю расходов (согласно данным экономического анализа, проведенного в магазине Премиум) по хранению приходится около 40% этих расходов, что в сумме дает: 1722*40%/100=688,8 рублей.

Следовательно, расходы, связанные непосредственно с подработкой, подсортировкой и упаковкой товаров составили: 1722-688,8=1033,2 рублей.

А удельный вес этих расходов составит: 1033,2/1574133*100=0,07%

Предположим, что удельный вес фасованных товаров в структуре товарооборота при анализе заключенных договоров на поставку товаров увеличится на 10%. Тогда их величина товарооборота по этим товарам составила бы: 110189,3*(100+10)/100=121208,2 рублей.

При этом товарооборот по товарам, требующих подработки, подсортировки и упаковки в 2013 году составил бы (1574133-1463943,7) 110189,3 рублей. Расходы, связанные с подработкой, подсортировкой и упаковкой составили бы (при условии их снижения хотя бы в 1,3 раза) 1033,2/1,3=794,7 рублей. Удельный вес этих расходов составил бы: 794,7/1574133*100=0,05%

Изменение уровня расходов, связанных с подработкой, подсортировкой и упаковкой товаров составило бы: 0,5-0,11=0,39%

А экономия расходов, связанных с подработкой, подсортировкой и упаковкой товаров составили бы: 1033,7-794,7=238,5 рублей.

Немаловажным направлением реформирования состава и структуры розничного товарооборота, которое приведет к сокращению издержек обращения торгового предприятия, будет снижение удельного веса низкорентабельные товаров (молочные продукты, хлебобулочные изделия, детское питание).

Таблица 2 - Экономия издержек обращения по нерентабельным и малорентабельным товарам 2013г.

Показатель

Товарооборот

Товарооборот низкорентабельные товаров

Уровень товарооборота по низкорентабельным товарам, %

Изменение, %

+5

0

 

2013

1574133

15809,9

10,00

Итог

1652839,6

15847,9

9,5

Результат (+,-)

78706,6

38

-0,5


 

Сокращение удельного веса «издержкоемких» товаров, которого можно добиться за счет того, что при не низменном составе ассортимента увеличить товарооборот. Это повлечет за собой снижение доли низкорентабельные товаров в общей структуре розничного товарооборота.

Согласно выборке, проведенным по накладным в 2013 году удельный вес низкорентабельные товаров в общей структуре розничного товарооборота составил 12,51%. А их сумма: 1574133*12,51%/100=19692,36 тыс. руб.

Допустим при увеличении товарооборота на 5: его величина составит при неизменной сумме низкорентабельных товаров: 1574133*(100%+5%)/100=1652839,6 тыс. руб.

При неизменной сумме низкорентабельных товаров в общей составе товарооборота их удельный вес составит: 15809,97/1652839,6*100%=9,5%

При этом уровень нерентабельных товаров в увеличенном товарообороте при неизменной сумме нерентабельных товаров составил бы на 0,61% (11,90-12,51) меньше в общем объеме товарооборота. А, следовательно, уровень издержек обращения уменьшился бы на 0,03% (исходя из данных, приведенных экономическим отделом предприятия)

Для представления общего объема экономии издержек обращения, связанного с реформированием розничного товарооборота торгового предприятия. Следует свести все направления в таблице 3.

Таблица 3 – Экономия издержек обращения в ходе реформирования розничного товарооборота

Направления реформирования товарооборота

Сумма экономии

Уровень экономии

Увеличения предложения сопутствующих товаров

918,597

0,12

Повышение удельного веса фасованных товаров

238,5

0,39

Снижение удельного веса низкорентабельных товаров

38

0,5

ИТОГО

1195,1

1,07


 

Таким образом, на основании проведенных расчетов, можно сделать вывод о том, что реформирование состава и структуры розничного товарооборота торгового предприятия магазин позволит сэкономить 1195,1 тыс. рублей, а по уровню это составило бы 1,07%

Существуют еще и другие способы реформирования состава товарооборота торгового предприятия. К ним можно отнести:

- увеличение  доли оптовой продажи товаров. Это позволит сократить издержки на хранение.

- применение  более прогрессивных методов  обслуживания (самообслуживание и  автоматизация расчетов позволит  увеличить товарооборот на 12-20% при  росте издержек обращения торгового  предприятия на 3-5%). Безусловно, на величину издержек обращения существенное влияние оказывает качество коммерческой работы и ускорение товарооборачиваемости.

Информация о работе Основные модели затрат на современных предприятиях